Фото из открытых источников

Сегодня на одном из телеканалов показали репортаж, где героиня сюжета, киевлянка-пенсионерка, в отчаянии сокрушалась, мол, ее пенсии в размере 1500 гривен едва хватит оплатить новые коммунальные услуги и тарифы ЖКХ, а дальше - откуда деньги брать на пропитание? В самом деле, что делать людям, у которых уровень нынешних пенсий и зарплат ниже, чем стоимость проживания в собственных квартирах?

Напомню, 9 ноября этого года Верховная Рада проголосовала во втором чтении и в целом за законопроект №1581-д "О жилищно-коммунальных услугах", который был принят фактически в интересах наших монополистов и на деле, как и прежде, пренебрегает интересами и правами рядовых потребителей услуг. Также замечу, тарифы на коммунальные услуги - это тепло, вода, газ, электроэнергия, их не так уж и много. Именно эти тарифы регулируются государством. Эксперты в этой отрасли давно отмечали, что можно и нужно было бы уже в этом, 2017 году, заморозить тарифы наших монополистов, например, в рамках нормы потребления этих коммунальных ресурсов, в частности по норме потребления определенного объема воды, электроэнергии, тепла и т.д., а инвестиционные программы монополистов решать за счет повышения тарифов на сверхнормативное потребление.

Новости по теме: Парламент принял закон о жилищно-коммунальных услугах

Вместо этого народные депутаты якобы с благой целью отделения услуг от расходов на обслуживание абонентов и сетей ввели новые виды платежей:

а) плату за обслуживание внутридомовых систем многоквартирных домов;

б) плату за услугу, которая рассчитывается, исходя из размера утвержденных цен/тарифов на коммунальную услугу и объема потребленных коммунальных услуг;

в) плату за абонентское обслуживание (теперь это одна из форм оплаты за тепло, водоснабжение, канализацию).

Чего ожидать от этих нововведений? Конечно же, как минимум, увеличения той составляющей платы, которая не подлежит государственному регулированию.

Соответственно, народным депутатам и правительству вряд ли удастся за счет одного бедного населения решить все проблемы ЖКХ, поэтому пора Кабмину Владимира Гройсмана разрабатывать целевые национальные программы софинансирования капитальных вложений в эту отрасль ЖКХ. Ну, а мы не должны молчать, проглатывая одну горькую пилюлю за другой. К тому же формирование тарифов ЖКХ и субсидии (компенсации малоимущим) – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Более того, если в новом законе народными депутатами не прописаны порядок и размер, по которым потребители могли бы рассчитывать на компенсации за некачественные услуги, то уже сейчас надо добиваться внесения этих требований в соответствующие нормативно-правовые акты.

Зато нардепами в данном законе Украины четко и однозначно для потребителей предусмотрена пеня за несвоевременную оплату жилищно-коммунальных услуг в размере до 0,01% от суммы долга за каждый день просрочки, то есть в случае несвоевременной оплаты сумма долга может увеличиться до 0,3% в месяц или до 3,6% в год. Вот так ненавязчиво и со "вкусом". В связи с этим очень многое уже прописано и в проекте госбюджета на 2018 год. В этом документе Минфин уже просчитал, какими в 2018 году будут уровень инфляции, рост реальных доходов и т.п., включая и то, на сколько процентов будут повышены услуги естественных монополий – и не более того, т.е. не выше этих финансово-экономических показателей.

Новости по теме: Коммуналка по-новому. Что изменится для потребителей

Однако у нас в стране до сих пор этого учета и контроля над исполнением госбюджета как раз и нет. Поэтому уже много лет подряд в Украине рост цен на услуги естественных монополий превышает рост доходов населения. Особенно в этом, 2017 году, принимаются такие решения, которые очень резко повышают расходы наших семей при ограниченном росте доходов. Интересно, это когда-то кто-то остановит? Как долго еще мы будем лишь наблюдать за разглагольствованиями чиновников и представителей монополистов, которые в итоге нам говорят, мол, скоро снова вынуждены допустить очередной рост тарифов ЖКХ?

Наши политики, конечно, наглые, но финансово – совершенно безграмотные. Не зря многие мои коллеги после общения с ними говорят, что финансовая память - самая короткая, а финансовая пропасть – самая глубокая, т.к. в нее можно падать всю жизнь, имея нынешние тарифы ЖКХ. Хотя и сами эти политики зачастую бросают такую фатальную фразу о своих сбережениях: "Как пришло, так и ушло". И вот еще что интересно, есть ли у умных людей шанс быть услышанными? Ведь, например, цифрами в квитанциях за услуги ЖКХ сегодня недовольны и бедные, и богатые. Некоторых моих знакомых уже потрошат без всяких угрызений совести, про рядовых пенсионеров и говорить нечего - тут и так все понятно.

В завершение хотелось бы отметить следующее: сейчас большинство граждан, включая прежде всего пенсионеров, живет в условиях такого дефицита денег, что наличие широкого выбора продуктов воспринимается ими как оскорбление. И это серьезно бьет по их здоровью. Народ пока за всем этим безграмотным руководством лишь угрюмо наблюдает. С такими вызовами и при таком полном пофигизме чиновников общество может лояльно прожить лишь до весны 2018 года. К марту-апрелю ресурс терпения у людей будет исчерпан.

Это неизбежно. Гражданское общество не сформировалось, а национальная элита, выросшая из советских штанин, до сих пор не реагирует на мнения граждан. Она, как и в советское время, не зависит от электората. И сегодня ни Кабмин, ни Верховная Рада не осознают, что под действием этого триггера могут быть еще более разрушительные результаты этого кризиса. Все триггеры заложены в протестные настроения. Часы тикают.

 Александр ГОНЧАРОВ,

руководитель сайта http://privatization.in.ua/,

директор Института развития экономики Украины

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.