Фото из открытых источников

Только сильный президент сможет вернуть Донбасс Украине – похоже, целью убедить в этом украинское общество задался президент страны Петр Порошенко. Иначе, как объяснить тот факт, что законопроект "Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях" крайне мало прописывает собственно государственную политику по отношению к этим территориям.

Новости по теме: Реинтеграция: Как Порошенко предлагает возвращать оккупированный Донбасс

Итак, 4 октября в Верховную Раду наконец-то был внесен законопроект относительно правового статуса временно неподконтрольных районов Донбасса, который условно в СМИ назвали "законом о реинтеграции Донбасса". Субъектом законодательной инициативы указан президент Украины Петр Порошенко.

Беглого взгляда на законопроект достаточно для того, чтобы убедиться, что он практически на 90% соответствует летнему широко рекламируемому законопроекту Александра Турчинова. Как и законопроект, который анонсировал секретарь СНБО, президентский вариант содержит 11 статей и фактически идентичен летнему, не считая десятка добавленных или, напротив, вырезанных абзацев.

Как и летний законопроект, вариант президента содержит в себе несколько главных посылов:

1) Провозглашение Российской Федерации государством-агрессором с возложением на него ответственности за ситуацию на временно неподконтрольных территориях Донбасса (по сути, верно, но чего-то конкретного не дает);

2) Провозглашение временно неподконтрольных и оккупированных районов Донецкой и Луганской областей неотъемлемой частью Украины (смотреть пункт 1);

3) Закрепление права физических и юридических лиц на собственность, которая им принадлежит и находится на территории Донбасса, что логично проистекает из непризнания самопровозглашенных республик;

Новости по теме: Тука: Положение о нелегитимности оккупации Донбасса в законопроекте о реинтеграции "политическое" и направлено наружу

4) Провозглашение целью государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях освобождение этих территорий и восстановление конституционного строя, защиты прав, свобод и законных интересов граждан Украины, пострадавших в результате российской агрессии;

5) Обязательство Украины оказывать содействие обеспечению социально-экономических и культурных потребностей граждан Украины, оказывать им гуманитарную помощь, поддерживать культурные связи, доступ к украинским средствам массовой информации и национальным средствам правовой защиты;

6) Провозглашение приоритетности выполнения положений Минского протокола от 5 сентября 2014 года. Ирония судьбы заключается в том, что, наверное, единственным пунктом выполнения этого протокола стало принятие ВР Украины 14 сентября 2014 года закона Украины "Об особенном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей". Впрочем, он не выполняется точно так же, как и остальные пункты минских договоренностей;

Новости по теме: Реинтеграция Донбасса: Найем будет инициировать изъятие из законопроекта пункта по минским соглашениям

7) В статьях 8-9 фактическое проведение легализации использования ВСУ (наряду с прочими вооруженными и военизированными формированиями от СБУ до ГосЧС) для обеспечения национальной безопасности и обороны, сдерживания и отпора российской вооруженной агрессии в Донецкой и Луганской областях. Как известно, практика использования армии внутри Украины без объявления войны, но в условиях провозглашенной антитеррористической операции, вызывала приличную юридическую коллизию. Кроме того, постановляется проведение операции полностью передать в руки Министерства обороны, подчинив проведение всех операций Объединенному оперативному штабу Вооруженных сил Украины.

Собственно, все отличие законопроекта №7163 от ранее звучавшего летнего законопроекта Александра Турчинова в статье 11, под которой проходят "Конечные положения". Они по объему превышают весь остальной текст вместе взятый и содержат перечень изменений в украинское законодательство, вносимый законопроектом №7163.

Пунктом первым статьи 11 народным депутатам предлагают одобрить решение президента Украины использовать ВСУ для обеспечения национальной безопасности и обороны, сдерживания и отпора российской вооруженной агрессии в Донецкой и Луганской областях или, проще говоря, легализовать существующее положение вещей.

Новости по теме: Непроработанная терминология в законопроекте о реинтеграции Донбасса может стать причиной для спекуляций, – Тука

Далее в законопроекте вносятся изменения в различные законы Украины в части социальных гарантий для ветеранов и инвалидов войны.

Но куда более интересными являются предлагаемые изменения в закон Украины "О Вооруженных силах Украины": теперь их можно будет использовать и в мирное время, правда, только на Донбассе.

Еще одним очень любопытным новшеством является целый ряд изменений в закон Украины "О местном самоуправлении", согласно которым можно будет в рамках закона "О правовом режиме военного времени" досрочно прекращать полномочия местных советов (сельских, районных, городских), а также их председателей при назначении в данных населенных пунктах военных или военно-гражданских администраций. Руководителей же последних, как известно, назначает главнокомандующий Вооруженных сил Украины, то есть президент.

Вот и выходит, что "под шумок" борьбы за освобождение оккупированного Донбасса президент пытается выбить себе дополнительные полномочия, потому что, как введение военных администраций или разгон местных администраций может помочь вернуть Донбасс, совершенно непонятно. 

Правда, по словам вице-спикера ВР Украины Ирины Геращенко, "коварный план" принятия данного законопроекта заключается в том, что признание на законодательном уровне России агрессором должно поставить шлагбаум перед участием российских военных в миротворческой миссии на Донбассе.

Но тут возникает вопрос: за 3 года не то Украина не смогла доказать агрессию России на Донбассе, не то в мире просто предпочли этого не заметить, удовлетворившись очевидными доказательствами аннексии Крыма. Словом, то, что Украина признает РФ агрессором, вряд ли сильно повлияет на решение ООН, ведь агрессором на Донбассе Россию должно признать международное сообщество. Ссылки же на принятый в Украине национальный закон могут дать дополнительный аргумент украинскому нежеланию видеть российских военных среди миротворцев. Однако, не факт, что это станет достаточным основанием для ООН, чтобы отказать Российской Федерации в участии в миротворческой миссии на Донбассе.

Никита Синицин

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua