banner banner banner banner

Огонь, вода и газовые трубы: Испытание киевской коммуналкой

Огонь, вода и газовые трубы: Испытание киевской коммуналкой
Из открытых источников

Михаил Поживанов

председатель Фонда муниципальных реформ "Магдебургское право"

Осень наконец-то пришла в Киев. А значит, нас ждут не только дожди, но и платежки за отопление. Возможно, из-за теплой погоды сезон горячих труб будет отсрочен. Но время "Икс" все же наступит. Горожане начнут разбирать цифры в своих электронных кабинетах или на бумажках, которые набросают нам в почтовые ящики. Министерство энергетики обещает, что с 1 октября тарифы на коммунальные услуги в Украине повышены не будут. Но дело не только в количестве потраченных средств, но и в качестве приобретенных за эти деньги услуг. А оно, это качество, не выдерживает никакой критики.

Но почему в Украине все настолько печально с этой сферой? Почему у нас перманентно выходят из строя трубы, почему среди жилых массивов фонтанирует кипяток, почему все коммуникации в столице находятся в столь неподобающем состоянии?

Дело в том, что вся сфера ЖКХ может быть условно разделена на две составляющие. Первая: это предоставление услуг, ценообразование на которые происходит при участии местных властей. Они регулируют тарифы на газ, электроэнергию, отопление, горячее и холодное водоснабжение и водоотвод.

Новости по теме

Такие тарифы проходят согласование в Нацкомиссии по регулированию в сфере энергетики и коммунальных услуг. В этой сфере тоже хватает возмутительных вещей, когда, например, монополист (такой, как "Киевэнерго" и ему подобные) заставляет всех плясать под свою дудку, однако поскольку какой-никакой контроль за ценообразованием имеет место, полного "отрыва от реальности" все же не происходит.

Здесь государство (или, если хотите, монополист с олигархическими корнями) очень хорошо заботится о своем интересе. А что касается потребителя, то его проблемы так и остаются его собственным бременем. Это и есть вторая составляющая, которую я имею в виду: когда тарифы установили, граждан принудили платить по ним, а любой контроль за качеством услуг прекращается. По факту договор, установленный между двумя сторонами, выполняет только одна сторона.

И эта сторона – потребитель. Незащищенный, брошенный на произвол судьбы, и часто – беспомощный. Это для него государство готовит карательные меры. В частности, законопроект № 3613, который в случае его принятия Верховной Радой позволит взыскивать долги через суд по упрощенной процедуре, а должники даже не будут в курсе, что такая ​​процедура начата.

Этот проект закона заслуживает отдельной статьи. Со временем и она будет написана, но пока замечу, что, согласно ему, долги граждан могут списываться из зарплатных средств либо социальных выплат любого рода. Как человеку жить без зарплаты – документ не уточняет. Возможно, если бы спросить об этом у его авторов (а все они принадлежат к провластной фракции), разработчики законопроекта посоветовали бы, как это сделал когда-то их коллега, продать "собаку элитной породы", а при отсутствии таковой продать что-либо иное, возможно, "лишнюю" почку. Это, конечно, ирония, и притом очень горькая, но сейчас речь не о законопроекте № 3613.

Речь о том, что все те программы по модернизации, которые водоканалы, облгазы или облэнерго закладывали в тарифы, не выполняются вовсе. Между поставщиками и получателями услуг нет ни связи, ни отчетности. И когда на дополнительные (более локальные) мероприятия средства собирают ЖЭКи или ОСМД, за продвижением средств и их целевым использованием также нет ни надзора, ни контроля. Хотя это должно быть прямой обязанностью КГГА.

Все, что может "упасть" сверху потребителю, это максимум покрашенная лавочка, новые почтовые ящики или отремонтированные входные двери. Однако этого недостаточно. Даже замена лифтов в жилых домах (а некоторым уже по сорок с лишним лет) превращается в проблему, которую невозможно решить. И это не говоря уже о дырявых трубах. То есть деньги, которые собирают с домовладельцев многоквартирного дома, вылетают в трубу. Только не в ту трубу, что подлежит ремонту.

Год назад, уже при новой власти – и исполнительной, и законодательной – в Украине планировали создать жилищно-коммунальную инспекцию. Грубо говоря, замысел такой: будет орган, куда потребитель может пожаловаться. И будут инспекторы-контролеры, которые будут проверять качество предоставляемых услуг. Как и многие другие прожекты, этот остался на бумаге. Однако это не страшно, поскольку еще одна контролирующая инстанция в Украине не поможет по определению.

