Почему префекты вызывают настороженность

Польза или угрозы нового института зависят от четко выписанных полномочий

Почему префекты вызывают настороженность
Фото из открытых источников

Лилия Брудницкая

Парламентский обозреватель

Польза или угрозы нового института зависят от четко выписанных полномочий

Верховная Рада в четверг, после изнурительных консультаций с участием президента и представителей иностранных государств, дала отмашку децентрализации власти. Но уже звучат мнения, что отправленный в Конституционный суд проект изменений в Основной закон на деле приведет к централизации власти, даже к ее узурпации. И в этой связи чаще всего поминают префектов. Что скрывается за звучным словом? Попробуем разобраться.

Оправданная предосторожность

Полномочия префектов выписаны в статьях 118-119 президентского проекта "О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно децентрализации власти)". Причем многие характеристики префект заимствует от главы государственной на местах администрации (РГА, ОГА, ГГА). В частности, самое главное – осуществление исполнительной власти на местах. Префектов, как и глав госадминистраций, назначает президент Украины по представлению Кабинета министров Украины. Главной функцией префектов будет общий надзор за соблюдением органами местного самоуправления Конституции и законов Украины.

Петр Порошенко, выступая в Верховной Раде в четверг, 16 июля, особое внимание уделил префектам и подчеркнул, что институт вводится исключительно для надзора, это "оправданная предосторожность", с учетом ситуации в стране и угроз суверенитету и территориальной целостности.

Смотрящие в терновнике

В соответствии с тем проектом, который парламентарии получили накануне дня голосования поздно вечером, префект обеспечивает не только соблюдение законности, но и выполнение государственных программ, а также координирует деятельность территориальных органов центральной власти и обеспечивает их взаимодействие с органами местного самоуправления в особых условиях (катастрофы и т.п.), а также "осуществляет другие полномочия, определенные Конституцией и законами Украины". Как представитель исполнительной власти на местах, префект издает акты, которые являются обязательными к исполнению. При этом если префект решит, что орган местного самоуправления принял нормативный акт, противоречащий Основному и прочим нашим законам, он приостанавливает действие этого документа и одновременно обращается в суд (ст. 144). Если же этот акт составляет угрозу национальной безопасности, территориальной целостности, государственному суверенитету, все серьезнее: президент приостанавливает полномочия такого совета с одновременным обращением в Конституционный суд. Правда, если КС не подтвердит опасений главы государства, указ о приостановлении полномочий совета отменяется.

Новости по теме

Принципиальные отличия префекта от главы ГА: он не ведает финансами, не участвует в распределении местного бюджета, не руководит регионом. Эти функции передаются в ведение исполнительного комитета, формируемого местным советом, а не правительством, как сейчас местные администрации.

Даже на первый взгляд, заметны настораживающие моменты. Президент становится, по сути, главой жесткой вертикали функционеров, объединяющих полномочия прокуроров с главами госадминистраций. При желании, префект может достаточно широко истолковать свои полномочия, что на уровне региона может обернуться ожесточенной схваткой за власть. Поскольку префект назначается президентом, то глава государства будет иметь на этих людей сильное воздействие. Покрыв страну сетью префектов, он может существенно укрепить свое влияние на местном уровне. Отсюда и подозрения в узурпации власти. И хотя сам Петр Порошенко заявил, дескать, признаки этого "ищите – днем с огнем не найдете", депутатов он не слишком убедил.

Узурпационные опасения

На экспертном депутатском уровне заметен разнобой в восприятии института префектов. Так, народный депутат (фракция партии "Блок Петра Порошенко") и заместитель председателя парламентского комитета по правовой политике и правосудию Сергей Алексеев в комментарии агентству 112.ua убежден, что префект – это координатор: "Функции префекта будут больше сводиться к координации, он будет тем связующим звеном между органами самоуправления и правительством. Это нормальный процесс".

Новости по теме

Лидер фракции партии "Блок Петра Порошенко" Юрий Луценко подчеркнул, что "остается надзор и контроль, но эти функции сконцентрированы в руках одного человека вместо нескольких сотен людей, которые сидели в так называемых "белых домах (имеется в виду ОГА, – авт.)". Следовательно, префект не только координатор, но и самый настоящий "смотрящий".

По мнению народного депутата (фракция Радикальной партии Ляшко) и первого заместителя председателя парламентского комитета по законодательному обеспечению правоохранительной деятельности Игоря Мосийчука, "какая же это децентрализация, если мы даем полномочия префекту вмешиваться во все без исключения акты местного самоуправления?!" На уточняющий вопрос, кому это может быть выгодно, парламентарий четко ответил, что президенту: "Это больше постройка авторитаризма".

Которая, однако, может быть и оправданной.  

