Хотя депутаты в зале очень даже прикосновенны, на бумаге все совершенно по-иному
Украинское фото

Парламентские каникулы на горизонте, а между тем реформы активно форсируются, с народных депутатов неприкосновенность снимают, словно на последнем издыхании украинская власть бороздит просторы отечественного политикума. И неважно, что результат такой активности не очень-то и просматривается. Но какая эфирная картинка – просто бум борьбы за правду и справедливость.

Сам процесс снятия неприкосновенности с народных избранников достиг своей цели – высшее руководство страны закрепило за собой очередную "победу". Так сказать, лебединая песня летнего сезона. Нас всех с головой погрузили в информационный шум. И там невозможно разобраться, где сила закона, а где политический расчет. Если откровенно, то все эти баталии в Раде – не что иное, как очередная пиар-акция. Ведь в основе большинства представлений нет достаточной доказательной базы.

Новости по теме: Под Радой требуют отмены депутатской неприкосновенности, протестующие подожгли дымовые шашки

Народным трибуном на этот раз выступил генпрокурор Юрий Луценко, который инициировал в ВР рассмотрение вопроса о снятии депутатской неприкосновенности.

Это напомнило затыкание ватой дыр в оконных рамах. Чем больше ваты, тем меньше ветер свищет. Собрали представителей разных фракций, чтобы засвидетельствовать, что ни одна политсила не имеет преференций и "зоркий глаз" видит насквозь "коррупционеров" и "правонарушителей" без оглядки на их партийную принадлежность. Все, как в кино: лучше всего запоминается последняя фраза.

С электоральной точки зрения показательна борьба за очищение власти – это очень выгодное позиционирование. Обещали – сделали. Власть услышала свой народ. Правда, на этом вся феерия, скорее всего, и завершится.

Да и дело не только в том, каким образом у нас лишают депутатского иммунитета, а в отсутствии системного подхода к этому вопросу.

Десятилетиями нам говорят, что неприкосновенность нужно снимать. Однако почему-то никто не объясняет, каковы последствия такого шага.

Вспомним уже далекий 2000-й год. Тогда эксперты Совета Европы дали свое негативное заключение касательно идеи отмены депутатской неприкосновенности в Украине. Этот вопрос вообще планировали рассмотреть на всеукраинском референдуме. Однако сама идея снятия неприкосновенности с украинских парламентариев не только вызвала шквал критики со стороны экспертов, но и едва не стоила Украине членства в ПАСЕ. Сегодня все об этом почему-то забыли.

Западные друзья Украины настаивали, что полностью отменять депутатскую неприкосновенность у нас нельзя. Ведь в странах "молодой демократии" лишение народных избранников иммунитета может привести к политически мотивированным преследованиям. Не удивительно, что на Западе в беспристрастность украинского правосудия никто не верит – как 17 лет назад, так, убежден, и сейчас.

Так что снятие неприкосновенности может быть прямым движением к установлению в стране диктатуры.

Новости по теме: Рада лишила неприкосновенности трех нардепов: Реакция соцсетей

Стоит заметить, что в большинстве странах ЕС депутат пользуется так называемым материальным иммунитетом. То есть его не могут привлечь к ответственности за выступления и голосования при исполнении депутатских полномочий.

В той же Германии и Дании это правило распространяется только на деятельность в рамках парламента и его органов. В Чехии или Франции - и вне стен парламента. То есть депутата можно "привлечь" и за свою политическую позицию, высказанную, например, на встрече с избирателями.

Практически во всех странах развитой демократии задержать депутата достаточно сложно.

Зато Конституция Украины наделяет депутатов как материальным, так и процессуальным иммунитетом, то есть защитой от привлечения к уголовной ответственности.

С одной стороны, ограничение депутатской неприкосновенности - это воплощение принципа равенства (поскольку всех других людей можно привлечь к ответственности, а депутата без согласия ВРУ – нет), а с другой - это может оказывать незаконное воздействие на депутатов. Мол, "проголосуй как надо, иначе против тебя будет осуществляться досудебное расследование".

Несмотря на то, что в Украине существуют очень большие риски именно второго варианта, этот институт сейчас отменять нельзя. Возможно, именно существование депутатской неприкосновенности способно защитить переговорщиков от незаконного давления со стороны правоохранительной системы и демократии в Украине как таковой.

Бесспорно, об ограничении депутатского иммунитета можно и стоит говорить, но не в ближайшей перспективе. Сначала должны создать цивилизованную судебную и правоохранительную систему, чтобы исключить любые злоупотребления и манипуляции.

Здесь стоит также прислушаться к соответствующим рекомендациям Венецианской Комиссии. Совет Европы и ВК убеждены, что депутаты должны иметь определенный иммунитет, поскольку занимают политическую должность.

"Для того, чтобы был политический плюрализм, для защиты прав оппозиции, для предотвращения преследований по политическим мотивам депутаты должны иметь иммунитет", - говорится в рекомендациях Совета Европы.

Там считают, что полная отмена неприкосновенности может создать соблазн для ряда политических преследований народных депутатов. В частности, и со стороны самих правоохранителей.

Поэтому у депутата должен быть такой объем иммунитета, который защищал бы его от политического преследования и, что немаловажно, позволял наказывать народных избранников за совершенные ими преступления, которые не связаны с их непосредственной политической деятельностью.

Новости по теме: Тиллерсон требует крови коррупционеров: Как в Раде "судили" депутатов

Не существует четко определенных европейских стандартов, которые бы требовали отсутствия ответственности или неприкосновенности. Государства обладают правом выбора в этом вопросе. Преимущества и недостатки неприкосновенности требуют анализа и детального рассмотрения с учетом особенностей страны, в частности, состояния развития верховенства права.

Эксперты ИК отмечают, что борьба с коррупцией является основным оправданием для ограничения депутатской неприкосновенности. Однако в политической системе с уязвимой демократией, такой как в Украине, где, как было проинформировано Венецианскую комиссию, широко распространена судебная коррупция, полная отмена неприкосновенности может быть опасной для функционирования и автономии парламента.

Понятно, что иммунитет ни в коем случае не может быть прикрытием от коррупции. Проблема заключается совсем в другом. Сам факт снятия депутатской неприкосновенности – это еще не гарантия того, что все преступники на самом высоком политическом уровне будут наказаны или же в один миг исчезнут все коррупционеры. Без структурных реформ в системе судебных, правоохранительных органов и внесения соответствующих изменений в Конституцию Украины лишение иммунитета будет не более чем брошенной костью для избирателей. Опять будем наступать на те же грабли.

Так что пиар пиаром, а есть реальная жизнь и реальные угрозы. Очень важно между всем этим хаосом вовремя увидеть логическое зерно. Иначе в один не очень прекрасный день мы все можем проснуться в стране, где вместо диктата закона будет царить диктат одного человека.

Владимир Пилипенко

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.