"Первый человек": Райан Гослинг покоряет Луну

В украинский прокат вышла биографическая драма, рассказывающая о том, как Нил Армстронг совершил свой знаменитый маленький шаг, ставший огромным скачком для человечества

"Первый человек": Райан Гослинг покоряет Луну
Кадр из фильма "Первый человек" bhfilms.com.ua

Татьяна Ахапкина

Журналист

В украинский прокат вышла биографическая драма, рассказывающая о том, как Нил Армстронг совершил свой знаменитый маленький шаг, ставший огромным скачком для человечества

Не дотянув самую малость до 50-летнего юбилея покорения Луны, кинематографисты решили увековечить эту и без того памятную историю. 21 июля 1969 года американец Нил Армстронг стал первым человеком, ступившим на поверхность другого небесного тела. А теперь, 49 лет спустя, достижение этого великого космонавта и всех, кто за ним стоял, с педантичной точностью и визуальной выверенностью оказалось воспето в байопике "Первый человек".

Причем, лента сосредотачивается не только на его триумфе и рывке в освоении внеземных пределов, что характерно одновременно для биографического и космического жанров. Она, прежде всего, фокусируется на том, что обычно остается за кадром подобных историй – на кропотливой будничной работе (уделяя ей куда больше экранного времени, чем героическо-патетическим взлетам) и на лишенной поэтической выразительности подавленности, которую переживал главный герой в связи с утратой дочери.

Собственно, именно последний факт из биографии Армстронга был бережно уложен создателями в завязку художественного повествования. И от него же отталкиваясь, они выстроили бетонный образ своего протагониста – показательно молчаливого и замкнутого пилота, с одинаковой сдержанностью принимающего новость о полете на Луну и прощающегося со своей семьей перед этим же событием.  

Словно следуя характеру персонажа, картина в аналогично прохладной и в чем-то даже флегматичной (но все же не лишенной эмоционального окраса) манере перечисляет ряд других исторических фактов, повлиявших на развитие космической отрасли. В центр внимания попадают многочисленные испытания и подготовка пилотов, их маленькие личные победы и ощутимые общие потери (в первую очередь человеческие), происходившие с 1961 по 1969 год и усиленные соперничеством Америки с СССР.

К слову, отправная точка сюжетной линии отталкивается от начала 60-х не случайно. Именно в этот период, как большинство помнит, Космическая программа Союза достигла своего рассвета, впервые отправив человека на околоземную орбиту. Фраза "Поехали!", сказанная тогда при взлете другим "первым" Юрием Гагариным, хоть и осталась за кадром, но закономерно срифмовалась с армстронговским "Это один маленький шаг для человека и огромный скачок для человечества", произнесенным им на поверхности Луны и в кульминации ленты.  

Постановку эпической драмы взял на себя один из самых многообещающих молодых дарований Дэмьен Шазелл. Для 33-летнего режиссера это всего лишь четвертая полнометражная работа, зато в списке его достижений – нашумевший мюзикл "Ла-Ла Ленд" и такая же оскароносная драма "Одержимость". "Первый человек", судя по всему, тоже имеет все шансы оказаться "остатуэченным". В пользу этого говорит впечатляющий старт на Венецианском кинофоруме, где он не только стал фильмом-открытием мероприятия и участвовал в основном конкурсе, но и успел заручиться поддержкой критиков. И теперь, когда основные фестивали пройдены (лента побывала еще как минимум в Торонто), впереди все более отчетливо начинает маячить церемония вручения призов Американской киноакадемии. И картине, вне всякого сомнения, есть, что ей предложить.

Фильм обладает большим количеством достоинств, но среди наиболее выразительных – его визуальная составляющая, сдобренная решениями в равной степени несвойственными как дорогому Голливуду, так и изысканным байопикам. Оператор Линус Сандгрен (вошедший в прошлом году в клуб счастливых обладателей "Оскара" за уже упомянутый "Ла-Ла Ленд") использовал предельно подвижную камеру, "дышащую" вместе со своими героями и в моменты особых волнений усиливающую пульсацию им в такт. Кроме того, Сандгрен наполнил "Человека" выразительными (в чем-то даже неуютными) ракурсами, погружающими зрителя в картинку насколько, насколько это только возможно.

Отдельного упоминания, конечно, заслуживают и актерские работы Райана Гослинга и Клер Фой – в большей степени выполненные в спокойной манере, но при этом наполненные внутренней жизнью, явно прослеживающейся по многочисленным крупным до непристойности планам.

Все это сильно выбивает "Первого человека" из традиционно эмоциональной и зачастую пафосной жанровой ниши, позволяя ему сказать собственное слово в этом направлении. Что, стоит признать, выглядит особо ценным в 2018 году, когда в каждом втором фильме о космосе читается "Одиссея" Стэнли Кубрика, а теперь еще и "Гравитация" Альфонсо Куарона.

Работа Шазелла – это оригинально пересказанная реальная история, чудным образом "поженившая" его авторский стиль с большими студийными миллионами. Кого-то она сможет заворожить глубоким эффектом погружения в происходящее, кого-то, наоборот, убаюкать своей местами медитативной медлительностью, но что ей точно вряд ли удастся – это оставить зрителя равнодушным.  

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров