Не то, что надо: Почему ЗСТ с Израилем не принесет нам много пользы

Не то, что надо: Почему ЗСТ с Израилем не принесет нам много пользы
Владимир Гройсман и Беньямин Нетаньяху Пресс-служба Кабмина

Алексей Кущ

экономист

Украина практически завершила процесс создания зоны свободной торговли с Израилем. 11 июля наш парламент ратифицировал соответствующее соглашение, до этого подписанное правительством в январе этого года. За проголосовали 230 нардепов. Среди базовых условий: Израиль отменяет ввозные пошлины на 80% украинских товаров в промышленном сегменте и всего лишь на 9% - в аграрном. Украина действует несколько ассиметрично: отмена 70% импортных пошлин на израильские промышленные товары и 6% пошлин – на сельскохозяйственные. После того как соглашение ратифицирует израильский парламент - Кнессет, оно вступает в силу в течение 60 дней с указанной даты. 

Данное событие осталось практически незамеченным на фоне процедуры экзорцизма в исполнении президента по изгнанию "бориспольского черта" (с ударением на "а"), а также эпичной сценки поверженья "таможенных басаврюков". Последние, правда, лишь удалились в "декретный отпуск", но этот так, мелочи.

Новости по теме

Предыдущая власть была озабочена созданием вокруг Украины целого пояса бессмысленных договоров о ЗСТ. Речь не идет о соглашении с ЕС, в первую очередь мы имеем в виду такие "прожекты", как зона свободной торговли с Албанией, вхождение в Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), где остались лишь Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн. Не менее эпично звучало и присоединение к соглашению Пан-Евро-Мед. О ЗСТ с Канадой и вовсе умолчим, ведь главный мотиватор заключения оного – это возможность для некоторых высших чиновников за "халявный" бюджетный счет наведаться к дочуркам и внучкам, которые любят Украину из комфортабельных таунхаусов в Торонто. То, что после заключения ЗСТ с Канадой вырос наш торговый дефицит во взаимной торговле, – не беда. Товарные объемы все равно мизерные, и смысла в соглашении не было ни до, ни после его заключения.

ЗСТ с Израилем в этой череде "эпик-фейлов" стало неплохим исключением из общего правила. Любые торговые соглашения с более развитыми странами нужно просвечивать сквозь сито своего национального интереса. Как правило, они всегда заинтересованы в открытии товарных и финансовых рынков, но никогда не идут на раскрытие рынка труда. Здесь все закономерно: их товары более конкурентоспособны, их компании могут получать эффект от масштаба в виде экономии издержек, их валюты более сильные, а финансовые рынки на порядок капитализированнее. То есть эти страны заведомо победят, даже устанавливая диспропорцию в уровне отмены таможенных пошлин. Фора в 10-20%, которую они дают таким странам, как Украина, отменяя, например, 80% пошлин и соглашаясь на встречное аннулирование 70%, легко отыгрывается ими в первые же годы функционирования зоны свободной торговли. У развивающихся стран есть преимущество в виде более дешевой рабочей силы, но здесь никаких общих правил, лишь временное трудоустройство, которое даже в таком ограниченном формате обескровливает рынок труда менее развитых соседей.  

В свое время президент США Дональд Трамп дал универсальный рецепт повышения внешнеэкономической эффективности для любой страны: заключать соглашения о создании ЗСТ с теми странами, с которыми зафиксирован профицит внешней торговли, и разорвать соглашения с теми странами, где торговля дефицитна. Или, в крайнем случае, пересмотреть их.

Так уже сложилось исторически, что у нас как раз все с точностью до наоборот: с теми странами, у которых мы покупаем товаров больше, чем им продаем, у нас подписаны соглашения о ЗСТ, а с теми, где наш экспорт превышает импорт, – нет.

То, насколько страна правильно выстраивает систему своих зон свободной торговли, лучше всего характеризует ее международную субъектность. Как правило, страны с пониженным фактором суверенности "попадают" в капканы невыгодных для них торгово-экономических зон, где их отжимают, как сырьевую "губку". Ну а экономики, ценящие свою субъектность, сами навязывают условия международной торговли более слабым партнерам.

В случае с Израилем Украина имела уникальный шанс найти совершенно иной формат сотрудничества. Для этого необходимо было применить самые базовые инструменты стратегического планирования, например стандартный SWOT-анализ, выявив сильные/слабые стороны соглашения ЗСТ, его риски для нас и потенциальные возможности.

Новости по теме

Самая сильная сторона Израиля заключается в его глобальных аффилированных связях с крупнейшими экономиками мира и в наличии высокоразвитого инновационного компонента. В обозримом будущем Израиль будет в топе. В американском и, следовательно, мировом. И для нас, учитывая исторические реминисценции, открываются уникальные возможности по использованию тесных взаимосвязей с Израилем для развития своей экономики и ее системной перезагрузки. Экономический успех Израиля опирается на несколько "китов": успешная интеграция в глобальные цепочки добавленной стоимости, один из самых высоких показателей прямых иностранных инвестиций, значительный удельный вес внутренних расходов на медицину, образование и науку, следствием чего является появление "живых" инноваций, а не "парниковых" в виде государственных инновационных центров.

