О чем молчит Минфин, или Анализ изменений в госбюджет-2020

О чем молчит Минфин, или Анализ изменений в госбюджет-2020
Из открытых источников

Даниил Монин

Экономист

Оригинал на странице Даниила Монина в Facebook

Я думаю, вы уже, возможно, прочитали про общие цифры бюджета-2020. Я же попробую дать основные тезисы и вопросы, которые у меня возникли, исходя из моего детального анализа изменений главной сметы страны ко второму чтению.

Итак, основные тезисы.

1. Минфин провел коррекцию налоговых поступлений ко второму чтению. При этом я впервые вижу, что ко второму чтению коррекция по части доходных статей проведена в отрицательную сторону. Общие доходы госбюджета по налоговым поступлениям увеличены всего на 1 млрд грн.

В связи с коррекцией среднего курса с 28 до 27 грн уменьшены доходы по импортному НДС на 7+ млрд грн, импортному акцизу и пошлины. С другой стороны, Минфин улучшил доходы по налогу на прибыль и НДФЛ (итого на 8 млрд). Это логичные правки, поскольку доходы по этим статьям будут перевыполнены в этом году.

2. Во второй версии бюджета появились 2 новые статьи доходов - это доходы по ренте (янтарь) - 540 млн грн и лицензии на азартные игры (в неналоговых поступлениях), от легализации которых Минфин готов получить 3 млрд грн.

Новости по теме

Для меня цифра в 3 млрд грн выглядит крайне завышенной, если, конечно, Кабмин не договорился заранее с большими игроками азартного бизнеса, ибо, читая законопроект и его жесткие условия старта работы, вряд ли позволят привлечь хотя бы 1 млрд.

3. По неналоговым доходам доходы повышены на 13,4 млрд грн. Основное изменение - в дивидендах госпредприятий. Они повышены на 8,5 млрд, и это для меня прогнозируемая коррекция, хотя я ожидал меньшую сумму, ибо в этом году план 44 млрд будет не выполнен на 10 млрд.

4. Финансирование дефицита бюджета изменено. Уменьшен (скорректирован) план заимствований на 18 млрд грн, план оплат тела кредитов же уменьшен на 10 млрд. Минфину по внешним долгам надо погасить 4,5 млрд долл. тела кредитов. На их погашение Минфин хочет взять около 5 млрд долл. новых долгов.

Доходы от приватизации расширены с 5 до 12 млрд грн. Также Минфин еще сократил обслуживание долгов, уменьшив свои расходы на 4 млрд - со 145 млрд до 141 млрд грн. Считаю, что тут есть еще резерв несколько милирдов.

Ибо, по моим расчетам, в этом году обслуживание составит до 124 млрд грн (вместо плана Минфина 145 млрд!!!). И при среднем курсе в 27 можно ожидать общие расходы на обслуживание долгов на уровне 136-138 млрд в 2020 году.

5. Как я и предполагал, несмотря на заявления премьера, что во второй версии представят абсолютно новый бюджет, этого не произошло. По причине того, что самая мощная коррекция бюджета была сделана уже к первому чтению, когда были объединены несколько министерств, порезаны части сомнительных программ и вообще был взят курс на жесткую оптимизацию расходной части бюджета.

Во второй версии бюджета Кабмин продолжил перемещение ведомств. Так, Госстат перешел в подчинение секретариата Кабмина с Минэкономики.

Телерадио с общественным ТВ UA-1 перешли в подчинение Министерству культуры, молодежи и спорта, Агентство лесных ресурсов и водного хозяйства перемещено из Министерства экономики в Министерство энергетики и защиты окружающей среды, а агентство по вопросам труда переехало в Минэкономики. А общая расходная часть увеличена всего на 10 млрд.

6. Порошенко с патриотической братией перед концом каденции выбили 2 новых агентства по вопросам стандартов государственного языка на 50 млн грн. Во второй версии это учли.

7. Та зрада, которую развернули в интернете по бюджету РНБО в размере 28 млрд, испарилась. Этот бюджет перераспределили. МВД досталось 9 млрд, армии - 14 млрд. Добавили также разведке, СБУ и другим. Более того, увеличено техническое вооружение армии с 16 до 22 млрд. Так что тут теперь все в порядке.

8. Премьер начал сдерживать слово по постройке аэропортов. Во 2-й версии появилась статья в 1 млрд грн на постройку аэропорта. Правда, почему-то с названием Днепропетровск.

9. Несмотря на заявления властей сократить 18 тыс. чиновников в районных администрациях, в бюджете это пока не отражено. Бюджет остался на том же уровне.

Новости по теме

Теперь из того, что у меня вызывает вопросы:

1. А будет ли земельная реформа? Дело в том, что Кабмин вернул старые программы по АПК во втором чтении и ликвидировал статью по льготному кредитованию покупки земли фермерами на 4,4 млрд!!! Это уже отказ от земельной реформы? Или же отказ от приоритетного выкупа фермерами земли?

2. Перепись? Перепись населения, которую премьер-министр обещал на декабрь этого года. Дело в том, что в бюджете резко снижены расходы на перепись с 3,4 млрд до 1,4 млрд. И по слухам она перенесена на ноябрь-декабрь следующего года. Вот меня теперь терзают сомнения, а будет ли она вообще или нет?

3. Нулевая декларация? Зеленский обещал в предвыборной программе нулевую декларацию бизнесу. Законопроект № 1232 разработан с запуском декларирования в начале 2020 года, но в бюджете не появились дополнительные доходы. Значит ли это отказ от предвыборных обещаний или еще нет?

4. Рост экономики? Это, пожалуй, самый главный вопрос. Бюджет представлен с ростом экономики в 3,7% ВВП. При этом Минфин ссылается, мол, так составлен макропрогноз. Но все, кто его изучал, скажут вам, что документ имеет 2 макропрогноза, где во втором сценарии поставлен рост в 4,8% ВВП. Поэтому складывается впечатление, что весь Кабмин просто боится брать ответственность и готов работать по простому сценарию, который достижим даже без усилий. Почему?

Поэтому общий вывод:

За усердие увеличить эффективность использования бюджетных средств ставлю отметку отлично!

За страх и неверие в свои силы и боязнь брать ответственность за достижение результатов своей программы правительства (40% роста ВВП за 5 лет) на старте - отметка неудовлетворительно!

Даниил Монин

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>