О новых правилах дорожного движения: "Наведение порядка" ценой Конституции

Новый закон только вступил в действие, а в свободном доступе уже можно найти уйму "советов", как избежать ответственности за совершенные правонарушения

О новых правилах дорожного движения: "Наведение порядка" ценой Конституции
Фото из открытых источников

Александр Климчук

Управляющий партнер компании «Климчук и Партнеры»

Новый закон только вступил в действие, а в свободном доступе уже можно найти уйму "советов", как избежать ответственности за совершенные правонарушения

7 ноября 2015 года надолго запомнится всем автомобилистам страны. В силу вступил закон Украины "О Национальной полиции", а также отдельные положения закона, который в народе уже успели назвать "Об автоматической фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения". При внимательном изучении данных документов возникают сразу несколько вопросов:

Почему мы принимаем законы, которые нивелируют Конституцию Украины?

Согласно внедряемым новшествам, ответственность за нарушение ПДД будет нести собственник ТС, независимо от того, кто совершил правонарушение. Это напрямую противоречит Конституции Украины, а именно статье 61, согласно которой юридическая ответственность лица имеет индивидуальный характер. То есть за конкретное нарушение отвечает конкретный человек. В случае с новым законом эта норма нивелируется напрочь.

Данные изменения искажают логическую формулу "нарушение и ответственность" и фактически вводят принцип "презумпции виновности" – в противовес статье 62 Конституции, где четко написано: "никто не обязан доказывать свою невиновность в совершении преступления". С 7 ноября протокол о нарушении не составляется, вместо этого сотрудник МВД устанавливает, за кем зарегистрирован ТС, и без участия его собственника выносит постановление о наложении административного взыскания, которое в течение 3-х дней направляет владельцу автомобиля почтой. Примечательно, что данная схема абсолютно не предусматривает того, чтобы установить, кто действительно совершил правонарушение. Принцип "презумпции виновности" дает возможность обвинить владельца ТС без вины.

Кроме того, согласно изменениям в статье 249 КУоАП, рассмотрение дела об административных правонарушениях отныне будет проходить в закрытом режиме, что является нарушением принципа гласности и открытости.

Почему, внедряя конструктивную европейскую модель, мы делаем все, чтобы у нас она не работала и явно противоречила законодательству?

Данный вопрос возникает, когда слышишь заявления, что в странах Европейского Союза уже давно и успешно используют систему автоматической фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения. Это действительно так, однако будем последовательны. В европейских государствах все нацелено на то, чтобы идентифицировать водителя и в случае неприятностей на дорогах привлекать к ответственности именно нарушителя. Для этого действует запрет на тонировку лобового и боковых стекол в автомобилях, а также используются очень мощные камеры фото- и видеофиксации.

Новости по теме

В случае же с Украиной к ответственности привлекается не водитель, который управлял транспортным средством в момент нарушения ПДД, а юридическое и физическое лицо, за которыми зарегистрировано ТС. А это делает рабочую европейскую модель абсолютно бездейственной и неэффективной.

В связи с этими изменениями некоторые статьи КУоАП противоречат друг другу. Например, теряется смысл статьи 23, согласно которой административное взыскание применяется в целях воспитания лица, совершившего правонарушение, а не собственника какого-либо имущества. А также статьи 280, в соответствии с которой при рассмотрении дела об административном правонарушении обязательно нужно выяснить, виновно ли данное лицо в его совершении. Новые правила сводят эти нормы на нет.

Стоит отметить, что привлечение юридического лица к ответственности за нарушение ПДД является неприемлемым с точки зрения логики и статуса юридического лица, ведь оно не может водить автомобиль, точно так же, как и не может ходить по улицам или курить в неположенном месте. Непонятно также, каким образом юридическое лицо понесет наказание – например, в виде общественных работ или административного ареста?

Почему мы не учимся на собственных ошибках?

В 2008 году аналогичные изменения в законодательство Украины уже вносились. Речь идет о законе Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения" от 24.09.2008 года. КУоАП был дополнен статьей 14-1, согласно которой к административной ответственности должны привлекаться владельцы (совладельцы) транспортных средств.

В 2010 году Конституционный Суд Украины признал данную статью неконституционной, и она утратила свою законную силу. Так зачем же сейчас принимать статью 14-2 КУоАП, которая является очевидным аналогом того, от чего уже отказались 5 лет назад?

Почему бюджетные средства тратятся на реализацию инициатив, которые способствуют уклонению от административной ответственности?

Новый закон только вступил в действие, а в свободном доступе уже можно найти уйму "советов", как избежать ответственности за совершенные правонарушения. Им стоит уделить внимание. С одной стороны, для того, чтобы исчезли последние иллюзии по поводу правомерности обсуждаемых нововведений. А с другой – чтобы предупредить недобросовестных граждан о том, что каждая, даже самая ловкая, махинация может быть раскрыта в законном порядке.

Больше всего неприятностей стоит ожидать от внедрения штрафных баллов, которые теперь насчитываются каждому водителю сроком на год. Обратим внимание на статью 279-3 КУоАП. В соответствии с ней, с владельца ТС снимаются все обвинения, если к сотрудникам правоохранительных органов обратится человек, который подаст заявление о своей причастности и ответственности за эти правонарушения. В случае, когда нарушитель является одновременно и собственником ТС, и его штрафные баллы уже закончились, он может попросить своих родственников, друзей или знакомых обратиться с соответствующим заявлением и не нести ответственность. Теперь баллы будут списаны с такого заявителя.

Еще один обсуждаемый способ манипуляции касается родителей несовершеннолетних детей в возрасте от 14 до 16 лет, на которых возможно оформить свои ТС. Данная схема даже проще предыдущей. Для ее реализации необходимо сопоставить всего три факта. Во-первых, в Украине существует возможность регистрации ТС на несовершеннолетнего, достигшего 14 лет. Во-вторых, согласно 12 статье КУоАП, к административной ответственности возможно привлечь только тех, кто достиг 16 лет. В-третьих, с 7 ноября 2015 года ответственность за правонарушения несет собственник ТС, а не прямой нарушитель. Из этого выходит, что на протяжении 2-х лет несовершеннолетнего собственника ТС невозможно будет привлечь к полноценной административной ответственности.

Конечно, полностью избежать наказания не получится, поскольку на его родителей возлагается штраф в сумме от 51 грн до 85 грн. А вот сэкономить – вполне, учитывая, что за превышение скорости более чем на 20 км/ч предусмотрен штраф в виде 255 грн. Подсчеты убытков в государственный бюджет можно будет вести совсем скоро после внедрения законодательных новшеств.

Новости по теме

И это только вершина айсберга. Подобных схем достаточно много, ведь данные изменения в законе нарушают базовые принципы правосудия и открывают пути для уклонения от ответственности. В этой ситуации акцент хочется сделать даже не на попытках манипуляции с законом – они в любом случае приведут к пристальному вниманию со стороны правоохранительных органов, что рано или поздно повлечет наказание за совершенные правонарушения. Гораздо важнее то, что эти аспекты оказались неочевидными для целой группы людей, которые составляли и принимали изменения в данном законе.

С неприятностями также столкнутся люди, "продавшие" свои ТС по доверенности. Именно к ним, а не к фактическим нарушителям будут приходить извещения об административных взысканиях. В связи с этим вполне вероятно, что в ближайшее время на дорогах появится большое количество "похищенных" автомобилей. Это произойдет, если лица, на которых зарегистрированы ТС, по каким-то причинам не смогут или не захотят договориться с фактическими владельцами перерегистрации автомобиля и просто подадут в полицию заявление с просьбой снять машину с учета на основании утраты автомобиля и документов на него. Лиц, которые ездят на этом ТС по доверенности, будут останавливать на первом же дорожном посту.

Таким образом, новые правила не только создают все условия для того, чтобы штрафы не попадали в государственный бюджет, нарушители уклонялись от ответственности, а цель их перевоспитания не была достигнута, но и принесут массу проблем законопослушным гражданам.

Исходя из вышеперечисленного, хочется отметить, что автоматическую фото- и видеофиксацию в Украине внедрять нужно и даже необходимо. Страны, в которых она применена (Германия, Великобритания, Япония), оправданно считаются самыми безопасными для вождения. В то время, как по рейтингу смертности в ДТП мы делим место с такими странами, как Синегал, Зимбабве и Коста-Рика. Однако новые законы должны соотноситься с конституционными нормами нашей страны и с европейской практикой их применения. Иначе они не только не будут действовать с той целью, которую преследуют сторонники таких изменений, но и внесут дополнительный хаос на дорогах.

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...