Сильная сторона сотрудничества с такой страной – это возможность включиться в формируемые там цепочки инноваций. Слабая – это небольшой удельный вес нашего торгового оборота.

Среди рисков – угроза попасть в парадигму сырьевого "младшего брата" и экспортера рабочей силы. Среди возможностей – использование особых торговых отношений с Израилем в качестве развития инновационного потенциала украинской экономики.

Следовательно, заключая любые экономические соглашения с Израилем, необходимо находить скрытые точки роста, минимизировать свою сырьевую отсталость и максимизировать любые возможности по наращиванию добавочной стоимости и инновационного потенциала внутреннего продукта.

Соглашение, которое заключает Украина с Израилем, лишь отчасти отвечает заданным требованиям.

112.ua

По итогам 2018 года экспорт Украины в Израиль составил 580 млн долл. (95,9% от уровня предыдущего года, то есть падение), а импорт – 212,6 млн долл. (рост на 26,7%). Позитивное сальдо для нас достигло 367,4 млн долл. Но данный торговый оборот чрезвычайно мал в общей структуре: 1,23% от нашего общего экспорта и 0,37% от общего импорта Украины. То есть, даже если заключение ЗСТ принесет удвоение торговых показателей, это все равно будут сотни миллионов и не более 2% от общего международного товарооборота нашей экономики. Это слабая сторона SWOT-анализа.

112.ua

112.ua

В топ-4 лучших позиций нашего экспорта: продукция сельского хозяйства и переработка (336 млн долл.), металлы (199 млн), древесина (17 млн), то есть чистое сырье. Поставки оборудования составляют лишь 12 млн.

В топе израильского импорта – химическая продукция (79 млн), пластмассы (15 млн), оборудование (24 млн), то есть товары с высоким уровнем добавочной стоимости. Плюс 31 млн долл. – товары в портах, как свидетельство того, что Израиль очень выгодно для себя использует портовые зоны свободной торговли. Продукция сельского хозяйства и топливо составляют всего 11 и 21 млн долл. соответственно.

Учитывая указанную выше структуру, риск превращения в сырьевой придаток для нашей страны достаточно велик.

А как же с возможностями и сильными сторонами SWOT-анализа?

112.ua

Украина экспортирует в Израиль услуг на 197 млн долл., и они растут на 1,7% в год, в то время как поставки товаров снижаются. В общем удельном весе экспорт услуг в Израиль составляет 1,7%. Импорт услуг из той страны составил в 2018-м 43 млн (0,8% от общего объема), то есть положительное сальдо в нашу пользу (154 млн долл.).

112.ua

Более всего профицитно для нас направление экспорта услуг ИТ: + 91 млн и рост на 7,2% в год. Это и есть наша сильная сторона и наиболее реальная возможность по формированию новой точки роста во взаимных экономических отношениях. Вот только для этого нужен несколько иной пакет экономических соглашений.

В соответствии с договоренностями между Украиной и Израилем планируется практически воссоздать торгово-экономическую модель, которая уже действует между нашей страной и ЕС. Это стандартный торговый трафарет, который, к сожалению, в полной мере не учитывает инновационные возможности дальнейшего сотрудничества. В чем он состоит? Как правило, та страна, которая сильнее экономически развита, раскрывает свой рынок более глубоко, чем ее недостаточно развитый партнер. На данный момент ВВП в Израиле на душу населения составляет 35-37 тыс. долл. в год, в то время как у нас данный показатель колеблется на уровне чуть более 3 тыс. долл., то есть экономические потенциалы двух стран можно оценить как 10:1. Предполагается, что Израиль откроет свой рынок на 80%, а Украина - на 70%. Казалось бы, преимущество на нашей стороне, но фора в 10% не компенсирует наше экономическое отставание. По большей части промышленных товаров Украина получает беспошлинную торговлю; проблема заключается лишь в том, что у нас их практически нет. Зато по продуктам питания беспошлинная торговля осуществляется лишь в рамках обозначенных квот. В то же время Украина обязалась снизить пошлины на израильские овощи и фрукты. График обнуления пошлин растянут на семь лет. В общем, обычная классика, точно такая же торговая модель заложена в соглашение о ЗСТ между Украиной и ЕС.

Но это все, можно сказать, позапрошлый век торгового взаимодействия. Израиль это в принципе устраивает, он не боится усиления на рынке промышленных товаров со стороны украинских производителей, поэтому и открывает для них зеленый свет, прекрасно понимая, что предложить нам практически нечего. С другой стороны, подпускать нас к чему-то инновационному там тоже не спешат. Поэтому намного проще открыть рынок для украинского сырья: завозить дешевое зерно, "семечку", металл и уже из всего этого делать свою продукцию машиностроения, пищевой промышленности, фармацевтики и поставлять ее нам.

Но если заглянуть на несколько лет вперед, Украине нужно получить доступ не так на рынок товаров, как на рынок услуг и инвестиций Израиля и в первую очередь в части развития системы стартапов. Попасть в израильскую экосистему инноваций – это сродни счастливому лотерейному билету, ведь, по данным Startup Genome, эта страна занимает второе место в мире по инновационному развитию после Кремниевой долины в США.

Таким образом, с такой страной, как Израиль, совершенно бессмысленно заключать стандартное соглашение о ЗСТ, точнее сказать, оно не принесет сколько-нибудь значимого эффекта. Израилю нужно предложить принципиально иное соглашение о создании особой зоны экономического сотрудничества в секторе услуг, инвестиций и инноваций, полностью освободив от налогов и любых валютных ограничений совместные инновационные проекты и стартапы. Украина обладает колоссальным человеческим капиталом и на сегодняшний день превращается еще и в поставщика "цифрового сырья", пик которого уже пройден, и в ближайшие пять-десять лет данное направление ожидает неминуемый спад. В то же время мы практически не используем свой инновационный потенциал для привлечения венчурных инвестиций и создания стартапов, привлекательных для иностранных покупателей. А Израиль в этом плане будет для нас интересен и как мост в Кремниевую долину (США): американские компании являются основными игроками на тамошнем рынке стартапов.

Кроме того, формирование зоны порто-франко в украинских черноморских портах могло бы создать дополнительный торговый мост и со средиземноморскими портами Израиля.

На данный момент есть риск превращения соглашения о создании ЗСТ с Израилем в очередную "Канаду", то есть единственным результатом для нас станет проникновение на украинский внутренний рынок более качественных израильских потребительских товаров.

Как изменить эту торговую парадигму сырьевого придатка? Хороший пример в развитии своего экспортного потенциала дают страны Южной Америки. Так, чилийский экспорт вырос за последние годы в несколько раз. Причем ставка делается именно на нестандартные направления экспорта, когда Чили внезапно выходит на второе место в мире после Норвегии по мировым продажам лосося. Поддержка чилийских экспортеров осуществляется Корпорацией развития промышленности (La Corporación de Fomento de la Producción, CORFO) и Государственным банком Чили (Banco del Estado de Chile). Организационные методы стимулирования экспорта и вопросы информационной поддержки координирует государственная организация "ПроЧили". Основной акцент делается на малые и средние предприятия с объемами экспорта до 30 млн долл. в год.

Среди инструментов стимулирования стоит выделить:

1) Частичное возмещение процентной ставки по кредиту и его тела в случае невозврата (до 50% задолженности).

2) Долгосрочное кредитование иностранных компаний – покупателей продукции местных экспортеров в линейке товаров длительного пользования, инвестиционных товаров и инжиниринговых услуг. Кредитные линии открываются для иностранных покупателей местной продукции на срок от 1 до 10 лет с льготным периодом в 30 месяцев.

3) Кредитование закупок импортного оборудования и технологий для производства товаров нетрадиционного экспорта на срок от 6 месяцев до 8 лет с льготным периодом в 18 месяцев.

4) Предоставление гарантий по кредитам, выданных микро-, малым и средним предприятиям-экспортерам на обновление основных средств. Гарантия покрывает от 50 до 80% тела кредита и выдается на срок 1-10 лет за счет средств специального государственного фонда.

5) Государственные субсидии, покрывающие 80% затрат МСБ на консультационные услуги и маркетинговые исследования.

Кроме того, экспортеры нетрадиционных видов продукции получают существенные налоговые льготы. Благодаря данной модели создаются предпосылки для наращивания экспорта с высоким уровнем добавочной стоимости.

Украина пока еще способна активно применять синтезированную модель развития своего экономического потенциала, когда грамотный внутренний протекционизм совмещается с усилением нетрадиционных направлений экспорта, в основном в сегменте малого и среднего бизнеса, что не исключает развитие и крупных корпораций. Для этого нужно лишь несколько предпосылок и для начала перестать уничтожать свой бизнес, и изменить монетарную политику в сторону реального сектора экономики. А дальше инвестиции и частная инициатива сделают свое дело лучше любого чиновника.

Соглашение о создании ЗСТ с Израилем может стать хорошей ступенью для перехода наших стран к новому формату сотрудничества. Главное не воспринимать написанное на бумаге как универсальный ключ, который запустит двигатель отечественной экономики. Как показывает опыт соглашения о создании ЗСТ с ЕС, ни один международный рамочный документ не избавит нас от необходимости искать свою нишу в мировых цепочках добавочной стоимости и вовремя выполнить домашнее задание по созданию качественной экономической среды внутри страны. Пока же, как говорил физик Нильс Бор, "Эта идея недостаточно безумна, чтобы быть верной".

Алексей Кущ

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>