Каспаров.ru

Едва ли не каждый день депутаты в парламенте принимают популистские законопроекты, которые могут принести пользу только им или приближенным к ним людям. Редко народные избранники вспоминают о рядовых украинцах, которые в связи с плачевным состоянием экономики в стране живут на грани бедности.

Не обошли вниманием нардепы и покупки, которые украинцы совершают за рубежом. Казалось бы, все просто: заказываешь товар из другой страны, ждешь, пока его доставят в Украину, получаешь на почте, и все, он твой. Во всем цивилизованном мире именно так и происходит, хотя и существуют определенные ограничения. Например, в США в прошлом году лимит на ввоз посылок, которые не подлежат налогообложению, увеличили с 200 долларов до 800 долларов, поскольку расходы на администрирование, оформление и оплату сборов с посылок превышали поступления в бюджет от их налогообложения. Украина же, наоборот, хочет уменьшить этот лимит до 150 евро в месяц или установить ограничения на количество полученных отправлений одним получателем до 36 в год или 3 в месяц. Хотя раньше лимит был в размере 150 евро для одной покупки, а их количество вообще не ограничивалось. Конечно, куда там Украине и стратегии ее развития до каких-то Соединенных Штатов. У нас своя система, которую удачно лоббируют не только заинтересованные лица - работники больших компаний, которые хотят уменьшить влияние или вообще закрыть иностранные рынки для рядовых граждан, но и чиновники.

Новости по теме: Альтернативы AliExpress: 10 лучших онлайн-магазинов мира с бесплатной доставкой в Украину

Депутаты таким решением хотят лишить украинцев возможности покупать за границей более дешевые и более качественные вещи, которым ежегодно отдает предпочтение все больше людей. Кстати, альтернативный вариант изменений в Таможенный кодекс выдвигает и Кабмин в своем законопроекте (который, правда, пока в Верховной Раде не зарегистрирован). Он предусматривает освобождение от налогообложения только первых трех почтовых международных отправлений в течение одного календарного месяца на одного человека. За все последующие посылки в этом месяце придется заплатить полную стоимость пошлины.

В сравнении с депутатскими проектами такие инициативы Кабмина выглядят шагом вперед, но если сравнивать их с имеющейся ситуацией, то это однозначный шаг назад. Иногда кажется, что хотя чиновники подают различные законопроекты, все они играют в одной команде. И эта команда имеет цель загнать украинца в тупик, а страну превратить в аналог Северной Кореи.

Чиновники не могут так просто позволить прирост покупок из заграницы и в дальнейшем. Ведь большинство из них имеют родственников или друзей, которые продают такие же товары вдвое-втрое дороже и не гарантируют высокое качество. Конечно, схема выгодна, однако не для людей, а для тех, кто за долгие годы привык сидеть на шее у украинцев и зарабатывать на них миллионные прибыли.

Новости по теме: ТОП-10 вещей, которые лучше не покупать на Aliexpress

Вместо того, чтобы обращать внимание на реальные проблемы, которых с каждым днем появляется все больше, наши политики играют в популизм, который не требует особых усилий. Ведь украинцы часто не задумываются о последствиях тех или иных действий со стороны правительства. Они думают лишь о том, что происходит здесь и сейчас, и о том, кто какие обещания раздает. Например, сегодня большой проблемой, о которой молчат, является проблема контрабанды. С каждым годом ее количество в стране увеличивается в несколько раз. И это не только товары из Китая или России. За последнее десятилетие к этой группе присоединились и европейские товары, которые в Западной Украине пользуются особым спросом. Что не магазин, то полочка или целый отдел с надписью "Товары из Польши, Италии и...". При этом мы все прекрасно понимаем, как такие товары попадают в Украину и какая с этого выгода таможенникам и прочим служащим. И это только вершина огромного айсберга под названием "контрабанда".

Новости по теме: Основатель Amazon назван самым богатым человеком в мире

Возникает вопрос: почему бы не взяться за решение проблемы контрабанды, а не ограничивать вместо этого в покупках рядовых граждан? Мы прекрасно понимаем, что количество средств, которые не получает бюджет за нелегальные перевозки, достигает миллионов гривен, а введение новых ограничений для украинцев наоборот – потребует дополнительного финансирования. Нужно же кому-то проверять каждую посылку, собирать информацию, которая подтверждает личность, сделавшую заказ, заниматься расчетом налогов, их упорядочением и др. И это все будут делать не роботы, а живые люди. То есть ресурс, нуждающийся в заработной плате, которую будут начислять с налогов рядовых украинцев.

Поэтому прежде чем поддерживать и принимать подобного рода изменения Таможенного законодательства, стоит хорошо разобраться в ситуации. Прояснить, кому это все выгодно, кто стоит за продвижением подобного рода инициатив во власти, какие фирмы пострадают от этого первыми и к каким группам влияния они приближены. А еще стоит подумать, почему не решаются другие насущные вопросы в стране. Может, это просто очередное замыливание глаз, дымовая шашка, призванная затуманить глаза перед внедрением значительно более важных изменений?!

Андрей Доценко

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.