Новый Избирательный кодекс: Его новации и нюансы

Новый Избирательный кодекс: Его новации и нюансы
Из открытых источников

Катерина Одарченко

Политический консультант

Наконец эмоции немного поутихли, и мы более трезво можем присмотреться к новому Избирательному кодексу. В цифрах это 4568 поправок, 17-разовое голосование, и 230 – "за".

Избирательная система с открытыми партийными списками - это та "манна небесная", к которой стремилось общество и которая наконец стала реальностью. Основными новациями данного кодекса являются:

  • персонифицированное голосование, то есть партия образует общегосударственный список, который делится на 27 региональных, где должно быть не менее 5 кандидатов, которые конкурируют между собой (к тому же в местах с первого по пятое, с шестого по десятое и т.д. каждого избирательного списка кандидатов должно быть не менее 40% противоположного пола);
  • 27 региональных избирательных округов примерно совпадают с областями, с определенными уточнениями: Крымский округ вливается в Херсонский, Киев разделяется на два, и также отдельный округ будет в Днепре;
  • бюллетень делится на 2 поля. В верхнем поле мы будем вписывать номер партии (причем заполнение этого пункта является обязательным), снизу же указывается номер кандидата в региональном партийном списке (это поле не является обязательным для заполнения);
  • определяется общегосударственная избирательная квота, которая обеспечивает одинаковую "цену" мандата, ослабляя при этом влияние подкупа и админресурса;
  • на местном уровне новая избирательная система, аналогичная парламентской, применяется на выборах депутатов Верховной Рады Крыма, областных советов, городских советов городов, в которых количество избирателей превышает 90 тыс. жителей;
  • на выборах мэров предлагается применить систему абсолютного большинства 50%+1 голос, а на выборах депутатов сельских, поселковых, районных, городских советов (в городах, где избирателей меньше 90 тыс. жителей) используется система относительного большинства в многомандатных округах.
  • совершенствуется законодательное регулирование предвыборной агитации;
  • предусмотрена интернет-процедура изменения места голосования.

Однако явно недоработанными остаются как минимум такие аспекты, как оставление 5-процентного барьера, что в принципе снижает репрезентативность интересов населения, которые являются сторонниками менее рейтинговых партий.

Новости по теме

Не прописаны четкие механизмы по ликвидации "технических партий", которые потом продают свои места в избирательных комиссиях.

Есть потенциальная опасность роста количества недействительных бюллетеней (за счет новизны избирательной системы). Необходимо будет проводить долговременную информационную кампанию и качественное обучение членов комиссий, и основной "головной болью" комиссий станет подсчет голосов и установление результатов.

Также является большой опасностью внутрипартийная конкуренция, когда из 5 кандидатов может быть только 1 настоящий, а остальные четыре – технические, то есть может происходить простой подкуп собственных однопартийцев.

Избирательный кодекс вступает в силу с 1 декабря 2023 года, однако очередные парламентские выборы должны состояться в октябре того же года, что создает опасность их проведения еще по старому законодательству.

Новый Избирательный кодекс был принят несколько "в спешке", ведь Верховная Рада VIII созыва завершает свою каденцию, и поэтому уже был принят данный документ. Однозначно это шаг вперед, однако необходимо более детально прописать различные технологические нюансы, ведь, как говорят, дьявол кроется в деталях.

Екатерина Одарченко

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

Источник: 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>