Для решения хозяйственных конфликтов у нас уже существуют суды (впрочем, как и во всем цивилизованном мире). А кроме судов, мы имеем контролирующие органы, также призванные быть рефери в подобного рода хозяйственных спорах. Это и Антимонопольный комитет, и Госпотребстандарт, и соответствующие жилищно-коммунальные департаменты при мэриях городов. Если говорить конкретно о Киеве, то для решения проблем у нас существует уже упомянутая выше КГГА, которая, впрочем, бездействует.

На уровне государства я выступаю за сокращение чиновников всех рангов в дублирующих друг друга структурах. Но даже это не главное. Необходимо очень четкое понимание правоотношений между потребителем и поставщиком услуг. Максимально упрощенный, но действенный алгоритм того, что делаю я, гражданин такой-то, если, например, вместо горячей я получаю едва теплую воду. Или же если в моем дворе фонтанирует вода холодная, или регулярно исчезает электричество.

Нужен закон, который урегулирует ответственность поставщика услуг, а также установит объем прав потребителя. Плюс, конечно, механизмы их защиты. Все, что принималось в этой сфере до сих пор, вообще не выдерживает критики.

Последние законодательные наработки в сфере ЖКХ предоставляют карт-бланш управляющим компаниям на установление каких угодно накруток на уже утвержденные тарифы и буквально выкручивают руки потребителям. А внедренные лет двадцать назад ОСМД оказались переоцененными и откровенно импотентными структурами, о чем мне уже приходилось в свое время писать.

Конечно, утверждение соответствующих новаций потребует участия парламента. Что же тем временем может сделать мэр города или – как в случае с Киевом – председатель КГГА? Конечно, ему также будет непросто противостоять жилищно-коммунальной вакханалии, поскольку основные поставщики услуг – это монополисты. Здоровая конкуренция могла бы изменить ситуацию на рынке к лучшему, но исходить надо из того, что есть на сегодня.

Поэтому главная задача на сегодня – поддержание имеющегося коммунального хозяйства в отличном состоянии. В этом нет ничего невозможного, особенно если вспомнить, как в городах балтийских стран – бывших советских республик – смогли заменить 100% коммуникаций, унаследованных от СССР. Тот же "Киевводоканал", к примеру, должен предоставить данные о проценте труб, требующих немедленной замены, и о смете таких работ. Имея подобные расчеты, можно формировать бюджет города исходя из его первоочередных потребностей.

Новости по теме

Но где взять деньги? Там же, где в свое время их нашли в Балтии. Прежде всего надо прекратить воровать и разбазаривать бюджет на ерунду. Не буду в очередной раз вспоминать нашумевшую историю о "золотых" (буквально) ступеньках на Пейзажной аллее стоимостью 89,3 млн грн. Или о стеклянном мосте Кличко стоимостью 420 млн. Все киевляне и так хорошо знают, на чем в столице отмывают деньги. А некиевляне могут вспомнить аналогичные истории из жизни своего города.

Итак, следующий шаг – это экономия, честность и использования средств строго по назначению. Кстати, сокращение численности аппарата мэрии также пойдет городу на пользу. При разумном использовании средств городские коммуникации могут быть приведены в норму, качество услуг – возрасти, потребители – удовлетворены, а количество жалоб – сведено к минимуму.

К сказанному я бы добавил и пункт номер три – при условии, если бы речь шла не о Киеве и не об Украине. В европейских городах (в частности, Вене), где мне в свое время пришлось жить и работать, есть возможность выбирать поставщика услуг(например, электроэнергии) из нескольких альтернатив. Но я понимаю, что мы, украинцы, еще долго будем нести бремя монополизма. И "альтер эго" того же "Киевводоканала" или "Киевгаза" появится еще нескоро или даже не появится вовсе.

Но если хотя бы выполнить ту программу, которую я изложил выше, есть шанс сделать город комфортным, а печально известную сферу ЖКХ – приемлемой для "потребления". Была бы, как говорится, политическая воля. И хоть немного местного патриотизма по отношению к городу, в котором ты живешь и которым пытаешься управлять.

Михаил Поживанов

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

 

 

Источник: 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>