Кадр из фильма "Оно"
112.ua

События разворачиваются в 1988-м году, в небольшом городе Дерри штата Мэн, который сотрясает ужас – массово исчезают дети, но взрослые не бросаются на их поиски. Первым пропал семилетний Джорджи Денбро, тело которого так и не нашли. Его брата Билла не покидает боль утраты, и он продолжает поиски, которые приводят на встречу с его собственными ужасами. Кошмары видит не он один, еще шестеро детишек-изгоев переживают подобное, а танцующий клоун Пеннивайз не думает останавливаться и питается их страхом. Столкнувшись с равнодушием взрослых и собственными переживаниями, они объединяются в "Клуб неудачников", чтобы вместе побороть своих демонов.  

На должность режиссера был утвержден Кэри Фукунага, но впоследствии он отказался от работы из-за разногласий с киностудией и бюджета фильма. На смену ему пришел аргентинец Андрес Мускетти, для которого "Оно" стал вторым в списке полнометражного кино. Его дебютная работа в жанре ужасов "Мама" основывалась на одноименной короткометражке и завоевала несколько наград, получив неплохую оценку от зрителей, исполнительным продюсером киноленты выступил Гильермо дель Торо. В связи со сменой режиссера и актерского состава съемки начались только летом 2016 года.

Это вторая экранизация известного одноименного романа Стивена Кинга, первую адаптацию в виде мини-сериала в два эпизода сделал Томми Ли Уоллес в 1990 году. Версия от Мускетти рассказывает лишь о детском периоде "Клуба неудачников" и их борьбе с танцующим клоуном Пеннивайзом.

Сначала может показаться, что картина затянута, а ее первая часть и вовсе смахивает на подростковую комедию и пестрит пошлыми шуточками. Только спустя час начинается долгожданный динамизм событий – оживают страхи, сцены между детьми становятся занятнее, неожиданные сюжетные повороты окунают в истинную атмосферу ужаса. У монстра свой подход к каждому герою, и сцены с ними наедине получились весьма захватывающие. Кроме того, не поскупились создатели и на откровенные сцены насилия.

Кадр из фильма "Оно"
112.ua
История осталась прежней, но постановщик решил сконцентрироваться на глубинных страхах, основанных не только на киношных монстрах, а и на детских психологических травмах. Кроме того, изменился период времени происходящего с 1950-х годов на 1980-е. Мускетти сосредоточил внимание на встрече Джорджи с монстром (цвет глаз клоуна, диалог, нападение) и подчеркнул, что мальчик исчез, а не умер. Также в ремейке отсутствует неоднозначный эпизод из романа – групповой секс между участниками "Клуба неудачников" с целью обретения силы и победы над Пеннивайзом. По словам режиссера, сцена является метафорой окончания детского возраста, но подобное показывать в фильме не нужно.

Особенно тщательно поработали над образом жуткого клоуна Пеннивайза – его переодели в белый обветшалый костюм с оборками, сделали контрастный грим, поведению придали нотку бесноватости. В ответ на скептическое отношение некоторых фанатов к новому облику клоуна постановщик объяснил причины, что побудили его изменить внешность и поведение Пеннивайза. "Ну, тот факт, что эта сущность существует уже тысячи лет. С точки зрения эстетики, мне никогда не нравились клоуны 20 века. Как по мне, они выглядят дешево и слишком сильно связаны с тематикой цирка. Мне нравится цирк, но я больше импонирую старым временам и клоунам 19 века. А учитывая, что этот парень существует уже много столетий, то такой внешний вид показался мне логичным", – уточнил Мускетти.

Кадр из фильма "Оно"
112.ua

Воплощение всех детских страхов взял на себя Билл Скарсгард. Пеннивайз в его исполнении великолепен – устрашающие гримасы, неожиданное появление и настойчивость в схватке с "неудачниками". Скарсгард рассказал, что приложил много усилий для создания собственной интерпретации клоуна, и отметил, что ориентировался на книгу для полного представления о герое. "По сути, то, что вы увидите на экране, – мои собственные потаенные страхи. Самое странное и тревожное, что есть в персонаже – и что так важно лично для меня, – это его абсурдность и необъяснимость. Почему он так говорит? Почему он так поступает? Эта непредсказуемая абсурдность застает зрителя врасплох и шокирует – вы не знаете, чего ждать от этого парня, и способа предугадать его действия не существует. Я не хотел, чтобы клоун был полностью отделен от этого существа – мне нужно было, чтобы Оно проявлялось в Пеннивайзе", – объяснил актер.

Кадр из фильма "Оно"
112.ua

В актерский состав "Клуба неудачников" вошли Джейден Либерхер (заика Билл Денбро), Джереми Рэй Тейлор (толстяк Бен Хенском), София Лиллис (меткая Беверли Марш), Финн Вулфхард (балабол Ричи Тозиер), Джек Дилан Грейзер (астматик Эдди Каспбрак), Чоузен Джейкобс (темнокожий Майк Хенлон) и Уайт Олефф (еврей Стэн Урис). Исполнители ролей не настолько харизматичны, как у Уоллеса, но очерчены значительно лучше. Из них запоминаются двое: Тозиер благодаря безудержному словесному потоку и Каспбрак, который все время боится подхватить инфекцию. Страх в эпизодах встречи детей с Пеннивайзом убедительный и осязаемый, такого эффекта достигли минимальным общением между ними на съемочной площадке.

Андрес Мускетти изначально планировал снять "Оно" в двух частях, но в одном из интервью сообщил, что сделает перерыв в работе над второй картиной, чтобы посмотреть на реакцию публики. В планах сценарий второй части появится в январе 2018 года и расскажет о персонажах 30 лет спустя с флэшбеками воспоминаний о детском периоде. Продолжение следует ожидать к концу 2019 года.

Кадр из фильма "Оно"
112.ua
Король ужасов в восторге от экранизации и приветствует идею сосредоточиться на первой половине истории детей, он также отметил, что Скарсгард был великолепен в образе Пеннивайза. "У меня были надежды, но я не был готов к тому, насколько он хорош. Это что-то другое, и в то же время это то, что зрители ожидают. Им понравятся персонажи. Для меня это важные персонажи. Я уверен, что моим поклонникам понравится фильм. И я думаю, что некоторые из них вернутся во второй и третий раз в кинотеатр, чтобы еще раз насладиться им. Я сходил еще раз и почувствовал, что во второй раз вижу вещи, которые я пропустил при первом просмотре", – поделился впечатлениями Стивен Кинг.

Качественная визуализация ужаса, хорошая проработка персонажей, воплощение уязвимости детства, борьба с кошмарами и враждебностью реального мира делают ленту целостной и увлекательной. Фильм оставляет неоднозначное впечатление из-за переизбытка пошлого юмора и смазанное впечатление о некоторых  "неудачниках", однако игра Скарсгарда, обаяние запуганных детишек, вплетение психологического страха и последнее противостояние с Пеннивайзом не оставят равнодушным. Картина получила рейтинг R (лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого), но несмотря на это она вполне приемлема и для подростков. Современное видение взросления и влияние детских страхов на жизнь придутся по вкусу как фанатам Кинга, так и любителям жанра.