Фото со съемок фильма "Звездные войны: Эпизод 4 – Новая надежда" (1977)
Из открытых источников

У поклонников величайшей космической саги всех времен в этом году есть два повода порадоваться. Во-первых, до выхода долгожданного продолжения киноэпопеи, фильма "Звездные войны: Последние джедаи", осталось ждать всего ничего. Неделя с хвостиком по сравнению с выходом седьмого эпизода после перерыва в 10 или 30 лет (смотря как считать) – не такой уж и большой срок.

Кроме того, в мае исполнилось 40 лет с момента выхода самого первого фильма космо-оперы. "Звездные войны" появились на экранах в 1977 году под одноименным лаконичным названием, и лишь несколько позже, когда стало понятно, что продолжению все-таки быть, фильм был окрещен четвертым эпизодом и обзавелся подзаголовком "Новая надежда".

Сейчас, когда мир вот-вот увидит восьмой эпизод (в данном случае, как ни считай), предлагаем вспомнить, что же осталось за кадром легендарной саги.

В проект мало кто верил

Не секрет, что изначально в проект Джорджа Лукаса, с юности мечтавшего когда-нибудь снять космическую эпопею, мало кто верил. И что именно с этим связано изменение названия первого фильма (уже упомянутое добавление номера эпизода и подзаголовка), и что частично это же стало причиной выхода сначала четвертого, пятого и шестого эпизодов, а после – трилогии приквелов.

Занимавшаяся производством студия 20thCenturyFox, подхватившая проект, когда от него еще на этапе написания сценария отказались в Universal Studios, возлагала на "Звездные войны" не самые большие надежды. Переживая к тому же не лучшие финансовые времена, компания не могла позволить себе прокатного провала. Поэтому для перестраховки киношные боссы решили пойти на небольшую хитрость – тем кинотеатрам, которые отказывались от трансляции космической саги, не хотели продавать права на показ экранизации бестселлера Сидни Шелдона "Другая сторона полуночи", ставки на которую были значительно выше. В итоге стратегия студии сработала, а "Звездные войны" собрали в десятки раз больше своего прокатного конкурента.

В то же время самим руководителям 20thCenturyFox фильм понравился сразу после просмотра ранней версии. Высоко оценил картину тогдашний вице-президент студии Алан Лэдд, который, к слову, практически всегда поддерживал Лукаса и сыграл немалую роль в появлении его творения. Другой представитель студии Арет Уиган, по слухам, даже заявил, что это величайший фильм, который ему когда-либо доводилось видеть.  

Режиссеры Стивен Спилберг и Джордж Лукас являются давними друзьями
Из открытых источников

Поверил в детище Лукаса и его друг, режиссер Стивен Спилберг, успешная карьера которого только начиналась, но определенную репутацию он уже завоевал. Спилберг, снимавший в тот момент "Близкие контакты третьего рода", почитал, что "Звездные войны" станут успешней его работы. Лукас, в свою очередь, был уверен в обратном. Тогда друзья-коллеги заключили сделку: автор более удачливой картины должен отдать проигравшему 2,5% прибыли. Не сложно догадаться, кто победил. По подсчетам СМИ, если учесть доход от переизданий, ремейков и прочего, на сегодня сумма спора достигла уже порядка 40 млн долл.

Трудности кастинга

Подбор актеров к четвертому эпизоду "Звездных войн" – лучшая иллюстрация того, что иногда достаточно всего лишь оказаться в нужное время в нужном месте. Именно это и случилось с Харрисоном Фордом, карьера которого до "звездного" периода в жизни не была особо примечательной. Периодические роли помогали ему держаться на плаву (в том числе и участие в лукасовских "Американских граффити"), но к середине семидесятых Форд слегка отчаялся и занялся плотническим делом.

В это время Джордж Лукас как раз искал претендента на роль Хана Соло и даже в какой-то момент подумал о Харрисоне, однако отказался от него в пользу Кристофера Уокена. Все решила сама судьба: случайная встреча на студии, куда неудачливый актер-плотник пришел чинить дверь, напомнила Лукасу о Форде, которому в результате и досталась роль космического контрабандиста.

Известно также, что Джордж Лукас и Брайан де Пальма совместно проводили кастинг для "Звездных войн" и "Кэрри". Этот факт породил слух, что на роль принцессы Леи изначально была утверждена Сисси Спейсек, а на главную женскую роль в ужастике де Пальмы – Кэрри Фишер. Однако последней якобы не понравилось наличие обнаженных сцен, которые ей предстояло сыграть, и они с Спейсек поменялись ролями. Сама Фишер позже опровергла эту информацию ссылаясь на то, что никогда не была против раздевания.  

А вот темного владыку ситхов Дарта Мола мог сыграть Бенисио Дель Торо. Собственно, так изначально и планировалось, пока актер не узнал, что режиссер убрал из фильма почти все его реплики. В результате Дель Торо вышел из проекта, а роль досталась менее известному Рэю Парку. Теперь же актеру все же удастся наверстать упущенное – известно, что в восьмом эпизоде Дель Торо сыграет персонажа по имени ДиДжей.

Еще несколько фактов

Сценарий "Звездных войн" претерпел много изменений: от первой версии, которую Лукас начал еще в 1973 году, вообще мало что осталось. Например, не секрет, что Люк Сайуокер изначально задумывался как пожилой генерал из рода гномов, а Хан Соло – зеленым монстром с жабрами. Образ Чубакки вообще был списан Лукасом с собственной собаки.

В то же время некоторые ключевые детали и сюжетные линии автор дорабатывал уже после выхода "Новой надежды". В первую очередь это касается развития главной любовной линии оригинальной трилогии. Не задумывая изначально Люка и Лею братом и сестрой, режиссер не исключал романтической связи между ними. По его собственному признанию, ему очень хотелось устроить "Унесенных ветром" в космосе. Лее должен был понравиться Люк, а Хан Соло в итоге улететь. Впрочем, несмотря на то, что Лукас передумал, устроить любовь в космосе ему все же удалось. Разве что в другом составе.

Любопытен и тот факт, что имена некоторых героев появились абсолютно случайно. Например, дроида R2-D2 Лукас назвал именно так, потому что однажды во время съемок услышал от коллеги техническую фразу "Reel 2, Dialog Track 2". Сочетание заглавных букв он счел достаточно звучным, поэтому просто их объединил. Имя Джа-Джа Бинкс вообще появилось благодаря пятилетнему сыну режиссера, а некоторые другие имена Лукас заимствовал из иностранных языков. Например, в имени Дарта Вейдера присутствует новозеландское слово "отец", а Йода переводится с санскрита как "воин".

Известно также, что вернуться к своему детищу после длительного перерыва и заняться трилогией приквелов Лукаса побудил технический прогресс. Он был настолько вдохновлен возможностями компьютерных технологий, что практически ни в одной сцене "Скрытой угрозы" и последующих двух эпизодов-приквелов не обошлось без визуальных эффектов.

"Написание сценария в это раз было более приятным, потому что меня ничто не сдерживало. Вы не сможете написать ни один из этих фильмов, если не будете знать, как это можно реализовать. Имея CG (компьютерную графику, – ред.) в своем распоряжении, я знал, что смогу воплотить все что захочу", – заявил Лукас в 1999 году.