banner banner banner banner

Почему референдумы в видении президента опасны для Украины

Почему референдумы в видении президента опасны для Украины
Reuters

Олеся Яхно

Политический эксперт

Оригинал на странице Олеси Яхно в Facebook

Допускаю, что инициатор законопроекта о референдуме Владимир Зеленский (возможно, мотивированный предвыборным обещанием усиления народовластия) не до конца осознает возможные риски от этой инициативы. И даже того, в чем смысл этого механизма вообще.

Честно говоря, всегда считала и считаю спекулятивной тему усиления народовластия на постсоветском пространстве. В силу следующих причин.

Новости по теме

Во-первых, из-за слабых институтов и низкой политической культуры. Когда у вас не работают базовые институции (суды, например), то теряются любые инициативы в принципе/теряют изначальный смысл и мотивацию.

Поэтому для начала нужно усилить базовые институты и обеспечить невмешательство одних ветвей власти в работу других, и уже потом, возможно, менять что-то дальше.

Кроме того, в условиях же направленности политической коммуникации не на повышение уровня политической культуры и просветительства, а прямо наоборот - на "идиотизацию" граждан и упрощенные подходы, большинство, как правило, в своей позиции действует в логике "впечатления" и "политики настроений".

Во-вторых, очень часто в постсоветских странах тема народовластия и референдумов носит спекулятивный характер. Свежий пример - предстоящий в России референдум по "обнулению" президентских сроков Путина.

То есть когда всенародное волеизъявление носит исключительно фасадный характер для оформления нужного для власти и в интересах власти решения. Еще один подваривший - это переложить ответственность/завуалировать то или иное решение власти под видом волеизъявления народа.

Я не против в принципе референдумов и повышения уровня народовластия, но считаю, что к этому надо еще прийти. Для начала не мешало бы отработать механизм реагирования на петиции, особенно касающиеся проблем местного уровня, непосредственно влияющих на прикладном уровне на жизнь граждан. Следующий шаг - это референдумы местного уровня с очень четким уровнем выносимых вопросов, опять же касающихся текущих вопросов местного уровня.

Новости по теме

Новости по теме

А где же референдум?

В этом смысле возникают вопросы относительно мотивации законопроекта Зеленского. Там есть несколько позиций, вызывающих вполне обоснованные вопросы.

Во-первых, референдум, согласно законопроекту Зеленского, носит обязательный характер, а не консультативный (раздел XI, статьи 119 и 120). Это значит, что решение, скажем, касающееся международных договоров, согласно которым меняется территория Украины, будет автоматически вступать в силу без имплементации Верховной Радой.

Предыдущий закон о референдуме, действовавший до 2012 года, носил консультативный характер и требовал голосования в ВР для имплементации решений. Именно поэтому референдум от 2000 года и не был реализован.

Во-вторых, круг вопросов, которые могут выноситься на референдум. Я уже упомянула о международных договорах, меняющих территорию Украины. Еще одна позиция, на которую обратила внимание, - это возможность отменять законы через референдум.

Фактически здесь закладывается "обнуление" парламента, когда законы можно отменять через референдум, а также утверждать решения в обход ВР. Кроме того, возникает риск протаскивания через референдум странных решений (с точки зрения украинской государственности), касающихся международных договоров и территории.

Олеся Яхно

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

Источник: 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>