Нужно ли нам сокращать депутатов?

Нужно ли нам сокращать депутатов?
112.ua

На днях Верховная Рада сделала первый шаг к уменьшению количества нардепов - предварительно одобрила изменения в Конституцию относительно уменьшения конституционного состава парламента и закрепления пропорциональной избирательной системы. Теперь документ направляется в Конституционный суд.

Напомню, законопроект предусматривает уменьшение количества депутатов до 300, установление такого требования к лицу, которое может быть народным депутатом, как владение государственным языком, закрепление в Конституции нормы о том, что ВРУ избирается по пропорциональной избирательной системе.

О цифре 300. В Верховной Раде УССР было 650, в 1989 году их сократили до 450, а теперь планируют к 300.

На самом деле такие изменения могут быть поддержаны, ведь при установлении в Конституции Украины цифры в 450 депутатов руководствовались тем, что в 1996 году по переписи населения в Украине насчитывались 45 млн человек. И таким образом на 1 млн избирателей – 1 представитель в парламенте. Сейчас количество населения уменьшилось, а потому и норма представительства может быть пересмотрена.

Новости по теме

Кроме того, экономия государственного бюджета, из которого ежегодно извлекается немалая сумма на содержание депутатов. В этом году бюджет выделил на расходы Аппарата Верховной Рады 2 млрд грн. При этом 496,4 млн грн идут на выплаты депутатам и их помощникам.

За 2018 год материальное обеспечение нардепа в месяц составило от 100 до 150 тыс. грн. Поэтому экономия в следующем созыве может быть ощутима для людей - налогоплательщиков, которые платят за дорогие машины, поездки за границу и питание депутатов.

С другой стороны, международный опыт демонстрирует различные критерии для определения количества депутатов, не только по количеству населения. Например, в Великобритании с населением в почти 66 млн человек в парламенте работают 1429 депутатов (в двух палатах).  

В Турции, где почти 81 млн населения, - в парламенте 550 депутатов, а в Бундестаге 709 депутатов при населении в 82 млн человек.

Вообще-то важно не количество, а качество работы этих депутатов.

Относительно требования владеть государственным языком абсолютно поддерживаю. Ведь депутаты избираются народом Украины и являются его представителями.

О закреплении в Конституции избирательной системы.

Во-первых, избирательные системы в Украине меняются довольно часто, а потому в случае возникновения необходимости или желания изменить избирательную систему придется вносить изменения в Конституцию.

Как отмечается в пояснительном докладе Венецианской комиссии (принят на 52-й пленарной сессии, 2002 год, п. 4) избирательная система может выбираться любая.

Кроме того, в п. 66 эксперты отмечают, что один из методов не допустить манипулирования заключается в том, чтобы определить в Конституции или в документе, имеющем более высокий статус, чем обычный закон, наиболее принципиальные моменты (собственно, избирательная система, членский состав избирательной комиссии, границы избирательных округов или порядок их определения).

Новости по теме



Еще одно - более гибкое - решение заключается в том, чтобы указать в Конституции, что в случае внесения изменений в закон о выборах на следующих выборах будет применяться прежняя система, по крайней мере если эти выборы состоятся  в течение следующего года, а новая система вступит в силу уже после этого.

В докладе CDL-AD (2005) 043 от 2005 года (Раздел "Стабильность избирательного права") в своде норм, которые рекомендует Венецианская комиссия, во время проведения выборов предусматривается, что: "Следует запретить пересматривать основополагающие элементы закона о выборах, в частности, регулирующие саму избирательную систему, состав избирательных комиссий и определение границ избирательных участков, меньше чем за год до проведения выборов, или их надо тогда закрепить в Конституции либо документе, имеющем более высокий статус, чем закон.

Кроме того, в экспертной среде и некоторые политики обоснованно высказывают опасения, что в нормах законопроекта не конкретизируется, по какой именно пропорциональной избирательной системе должны проходить выборы народных депутатов - открытой или закрытой.

Поэтому все сомнения касательно законопроекта можно было бы развеять, если бы партия власти предложила свой Избирательный кодекс. Но об этом никто пока не говорит.

Собственно, отсутствие конкретики и является тем недостатком, объединяющим также другие предложенные "Слугой народа" изменения в Конституцию.

Владимир Пилипенко

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>