План Кремля по захвату Facebook провалился

План Кремля по захвату Facebook провалился
Открытый источник

Оригинал на сайте Bloomberg

Российские пропагандистские операции во время президентской гонки в 2016 году были масштабнее, чем считалось ранее, о чем свидетельствуют два недавно опубликованных доклада. Но там нет доказательств того, что кампания влияния была настолько эффективна, насколько на это надеялся Кремль. В этих докладах, основанных на предоставленных соцсетями данных, сочетаются недоверие к информации компаний и наивная вера в те цифры, которые они преподносят.

Фейсбук, Инстаграм, Твиттер и Гугл представили в сенатский комитет по разведке данные о деятельности российской фабрики троллей "Агентство интернет-исследований", против которой выдвинул обвинение специальный прокурор Роберт Мюллер. Эти данные тщательно проанализировали две группы: одна из Проекта компьютерной пропаганды Оксфордского университета и фирмы по анализу соцсетей "Графика" (Graphika), а вторая из компании по борьбе с дезинформацией "Нью Нолидж" (New Knowledge). Обе команды утверждают, что, когда впервые стало известно о российской кампании влияния, соцсети представили свою информацию весьма избирательно.

Новости по теме

Первый скандал возник из-за объявлений, которые российское агентство за деньги размещало в Фейсбуке, потратив на эти цели около 100 тысяч долларов. Однако представленные данные указывают на то, что "обычные" материалы, способствующие расколу в обществе (материалы, угождающие аудитории правого толка, и посты, имеющие целью воздействовать на меньшинства, дабы они не голосовали за Хиллари Клинтон), занимали в работе российского агентства гораздо больше времени и места, нежели эти объявления.

Как указывает "Компьютерная пропаганда", у таких обычных материалов также был гораздо больший охват. Их посмотрели 126 миллионов пользователей в Фейсбуке и 20 миллионов в Инстаграме. У "Нью Нолидж" есть подозрение, что последняя цифра занижена.

Неожиданностью стало то, что значительная доля активности была в Инстаграме, который входит в империю "Фейсбук". В ходе споров и скандала на это почти никто не обратил внимания. Аккаунты "Агентства интернет-исследований" в Инстаграме получили 183 миллиона лайков и 4 миллиона комментариев. В Фейсбуке 31 миллион пользователей поделился контентом и почти 39 миллионов поставили свои лайки.

Эти цифры говорят о том, что компания "Фейсбук" ограничила масштабы дебатов, сведя их к разговорам о платных объявлениях на своем главном сайте, чтобы снизить ущерб до минимума. В ответ на разоблачение деятельности российского агентства "Фейсбук" поначалу просто сделал более прозрачной процедуру продажи и размещения политической рекламы. Закрывать "ненастоящие аккаунты" стали позднее, и, как отмечает "Нью Нолидж", некоторые связанные с агентством аккаунты по-прежнему действуют.

Измерить силу воздействия пропаганды в печати, на радио и на телевидении всегда было непросто. А поскольку Дональд Трамп потратил на Фейсбук больше денег, чем Клинтон, хотя предвыборная кампания в целом обошлась ему вдвое дешевле, возникает соблазн сделать вывод о том, что цифровые объявления гораздо эффективнее традиционных. Безусловно, показатели по количеству и активности пользователей, опубликованные в докладах, выглядят внушительно.

Но нельзя сказать, что российская кампания была чрезвычайно эффективной. Как сообщает "Компьютерная пропаганда", те методы, которые применялись в российской операции влияния, были взяты не из традиционных политических кампаний, а из цифровой рекламы. А это дает оптимальные цифры, по которым можно судить о ее успехе.

Новости по теме

В апреле Бретт Гордон (Brett Gordon) и Флориан Зеттельмейер (Florian Zettelmeyer) из Северо-Восточного университета вместе с сотрудниками "Фейсбука" Нехой Бхаргава (Neha Bhargava) и Дэном Чапски (Dan Chapsky) опубликовали материал на тему эффективности 15 рекламных кампаний "Фейсбука". Самым поразительным выводом стало то, что при использовании традиционных методов наблюдения (это оценка того, сколько людей ознакомились с рекламой и сколько купили продукт) подлинный эффект от рекламы очень сильно переоценивается.

В чем причина? Многие люди, ознакомившиеся с рекламой или с материалами о продукте, купили бы его в любом случае. То же самое можно сказать и о кандидатах.

В исследовании Гордона используется изобретенный в Фейсбуке критерий оценки успеха рекламной кампании, называемый "лифт". В рамках такой методики не только оценивается то, как делает покупки исследуемая группа, но и создается контрольная группа, а также проводится оценка того, какая часть аудитории в любом случае сделала бы покупку. Таким способом можно лучше установить причинно-следственную связь между объявлениями и покупками, чем при использовании традиционных методов наблюдения.

Но к выборам это неприменимо, поскольку невозможно проследить, как люди на самом деле голосуют. В 15 изученных Гордоном рекламных кампаниях "лифт", или показатель дополнительного бизнеса, очень сильно разнился — от минус 3,5 до 153,2%. И при пятипроцентном уровне доверия только восемь кампаний дали показатель "лифта", статистически отличный от нуля.

Это свидетельствует о том, что вопреки новым данным из последних докладов по-прежнему непонятно, дала ли российская кампания влияния тот результат, на который рассчитывал Кремль. Безусловно, это было дорого. Ежемесячный бюджет "Агентства интернет-исследований" на США составлял 1,25 млн долларов, и это сопоставимо с расходами штаба Клинтон на Фейсбук. Но пока кандидаты на будущих выборах не откажутся от традиционных методов рекламы и полностью не перейдут в социальные сети, мы не сможем оценить, насколько результативно работает онлайновая пропаганда. А грубые цифры по количеству аудитории и по активности пользователей мало что значат, и доверять им надо еще меньше.

Леонид Бершидский

Перевод ИноСМИ  

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>