banner banner banner banner

Почему нардепы захотели в местную власть?

Почему нардепы захотели в местную власть?
Из открытых источников

Алексей Кущ

Экономист

Нынешние местные выборы продемонстрировали нам почти "библейский" исход политических групп влияния "на места". Это проявилось, в частности, в уникальном факте – многие народные депутаты пытаются запрыгнуть в депутатские кресла местных советов. Впору объявлять карантин вследствие "пандемии" такой редкой болезни, как "популофилия", или любовь к народу, своеобразной неизлечимой формы филантропии. Ведь если вспомнить, то один из главных "плачей" народных депутатов последних лет – это сетование на низкий уровень зарплат под куполом цирка парламента. Хотя, с учетом того, что на должности помощников можно взять жену, свата и брата, а квартиру "арендовать" у тещи и получать за это государственную компенсацию, кругом бегом на депутатское "тело" набегало более 100 тыс. грн в месяц. А если еще и засандалить в бюджет свою "хотелку на округа", то получится и вовсе приятная сумма, "не оскорбительная" для коллектива. Но и этого народным избранникам "маловато". Подавай им зарплату в размере 4-5 тыс. евро, как в каком-нибудь Брюсселе. Типа "иначе будем брать взятки". Но до Брюсселя пока наши депутаты недотягивают, "мандатом не вышли". А зависеть от партийных касс не очень-то и хочется. Ведь кто-то подсунул партийным смотрящим и кассирам "конспекты Лобановского", и для членов некоторых фракций ввели нечто похожее на динамовские единицы тактико-технических действий. Только в футболе эти ТТД набирались за счет подкатов и подачи аутов, а в парламенте приходится набирать голосованием. А законопроекты становятся все более "неголосабельные". Вот и доводится выбирать: голосовать за все подряд или превратится для своей семьи в "блаженного гаишника", не берущего взятки.  

Новости по теме

За последний год роль парламента как биржи, где продаются и покупаются экономические интересы, существенно снизилась. Биржевая "яма" под куполом превратилась в скучное действо, когда две с половиной сотни вроде бы нормальных людей вынуждены "расшифровывать" вербальные послания с трибуны, чтобы определить, какую кнопку нажать. Почти как в опытах с собакой Павлова и зажигающейся лампочкой. Слюнотечение в предвкушении также присутствует. Это вовсе не значит, что экономические интересы страны перестали продавать и покупать: просто центр продажи переместился за стены парламента, а сами депутаты превратились в микроболванчиков с острова Пасхи, послушно нажимающих на две кнопки в зависимости от "технического задания" на день.

Именно это и побудило многих народных избранников спуститься на один политический этаж ниже, приняв участие в местных выборах. И хотя на уровне политического цоколя местных советов почти не платят, но разве с такой работой нужна зарплата? Близость к амбару с "солениями" превращает даже аренду квартиры у тещи в бессмысленный фарс. Ведь на местах и МАФы, и торговые патенты, и коммунальная собственность, и рынки, и постоянные ремонты гнилой инфраструктуры. Но самое главное – земля.

На данный момент функции государственного надзора за состоянием актива в виде земель сельскохозяйственного назначения и реализацию государственной политики в сфере топографо-геодезической и картографической деятельности и земельных отношений осуществляет Государственная служба Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра (Госгеокадастр). До 2014 года аналогичные функции были возложены на Государственное агентство земельных ресурсов (до 2013-го – Государственный комитет по земельным ресурсам).

Для повышения эффективности использования государственных земель, которые находятся за пределами населенных пунктов, нынешняя власть планирует передать данные земельные наделы в коммунальную собственность сельских, поселковых и городских советов. Кроме того, местные органы власти получат возможность самостоятельно менять целевое назначение земельных участков, находящихся в частной собственности, и устанавливать по ним детальную планировку территорий. Напомним, этого права местные советы были лишены согласно нормам Земельного кодекса с 01 января 2002 года.

Для повышения полномочий местных органов депутаты хотят "похоронить" за плинтусом полномочия централизованных органов власти: закон планирует отказаться от существования специального уполномоченного центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере земельных отношений. На смену такой структуре должна прийти упрощенная, сервисная служба, которая будет лишь осуществлять деятельность по ведению кадастра и хранению геопространственных данных по земельным участкам.

