Новая попытка перейти от распределительного механизма к накопительной системе пенсионного обеспечения

Новая попытка перейти от распределительного механизма к накопительной системе пенсионного обеспечения
Из открытых источников

Александр Гончаров

Основатель «Киевского фондового центра»

Вместо обещанного премьер-министром Владимиром Гройсманом запуска с 1 января 2019 года второго накопительного уровня нашей 3-уровневой пенсионной системы, Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку лишь 28 марта, наконец-то, сообщила о завершении разработки законопроекта "Об общеобязательном накопительном пенсионном обеспечении" и о его согласовании с министерствами и ведомствами.

Теперь снова надо ждать, что после утверждения на очередном заседании Кабмина этого проекта закона он, как правительственный, будет передан в Верховную Раду.

Новости по теме

Причем, этот законопроект должен будет дополнять действующую солидарную пенсионную систему вторым накопительным уровнем, где каждый работающий гражданин сможет направлять свои взносы на персональный пенсионный счет и по достижении пенсионного возраста начнет получать дополнительные выплаты из ранее сделанных платежей.

Также, в случае преждевременной смерти владельца счета, пенсионные накопления могут быть в полном объеме унаследованы его потомками, что невозможно сейчас со средствами солидарной системы.

А что значит в нынешних условиях распределительный уровень пенсионной системы? Сразу отмечу, что на 1 января этого 2019 года в Пенсионном фонде Украины находилось на учете 11 470 405 пенсионеров (на 255 тысяч лиц меньше по сравнению с 1 января 2018 года, а с 2013 по 2018 годы пенсионеров стало меньше на 2,1 млн человек).

Из общего количества пенсионеров 7 010,1 тысяч – женщины (61,1%) и 4 460 тысяч – мужчины (38,9%). Ну, и сколько теперь работающих украинцев приходится на одного пенсионера?

Ответ на этот вопрос дал глава Национального совета экономического развития Алексей Дорошенко, отметив: "На конец первого полугодия 2018 года численность экономически активного населения от 15 до 70 лет составляла 18 миллионов человек.

Учитывая уровень безработицы в 8,3%, численность занятых составила 16,5 миллионов человек. Пенсионеров тогда было 11,5 миллионов, то есть на каждого приходилось 1,4 занятых".

Поэтому Пенсионный фонд в прошлом 2018 году выплатил 352,7 млрд гривен, а также было назначено 352,9 тысяч новых пенсий и оформлено 418,9 тысяч электронных пенсионных удостоверений.

7,2 миллиона пенсионеров получали пенсии через банки (было выплачено 240,8 млрд гривен), а 4,3 млн граждан выдали пенсии в отделениях почтовой связи.

Только в комплексе, учитывая все эти финансово-экономические показатели и статистические данные, Кабмин Владимира Гройсмана должен приступать к введению накопительного уровня и осуществлять этот процесс в строгом соответствии с определенными условиями. Среди них, в частности: уровень экономического роста; сбалансированность бюджета Пенсионного фонда Украины; создание соответствующих институциональных компонентов и многое другое.

Далее следует учитывать:

- демографию (количество и возрастную структуру населения, миграционные процессы);

- состояние украинской экономики;

- институциональное развитие национального финансового рынка;

- особенности государственного регулирования (структура и функциональная организация госрегуляторов).

Первоочередными задачами на пути к внедрению накопительного уровня пенсионной системы также есть определение:

- способов аккумулирования и инвестирования пенсионных средств - централизованное (государственное) или нецентрализованное (негосударственное);

- плательщика пенсионных взносов (работодатель или работник);

- возрастных категорий граждан-участников.

И, конечно же, принципиальное значение имеет вопрос, как будут использоваться средства накопительной пенсионной системы в процессе инвестирования и на какие цели?

Справедливости ради надо признать, что в данном законопроекте НКЦБФР предусматривается, что управлять пенсионными средствами будут профессиональные компании по управлению активами (КУА), которые будут проходить отбор (авторизацию) на прозрачных и конкурентных началах на соответствие самым высоким профессиональным и этическим стандартам.

В проекте закона есть и независимый от правительства статус управляющих пенсионными средствами.

Этот законопроект предоставляет каждому гражданину право свободного выбора авторизованного негосударственного пенсионного фонда (НПФ) или компании по управлению активами, в которых он будет формировать свои пенсионные накопления.

Здесь содержатся и строгие требования к механизмам инвестирования денег собственников персональных пенсионных счетов, то есть исключительно в диверсифицированные и наиболее надежные финансовые инструменты, обусловлена процедура администрирования и хранения активов в банковских учреждениях.

Законодателями должны быть введены разнообразные меры для предотвращения мошеннических действий и злоупотреблений.

Новости по теме

Разработчики проекта закона "Об общеобязательном накопительном пенсионном обеспечении" исходили из того, что основным принципом финансирования негосударственных пенсий является долгосрочное систематическое накопление пенсионных средств (пенсионных взносов и инвестиционного дохода) для обеспечения выплат пенсий.

При этом средства, аккумулируемые НПФом, будут инвестироваться советом Фонда непосредственно или с помощью КУА с целью получения дополнительных доходов, необходимых для выполнения обязательств по пенсионным выплатам.

Используя в этой связи международный опыт, народным депутатам придется принимать во внимание политическую готовность страны к проведению пенсионной реформы, а также техническую возможность по применению положительного зарубежного опыта и наличие следующих ресурсов: материально-технических; финансовых; человеческих; временных.

Итак, нам пока ничего другого не остается, как ждать следующее обещание премьер-министра Владимира Гройсмана о внесении на рассмотрение Верховной Рады законопроекта "Об общеобязательном накопительном пенсионном обеспечении".

Только бы эта реформа пенсионной системы снова и в который уже раз не натолкнулась на яростное сопротивление наших малообразованных бюрократов, чтобы она не была заблокирована и не была переведена в процесс "многолетнего обсуждения".

Что в итоге можно подчеркнуть? Ни Кабмин, ни Верховная Рада так и не решили накопившиеся пенсионные проблемы, они их только отодвинули на более поздний период.

Даже не пытались разобраться с тем, что за предыдущие годы делалось не так в реформировании пенсионной системы Украины, и даже не пытались исправлять ошибки и просчеты предшественников.

Да, беда не ушла, ее лишь опять отодвинули.

Александр Гончаров

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.



видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>