Илон Маск
Фото из открытых источников

Оригинал на странице Bloomberg

Ни в одной стране запуск сверхтяжелой ракеты-носителя Falcon Heavy, произведенный во вторник компанией SpaceX, не вызвал такого резонанса, как в России. Частная американская компания продолжает совершать технические подвиги, от которых российская космическая промышленность отказалась: сначала SpaceX стала многократно использовать ракеты, а теперь успешно запустила ракету, оснащенную 27 двигателями.

Новости по теме: SpaceX запустила сверхтяжелую ракету Falcon Heavy

СССР пытался сделать нечто подобное в 1960-х — начале 1970-х годов. Сергей Королев, конструктор ракетно-космической техники, который запустил первый спутник и первого человека в космос, начал разработку того, что позже получило известность как Н-1, сверхтяжелая ракета-носитель с 30-двигателями, которая была способна доставить 75-тонную космическую станцию на орбиту, а возможно, и на Луну, Марс и Венеру. Проект была закончен после смерти Королева в 1966 году, и испытательные пуски Н-1 проводили четыре раза. Все пуски были неудачными, во многом из-за сложностей, связанных с одновременной работой такого количества двигателей.

А сегодня компания SpaceX успешно справилась с аналогичной задачей, и, хотя пока неясно, кто будет заключать контракт на обслуживание Falcon Heavy, у основателя SpaceX Илона Маска теперь есть самая мощная в мире ракета-носитель: она может доставить на орбиту до 64 т груза. Планы России по созданию такой ракеты, способной совершить полет на Луну или на Марс, пока еще не завершены и, конечно, не финансируются в полном объеме, хотя глава российского космического агентства "Роскосмос" Игорь Комаров пообещал осуществить первый запуск в 2028 году. Вероятно, даже у Китая будет сверхтяжелая ракета-носитель раньше, чем у России. Но именно успех "выскочки" Маска вызывает чувство жгучей обиды. Ведь за "Роскосмосом" стоит государство со всей его властью и возможностями. Но надо же — этот шоумен, выглядящий, как мальчишка, запускает свою Tesla Roadster в космос. Из динамиков автомобиля во всю мощь звучит голос Дэвида Боуи. А на экране приборной панели светится цитата из "Путеводителя для путешествующих по галактике автостопом" Дугласа Адамса: "Не паникуй!"

Не помогли и плоские шутки — событие от этого не становится менее горьким и обидным. Когда больно, русские смеются. И после запуска появилось множество русских мемов, авторы которых, ерничая (храбро), признали поражение, предлагая варианты того, что могла бы Россия запустить в космос вместо автомобиля Tesla Roadster.

Новости по теме: С "Ланосом" и Павлом Зибровым: Фотожабы на запуск ракеты Falcon Heavy

Но подтекст у всего этого серьезный. Виталий Егоров, представитель частной космической компании "Даурия Аэроспейс", которая производит российские спутники и сотрудничает с "Роскосмосом", с горечью написал в Facebook:

"На самом деле Маск не сделал ничего фантастического. Такое делал Королев, делал Глушко. Такое делали советские люди и могут сделать русские. Но сейчас мы смотрим на это со стороны, как на что-то фантастическое. У меня неоднократно спрашивали разные люди: "Можем ли мы повторить успех SpaceX?". Технически можем. В конечном счете посадка ступени или сверхтяжелая ракета — это математическая задача. Математики у нас не перевелись! У нас перевелись мечтатели. Чтобы знать, как лететь и куда лететь, нужно знать, зачем лететь".

Новости по теме: "А ты до сих пор елку вынести не можешь": Как отреагировали украинцы на запуск SpaceX сверхтяжелой ракеты Falcon Heavy

У Маска, с его природным умением показать товар лицом или протолкнуть идею с надоевшими культурными ориентирами, есть мечта, о которой он рассказал в своем докладе, опубликованном в прошлом году, а именно колонизировать Марс. В докладе Маск признается, что даже разбогател ради этой мечты.

В России действительно нет мечтателя, который мог бы с ним сравниться. В России есть Дмитрий Рогозин, вице-премьер и националист, отвечающий за оборонную и аэрокосмическую промышленность, который устроил публичную ссору с руководством "Роскосмоса" после последнего неудачного запуска ракеты в ноябре. Чиновники "Роскосмоса" арендовали бизнес-джет Gulfstream и полетели на Дальний Восток на запуск космического аппарата с нового космодрома "Восточный", но ракета "Союз" с 18 спутниками на борту сгорела в атмосфере. Позже Рогозин обвинил "Роскосмос" в том, что настройки разгонного блока "Фрегат" были выставлены в расчете на пуск с другого космодрома. "Один портной шьет карман, другой — лацкан, а костюмчик не получился", — возмущался Рогозин. "Роскосмос" опроверг слова о допущенной ошибке. Но после серии уголовных расследований в российской аэрокосмической отрасли (во время которых были выявлены случаи использования дешевых компонентов, что недопустимо при строительстве ракет) не исключаются даже самые нелепые объяснения.