В то же время упрощенные функции контроля у государства все же сохраняются – они передаются областным государственным администрациям, в будущем, после завершения административной реформы, – префектурам.

Государственные институции по осуществлению экспертизы землеустроительной документации и агрохимической паспортизации земель полностью отменяются.

С одной стороны, тема с передачей полномочий на места всегда находит горячий отклик в сердцах простых украинцев. Именно поэтому одна из немногих реформ последних лент (одна из "144"), которая признана успешной не только теми, кто ее проводил, но и теми, на кого она была направлена, – это административная реформа и увеличение ресурсной базы местных бюджетов. По этой причине критика предложений в стиле "все в сад", то есть на местный уровень, априори будет неблагодарной.

Но здесь как раз тот случай, когда необходимо "зреть в корень".

Попробуем определить, кому может быть выгодна передача земель сельскохозяйственного назначения за пределами населенных пунктов в ведение местных органов власти, а также передача им полномочий по смене целевого назначения частной земли и ликвидация центральных органов государственного контроля?

Это выгодно в первую очередь тем, кто не хочет эту землю обрабатывать. То есть вначале на уровне местных советов можно будет согласовать покупку земель сельхозназначения, затем, "не отходя от кассы", изменить целевое назначение и получить новый детальный план территорий - и все это без соответствующей государственной экспертизы, которая будет попросту отменена. Единственные, кто смогут вмешаться, – это префекты президента, но их всегда можно будет включить "в схему". То есть создается "гангстерский рай" для застройщиков окраин крупных городов, которые пока еще не добрались до близлежащей пашни, или компаний по утилизации отходов для размещения очередной "свалки". Авторы законопроекта, конечно, будут нам доказывать, что данные упрощения нужны для открытия заводов по производству смартфонов, микропроцессоров и электроавтомобилей, но "чутье художника" подсказывает, что более вероятен первый вариант использования земель по упрощенной схеме.

Резкое сокращение функций Госгеокадастра  и очередная его "перезагрузка" чреваты не так потерей информации, как ее специфическим учетом. Так было во время каждой смены вывески, когда у "прежних" начиналась "последняя гастроль", а новым "нарезали" совершенно противоположные задачи. И тогда владельцы земельных участков узнавали о своих активах много нового. Кто жил в Обуховском районе – тот помнит.

Новости по теме

И первые ласточки уже есть. Недавно прозвучали заявления о том, что за прошедшие годы было якобы украдено то ли 5, то ли 4 млн га государственных земель, как будто земля – это кошелек, который щипач может потянуть в переполненной маршрутке из кармана. И, заметьте, все эти заявления звучат перед запуском рынка земли и накануне передачи в ОТГ примерно 3 млн га государственных наделов. "Спустить" распродажу госземель на места – это идеальный способ навсегда спрятать в местных архивах всю историю их продажи, ведь, как известно, местные архивы у нас "горят", и очень хорошо. Конечно, централизованный контроль "кому и сколько" останется, просто из государственных структур он рискует перейти в формат "разнарядок на места". Лучшего способа провести первичное перераспределение земельного капитала, как передать его на уровень сотен ОТГ, не придумаешь.

А как же диджитализация, спросите вы? А ее как раз никто и не отменял. Более того, она очень нужна для "освящения" глобального передела земельных ресурсов в стране. И реестр нужен. Такой весь из себя "электронный", прозрачный, чтобы каждый добросовестный покупатель смог себя там "увидеть". А вот первичка по приватизации земли должна остаться "на местах". И увидеть общую картину распродажи госземель сможет лишь тот, кто из тысячи "местных" пазлов соберет развитую "малахитовую вазу". То есть в обозримом будущем никто.

Что касается вновь созданных ОТГ и бюджетной децентрализации финансовых ресурсов, то здесь также формируются колоссальные риски феодализации страны, когда слабые институты центральной власти не могут контролировать местных феодалов, управляющих территориями площадью с небольшую европейскую страну. И единственным инструментом "сшивания" территорий станут силовики, преимущественно – полиция. Что еще раз подтверждает простую истину: в случае институциональной неготовности страны к разгосударствлению и децентрализации любое ослабление государства приводит к его внутренней оккупации политическими рентоориентированными группами влияния, когда главными становятся не выборы президента или парламента, а "выборы" прокурора, министра МВД и главы СБУ…   

Алексей Кущ

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

Источник: 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>