"Мы не говорим, что президент узурпирует власть. Мы говорим, что есть определенные демократические механизмы, - уточняет Сергей Алексеев. - Вы же понимаете, что сейчас в нашей ситуации отдать власть на места просто это будет серьезной угрозой территориальной целостности Украины".

Народный депутат (фракция "Народный фронт") и первый заместитель председателя парламентского комитета по вопросам правовой политики и правосудия Леонид Емец не усматривает признаков узурпации власти в институте префектов, так как, в отличие от глав госадминистраций, префекты не могут работать в статусе "и. о.".

Новости по теме

"Слово какое-то не украинское, - шутит народный депутат, заместитель председателя парламентского "антикоррупционного" комитета Виктор Чумак. – Я думаю, нам нужно еще дискутировать по поводу возможностей, прав и полномочий префекта. Для меня это не окончательный и не совсем приемлемый вариант. Там не очень правильно прописан механизм работы местного совета и его восстановления в полномочиях. Деятельность временной администрации (пока дело разбирается в Конституционном суде, – авт.) может быть достаточно долгой, и это плохо. Должны быть четко сроки определены".

Время – деньги и полномочия

Депутаты, с которыми удалось пообщаться 112.ua, не имея возражений против префектов вообще, говорили также о необходимости обозначить сроки для разных ситуаций. Норма о приостановлении полномочий и актов местного совета этого требует.

Например, как рассказал в беседе с агентством 112.ua мэр города Запорожье Александр Син, необходимо определить четкие сроки, в течение которых действует "приостановительное" решение префекта: "Допустим, местный совет принимает бюджет, а префект его останавливает. Суд может рассматривать месяцами это обращение, и все это время город вынужден будет жить без бюджета. С целью убрать такие риски нужно четко отрегулировать законом сроки и процедуру рассмотрения этих вопросов".

Как полагает Виктор Чумак, недостаточно четко прописан механизм приостановления полномочий и работы местного совета и его восстановления: "Временная администрация или временная деятельность могут быть достаточно долгими, и это плохо". Выход парламентарий усматривает в механизме отложенного вето: если сроки проходят и приостановление не обжаловано, оно вступает в силу.

Не столько выписать сроки, сколько снабдить местные советы контрдубинкой было бы полезно, полагает Серей Алексеев. Например, через механизм выражения органом местного самоуправления недоверия префекту. Только прописать его не в Конституции, а в законе.

Новости по теме

А Леонид Емец усмотрел в конституционных поправках о префектах другие шероховатости: "Это его право обеспечивать выполнение государственных программ. Возникает вопрос, что такое "обеспечивать". Это нужно разъяснять законом, потому что, туда можно "засунуть все, что угодно". Тем не менее, такие шероховатости реально доработать. Желательно, в парламенте, во исполнение Коалиционного соглашения, уточняет Игорь Мосийчук.

Ничего страшного

Если на законодательном уровне видны серьезные угрозы, Александр Син на городском уровне таковых не усматривает. По его мнению, префект – лучше, чем ГА: "Сегодня у нас есть не только риски, но и факты, когда совет имеет большинство одной политической силы, а глава ГА представляет интересы другой политсилы. И потенциально закладывается конфликт, и он в разных регионах Украины существует с 2005 года. При исполкомах и префектах это противоречие исчезает в принципе. Я думаю, это будет способствовать лучшему развитию территорий и устранению внутренних конфликтов".  Кроме того, у префекта не будет права принимать решения вместо местного совета. Не пугает городского главу и функция общего надзора (с приостановкой актов органов местного самоуправления), так как, "вчера эта функция была у прокурора, и нигде в Украине это не привело к какому-то параличу".  

Тем более, отмечает Леонид Емец, полностью забирать общий надзор, который отобран у прокуратуры, не вводя никаких заменителей, было бы неправильно: "Потому что, дайте волю органам местного самоуправления – они такого напринимают! Черновецкий тому пример".

Если кратко, суть децентрализации власти в воле под контролем. И этот контроль будет осуществлять на местах именно префект. Получится ли? Народный депутат и заместитель председателя парламентского комитета по предупреждению и противодействию коррупции Борислав Береза заметил, что "префекты – это очередной эксперимент. Посмотрим, чем он закончится".

На данный момент, рано говорить о том, чем завершится эксперимент с префектами. Это среднесрочная перспектива. В краткосрочной – первое чтение конституционных поправок. Можно ожидать, что статьи о префектах вызовут особо ожесточенные дискуссии, ведь предполагается, что рассматривать их будут в сентябре, буквально накануне местных выборов. Сейчас заметно, что парламентарии ушли в детали. Не заслонят ли детали сути – вопрос. От ответа на который зависит, кем на деле станут префекты: смотрящими или все-таки руководящими.

Лилия Брудницкая для 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>