banner banner banner banner

Почему стоит и почему не стоит смотреть фильм Стивена Содерберга "Заражение"

Картина хорошо разворачивает ситуацию с вирусной пандемией сразу в нескольких важных плоскостях, но может добавить лишнего стресса

Почему стоит и почему не стоит смотреть фильм Стивена Содерберга "Заражение"
Кадр из фильма "Заражение" Warner Bros.

Юлия Потерянко

Журналист, 112.ua

Картина хорошо разворачивает ситуацию с вирусной пандемией сразу в нескольких важных плоскостях, но может добавить лишнего стресса

Фильм-катастрофа Стивена Содерберга об эпидемии вирусного заболевания, стартовавшей в Китае и поразившей весь мир, вышла в 2011 году. Несмотря на звездный каст (Мэтт Деймон, Джуд Лоу, Кейт Уинслет, Марион Котийяр, Лоуренс Фишборн, Гвинет Пэлтроу, Брайан Крэнстон и другие), особой славы "Заражение" тогда не снискало. Кто бы мог подумать, что звездный час картины настанет целых 9 лет спустя?

Все дело в том, что в некоторых деталях сюжет "Заражения" пугающе похож на то, что происходит в мире прямо сейчас. Неизвестная болезнь, пришедшая от животных, появляется в Китае (точнее в Гонконге) и быстро распространяется по миру. Пока врачи пытаются понять, с чем имеют дело и как бороться, она убивает людей со все большей скоростью. Поиски лекарства очень затруднены, люди нервничают, блогеры хайпуют, мир трепещет перед лицом непонятной угрозы. Так почему бы не попугать себя перспективами, столь красочно изложенными в почти двухчасовой картине с выразительными сценами нарастающей катастрофы? Вдруг и правда поймем лучше, что делать самим.

На самом деле фильм Содерберга смотреть одновременно стоит и не стоит. Во многом выбор стороны зависит от склада характера и способа мышления конкретного зрителя. Попробуем расставить нужные акценты.

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Заражение" Warner Bros.
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Заражение" Warner Bros.
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Заражение" Warner Bros.
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Заражение" Warner Bros.

Почему "Заражение" смотреть стоит

В основе сценария, который написал Скотт Бернс, лежит другая подобная эпидемия – тяжелого острого респираторного синдрома (SARS). Первый случай был зарегистрирован в ноябре 2002 года в китайской провинции Гуандун, вспышку загадочной болезни китайские власти тогда скрыли от Всемирной организации здравоохранения, за что позднее подверглись серьезной критике, общая летальность SARS составила от 9% до 12%, болезнь поразила более 8 000 людей и унесла 774 жизни. Цветочки по сравнению с Covid-19. Тем не менее эта история стала хорошим материалом для размышлений о роли эпидемий в современном глобальном мире. Чем Бернс с Содербергом и занялись.

При этом фильм не занимается простым запугиванием зрителя, красочно изображая страдающих и умирающих, а также героично, но фрагментарно – медиков и ученых. "Заражение" разбирает явление крупной эпидемии на медицинские, социальные и этические аспекты и, пускай немного схематично (в силу сжатого хронометража), но вполне достоверно показывает, как они взаимодействуют. При работе над фильмом авторы сотрудничали с Центром по контролю и профилактике заболеваний США и целой группой научных экспертов. Поэтому тут так дотошно воссозданы схемы работы лабораторий, международных организаций и спецслужб, и меньше внимания уделяется собственно ужасам эпидемии.

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Заражение" Warner Bros.
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Заражение" Warner Bros.
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Заражение" Warner Bros.
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Заражение" Warner Bros.

По сути, главными героями являются потерявший из-за вируса двух родных в один день Митч Эмхофф (Мэтт Деймон), которому благодаря естественному иммунитету приходится своими глазами наблюдать всю эпидемию от самого начала до самого конца, доктор Эллис Чивер из ЦКЗ (Лоуренс Фишборн), вместе с коллегами ведущий борьбу одновременно с вирусом, информационным шумом и государством, а также беспринципный блогер Алан Крумвьеде (Джуд Лоу), готовый на что угодно, на любую ложь, лишь бы привлечь к своим публикациям как можно больше внимания. Первый символизирует ту часть общества, которая пытается действовать рационально вопреки располагающим к панике обстоятельствам, второй – врачей, работающих под давлением со всех возможных сторон, а третий является воплощением того, что сейчас называют термином "инфодемия" – бестолковым шумом и беспрецедентным валом сенсационной и непроверенной информации, которые в эру соцсетей сопровождают любой сколько-нибудь значимый повод (в 2020 году эта проблема стала даже острее).

Все эти ключевые истории, а также побочные сюжеты с доктором, которая встала на первой линии борьбы с болезнью (Кейт Уинслет), специалисткой ВОЗ, пострадавшей из-за отчаянного положения некоторых людей (Марион Котийяр), женой доктора Чивера, невольно спровоцировавшей новый виток паники, и, наконец, исследовательницей, которая ради изобретения вакцины решилась на нарушение ряда правил (Дженнифер Эль), представлены с точки зрения здравого смысла. Кто-то парализован страхом, кто-то, движимый долгом, продолжает работать, несмотря на обстоятельства, кто-то пытается поиметь с ситуации максимальную выгоду. А истина, как всегда, где-то посередине. Поэтому фильм рекомендуется к просмотру тем, кто ищет в происходящем сейчас и в гигантском потоке сопутствующей информации рациональное зерно. "Заражение" помогает повертеть ситуацию перед собой, как объемную фигурку с множеством граней, оценить ее со всех возможных сторон и сделать максимально взвешенные выводы.

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Заражение" Warner Bros.
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Заражение" Warner Bros.
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Заражение" Warner Bros.
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Заражение" Warner Bros.

Почему не стоит смотреть "Заражение"

В социальных сетях картину успели назвать пророческой, хотя это совсем не так, и мы ранее объясняли почему. Ряд совпадений с реальными событиями производит на эмоциональную публику совершенно неизгладимое впечатление. На все это накладывается свойство человеческой психики в поисках хоть каких-нибудь параллелей сопоставлять теплое с мягким и кино с реальностью. И вот уже мы выкидываем из поля зрения тот факт, что киношный вирус обладает куда большей убойной силой и косит всех подряд – не только пожилых и не очень здоровых, как нынешняя зараза, но и молодых, успешных, красивых и полных сил, как героиня Гвинет Пэлтроу, нулевой пациент пандемии в "Заражении".

Испугать могут и эпизоды, демонстрирующие, что такое полновесный карантин на самом деле – с вводом войск, полным ограничением передвижения, реальной нехваткой продуктов, даже пакетов гуманитарной помощи и мародерством. К слову, этого всего вполне можно избежать, если вести себя взвешенно и спокойно.

Преувеличенные масштабы катастрофы могут подействовать устрашающе на людей, которые и так пребывают в тревоге из-за туманных перспектив на ближайшие месяцы. Экономисты уже говорят о масштабном кризисе, который спровоцировала пандемия, а такие периоды всегда сопряжены с ростом количества психических расстройств и, что самое печальное, суицидов. Поэтому тем, чья психика и так не слишком стабильна из-за происходящего, стоит все же от просмотра воздержаться.

Источник: 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>