Почему монетизация субсидий не станет "победой" ни для украинцев, ни для государства

Почему монетизация субсидий не станет "победой" ни для украинцев, ни для государства
Из открытых источников

Андрей Герус

Представитель президента Украины в Кабинете министров

Оригинал на странице Андрея Геруса в Facebook

Когда я впервые услышал о полной монетизации субсидий, то уж не совсем поверил. В моем понимании провести корректную монетизацию субсидий для 7 млн домохозяйств на такие огромные суммы просто невозможно (по разным причинам).

В конце концов правительство вчера приняло такую монетизацию. Но предлагаю увидеть полную картинку.

Еще на декабрь 2017 года в Украине было 6,92 млн семей на субсидиях.

В 2018 году правительство меняет критерии, а также повышает цену на газ. На декабрь 2018-го на субсидиях остается лишь 3,92 млн семей, хотя подали заявки на субсидии 7,4 млн семей. То есть субсидий было лишено 43% семей, которые раньше ими пользовались.

Я, конечно, понимаю, что количество субсидиантов нужно было уменьшать, но не думаю, что таким образом. Такие шарахания из стороны в сторону к добру не приводят. У нас это привело к резкому скачку долгов населения за ЖКУ: за 2018 год они выросли на 72%, до 56 млрд грн.

Новости по теме

Итак, решение о монетизации корректно читать таким образом: правительство отменило субсидии для 3 млн семей и ввело денежную монетизацию для тех 3,9 млн семей, которые осталась на субсидиях.

Ну и при удовлетворении заявок на субсидии на уровне 52% (3,9 млн из 7,4 млн) тезис правительства, что помощь субсидиями получат все, кто в этом нуждается, выглядит не совсем честным. Уверен, многие семьи, которые действительно нуждались в субсидии, ее не получили.

Но зато получили в феврале новые тарифы на тепло, которые были повышены с 1 января. А также рост тарифов на холодную воду.

"Нафтогаз" выступает за монетизацию с аргументацией, что государству неправильно перечислять деньги сразу поставщикам коммунальных услуг, называя их фирташами и "кровосисями", к которым попадают народные деньги.

Это несколько странное объяснение, ибо получатели субсидий все равно должны заплатить полученные деньги тем же поставщикам услуг.

Если это скрытая агитация не платить облгазсбытам Фирташа, то тогда уже надо не платить облэнерго других олигархов, а также местному водоканалу, если вам не нравится мэр (как я раньше до такого не додумался!).

На самом деле интерес "Нафтогаза", скорее всего, не народный, а свой корпоративный (кроме пиар-составляющей).

Во-первых, действительно может быть интерес, чтобы население провалило платежи, если это поможет устранить облгазсбыты, на место которых зайдет облгазсбыт "Нафтогаза".

Новости по теме

Во-вторых, раньше расчеты по субсидиям происходили по так называемым протоколам (взаимозачетами). А государственные компании эти протоколы могут использовать только для уплаты налогов.

А таких протоколов часто было больше, чем уплаты налогов, и они становились неликвидными.

В общем, еще никто не смог аргументированно/логично объяснить, как субсидиант, который живет в старой многоквартирной "хрущевке" и пользуется централизованным отоплением, может индивидуально экономить и энергоэкономить вследствие монетизации его субсидии. Как по мне, материально - никак (экзотика о ОСМД в старых "хрущевках" не считается).

Но если таки может, то лучше выдавать субсидию живыми деньгами на величину экономии, но всем субсидиантам. Так уже работало в сельской местности и действительно было стимулом экономить.

А такие резкие урезания субсидий, которые выливаются в масштабные долги и неплатежи, создадут проблемы всем: и субсидиантам, и налогоплательщикам - донорам субсидий.

Да и субсидии полностью "кэшем" точно не улучшат платежную дисциплину.

Судя по реформам, скорее всего, у меня опять летом не будет горячей воды.

Андрей Герус 

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>