Почему экономия на Прозорро - это фикция

Почему экономия на Прозорро - это фикция
Фото из открытых источников

Павел Вернивский

Советник Главы ФРУ по экономическим вопросам

В начале 2000-х авиастроительная компания Rolls-Royce предложила своим клиентам услугу Total Care. Суть данной услуги заключается в том, что клиенты могут покупать не авиационные двигатели, а время, за которое эти двигатели находятся в работе.

Нет, они не перестали производить двигатели. Они просто поменяли бизнес-модель, при которой важным становился не сам двигатель, а его мощность. По сути, клиент уже покупает не двигатель, а энергию, которую этот двигатель производит. Не физический товар, а услугу.

На самом деле данную бизнес-модель пропагандировал ещё Чарльз Ревсон, основатель косметической компании "Ревлон". Он говорил: "На фабрике мы производим косметику, а в магазинах продаём надежду". Он имел ввиду, что физический товар в действительности является услугой!

Так вот, изменение в бизнес-модели привело к изменению доходов компании. Если раньше компания ориентировалась на продажах авиадвигателей, а постпродажное обслуживание было допопцией, то все обернулось наоборот. Теперь компания предоставляла услугу техобслуживания как основную деятельность. А сама трансформация деятельности в сервисную также повлияла на то, что сектор промышленности стал превращаться в сектор услуг. Потому ее начали называть сервитизацией.

Многие компании пошли ещё дальше. Поскольку они понимают, что основной доход будет формировать сервисное обслуживание, то начали снижать цены на основной товар. Так они прекрасно понимали, что потери при продаже товара они вернут услугами. Особенно если этот товар имеет долгий срок службы. Ещё один важный момент: данный шаг могут себе позволить компании, имеющие довольно большой парк проданной техники, которая уже обеспечивает им определенный доход.

Все это я рассказываю для того, чтобы вы понимали, что наша система Прозорро этого всего не учитывает. Да, система выбирает поставщика, который предложит самую дешевую цену, но система не считает, сколько будет затрачено на техобслуживание данной техники. Учитывая это, любой иностранный производитель может снизить цену продажи, но потом заработает в три раза больше на обслуживании, и в конечном итоге более дешевый товар на Прозорро окажется самым дорогим. Только вы этого не узнаете, так как таких подсчетов никто не ведёт и тем более не озвучивает.

Приведу простой пример с французскими вертолетами, которые были куплены по очень низкой цене. Однако никто не считает, что нужны постройка ангаров для них, ежегодное обучение и сертификация пилотов во Франции, плановое и внеплановое техобслуживание, замена запчастей, деталей, масел. Все это потянет сумму в трое большую, чем стоит сам вертолёт. Это при том, что наш вертолет, который оценили даже немцы, по всем затратам стоил бы значительно дешевле. И это только один пример. А таких примеров масса!

Цена не должна быть единственным фактором при принятии решения, особенно если там есть техобслуживание. Однако наши прогрессивные реформаторы выступают против того же закона "купуй Українське". И значительное давление со стороны противников привело к тому, что принятие закона застопорилось. Не уверен я, что этот закон поддержит и новая власть, просто потому что не понимает этого или не хочет понимать либо ей это не выгодно.

Павел Вернивский

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>