Нужна ли экономике Украины новая инвестиционная стратегия

Нужна ли экономике Украины новая инвестиционная стратегия
Из открытых источников

Александр Гончаров

Основатель «Киевского фондового центра»

В проекте закона Украины "О рынках капитала" предусмотрено создание современной законодательной базы для деятельности профессиональных участников корпорации развития, функционирование новых субъектов рынка, например инвестиционных фирм и многосторонних торговых площадок (универсальных бирж), что позволило бы внедрить на украинских рынках что-то новое, нестандартное и даже уникальное.

Но все это нужно начинать делать прямо сейчас, в первую очередь проголосовав за этот законопроект в Верховной Раде. В противном случае у нас будут расти только риски и неопределенности.

Более того, сегодня почти все местные субъекты рынка уделяют внимание не капитализации, а тому, сможет ли бизнес генерировать достаточный финансовый поток или нет. Да и среди украинских предприятий, во-первых, очень мало с хорошей капитализацией.

Во-вторых, те компании и фирмы, которые в нынешних тяжелых условиях достигают успеха и получают хорошую прибыль, не создают иллюзий высокой надутой капитализации.

Новости по теме

Это и понятно. Кредитный рынок для предприятий реального сектора экономики остается непривлекательным, так как до сих пор учетная ставка НБУ сохраняется на уровне 18%, в то время как ключевую учетную ставку Банк Англии держит на уровне 0,5%, а Европейский центробанк (ЕЦБ) - вообще на уровне 0%. Плюс к этому происходит отток капитала и квалифицированной рабочей силы из Украины.

Что делать? Прежде всего как для внутренних, так и для иностранных инвесторов важно обеспечить надежную защиту на законодательном уровне. Во-вторых, подготовить убедительные аргументы в пользу того, что экономика Украины в ближайшей перспективе сможет выйти на устойчивый тренд роста.

В-третьих, учитывать при разработке стратегий и нацпрограмм тот факт, что у инвесторов вызывают разочарование очень малые размеры капитализации украинских предприятий и отсутствие хеджирования рисков. Соответственно, инвесторы ожидают, что к власти в Украине наконец-то придут те, кто знает, как большие деньги капитализировать в инвестиции для обеспечения экономического роста.

Также смогут осуществить мощный подъем украинской экономики с опорой на долгосрочный инвестиционный ресурс из Китая, США и стран Евросоюза, которые уже давно открыты для взаимовыгодного сотрудничества.

И, конечно, мировой опыт экономических прорывов учит нас, что такие прорывы можно осуществить лишь путем привлечения и концентрации значительного объема инвестиций и направления усилий на приоритетные направления развития, которые определены государством и бизнесом совместно.

Вот почему нам сегодня нужна новая инвестиционная стратегия, совершенствование банковской и небанковской систем, рынков капитала и бизнеса хеджирования рисков, которые будут подчинены потребностям экономического роста и инновационного развития.

При этом особо следует выделить специализированную компанию по управлению активами (КУА) с линейкой корпоративных и паевых инвестиционных фондов с последующей трансформацией их в украинскую корпорацию развития (УКР) - как систему взаимодействия государственных и частных институтов инвестиционного, финансового, инновационного, научного и маркетингового направлений для изменения экономической модели Украины с пассивно-эволюционной на активно-экспансионистскую на основе современного китайского, американского и европейского опытов (в настоящее время в мире насчитывается более 100 корпораций развития, в Украине пока нет ни одной).

Однако для организации и развития элементов этой современной системы от новых составов Верховной Рады и Кабмина потребуются:

- стратегическая скоординированность масштабных инвестиционных проектов, нацеленность их на определенные приоритеты;

- значительный по размерам инвестиционный ресурс, привлеченный на принципах государственно-частного партнерства;

- современный высокооплачиваемый и квалифицированный менеджмент, прозрачная деятельность задействованных субъектов рынка как залог доверия и защиты от коррупции;

- надежные источники финансирования бизнес-проектов;

- дерегуляция экономических процессов в условиях интеграции с западными и азиатскими партнерами.

Вопрос теперь в скорости и качестве реализации этой комплексной национальной стратегии. И вполне возможно, что через несколько лет мы сможем продавать украинские компании и предприятия западным и азиатским инвесторам по ценам, близким к тем мультипликаторам, которые есть в странах с качественными экономиками, когда наше предприятие будет оцениваться в 7-9 и даже больше выручек (доходов от реализации продукции и услуг).

Новости по теме

Правда, нужно признать, что такие мультипликаторы появятся на украинских рынках только тогда, когда активно заработают национальные рынки капитала, где можно будет привлекать большой объем средне- и долгосрочных инвестиций от широкого круга внутренних и внешних инвесторов.

Именно здесь, как подсказывают нам инвесторы из КНР, США и Польши, у нас есть огромный потенциал роста и широкие возможности для формирования эффективного и высокодоходного среднего и малого бизнеса.

Иностранные инвесторы уже помогают нам создавать в Украине стратегические и технологические преимущества, связанные с привлечением инвесторов. Теперь по их рекомендациям и при технической поддержке необходимо разработать современный маркетинг, а также организовать профессиональные PR-компании.

И наконец главный вопрос: почему новая инвестиционная стратегия нужна новой власти и почему она сработает? Итак:

1. Подобные стратегии и конструкции сработали в более чем в 100 других странах мира.

2. У нас нет другого выхода. Продолжение эволюционной модели в условиях деградации, деиндустриализации и экстенсивных источников развития приведет к экономическому упадку и постепенной потере возможности самостоятельно изменить структуру национальной экономики, выйти из ловушки бедности и низкой технологичности.

3. Западные и азиатские партнеры ждут от нас, когда же мы предложим совместно доработать План новой индустриализации (с учетом 4-й промышленной революции и очередного технологического уклада). И только тогда инвесторы начнут активно вкладывать дополнительные средства в экономику Украины, если стратегия развития будет предельно ясной и конкретной, если центр принятия и исполнения решений будет доступен и прогнозируем. Таким центром может стать Украинская корпорация развития.

4. Новая инвестиционная стратегия и Украинская корпорация развития не ставят целью построение элементов государственного капитализма. Государственное участие необходимо только для того, чтобы завести двигатель новой экономической модели. По мере того как динамика развития будет нарастать, институты и предприятия, созданные с участием государства, будут продаваться в частные руки с целью их развития в рыночных условиях и справедливой конкуренции.

5. Эта новая инвестиционная стратегия могла бы стать элементом Национальной идеи и вобрать в себя энергию преобразований, переориентировав ее с социальных протестов на экономическую и деловую активность.

Будет ли новая инвестиционная стратегия в Украине? И какая? Узнаем в ближайшем будущем.

Александр Гончаров

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>