Фото из открытых источников

Как известно, 6 ноября в сейме Литвы для послов Евросоюза, США, Канады и Японии был представлен "План Маршалла" для Украины. Этот проект документа рассчитан на 10 лет и предусматривает по 5 млрд евро ежегодных инвестиций в национальную экономику Украины. Откровенно говоря, подобную презентацию от наших западных партнеров мы уже давно ожидали. Однако у них в последнее время все чаще возникают большие сомнения с воплощением такого "Плана Маршалла" в Украине и особенно в способности украинских топ-чиновников качественно и по назначению использовать деньги, т. е. использовать их на те проекты, на которые они будут выделены. 

Почему стали усиливаться подобные опасения? Да потому что кредитными и инвестиционными ресурсами у нас управляют импотентные, высоко коррумпированные и наглухо бездарные госструктуры. Более того, реформы у нас в стране, как показывает жизнь, не начавшись, с треском проваливаются. Поэтому пошел процесс снижения важности Украины как партнера Западного блока. И особенно европейцы оказались неготовыми к такому высокому уровню финансовых запросов украинских топ-чиновников и политиков. В Евросоюзе, очевидно, уже поняли, что тот объем финансовых средств, который понадобится от Запада на содержание украинской экономики и социалки, будет для него неподъемным.

Поэтому в Брюсселе сегодня все чаще местные политики отмечают: мол, предлагать большой инвестиционный план помощи только одной Украине было бы неправильно, соответственно европейские политики и чиновники (в отличие от литовских) уже планируют предложить Украине, Грузии и Молдавии новую программу сотрудничества "Восточное партнерство +". И судя по всему, нам нужно быть готовыми до конца текущего года к резкому ухудшению ситуации на финансовом рынке и в реальном секторе экономики.

Помните, еще в 2014 году Кабмин громко презентовал Стратегию развития страны до 2020 года, которая должна была стать дорожной картой экономических реформ. Тогда же было заявлено о грандиозном плане по привлечению за период 2015-2020 гг. в украинскую экономику до 40 млрд долл. прямых иностранных инвестиций. Но фактически сегодня эти заявления становятся пустым звуком. Как оказались пустым звуком и запланированные поступления за три последних года от масштабной приватизации в размере 17 млрд грн.

Новости по теме: Никакого "плана Маршалла" для Украины не может быть без Америки, - Вилкул

Зато наши министры и народные депутаты по-прежнему, ничуть не смущаясь, полностью исключают любую критику в свой адрес, а все их макроэкономические фантазии – только на мажорной ноте. Уже стало традицией: все то, что планируют наши представители финансово-экономического блока правительства, не сбывается. Вот и недавно первый вице-премьер-министр Степан Кубив познакомил нас с очередной корректировкой. Итак, Кабинет министров в очередной раз ухудшил свой же прогноз роста ВВП Украины в текущем (2017) году до 1,8% (ранее прогнозировалось 3%), а прогнозный уровень инфляции – до 12,9% с 8,1%.

При этом в расчетах финансово-экономических показателей госбюджета на следующий (2018) год Министерство финансов Украины предусматривает рост ВВП страны на уровне 3%. Не менее оптимистичные прогнозы у Кабмина Владимира Гройсмана и на последующие годы: в 2019 – 3,6%, в 2020 – 4%. И глава правительства продолжает утверждать: дескать, финансовые ресурсы накапливаются, в том числе благодаря эффективной борьбе с коррупцией. Вот так. Оказывается, у нас в стране экономика успешно работает, увеличивая налоговые поступления в госбюджет, соответственно в закромах увеличиваются денежные запасы. Но когда отрываешь взгляд от экрана телевизора и выходишь на улицу, особенно в магазин или на рынок, то ясно понимаешь, что крутишься в какой-то системе кривых зеркал.

Думаю, такие же ощущения и у наших зарубежных партнеров. Плюс возмущение западных кредиторов объясняется еще и тем, что из Украины к ним доходят, наоборот, негативные новости, связанные с отсутствием реформ и борьбы со взятками и теневыми схемами. А работая много лет с иностранными инвесторами, прекрасно знаю логику их такой жесткой реакции. Ведь если они начнут легко прощать нам долги, то тем самым как бы предоставят полномочия нашим топ-чиновникам и политикам на дальнейшее разворовывание их миллиардных кредитов. В отличие от наших рядовых налогоплательщиков, они не привыкли к тому, чтобы из их карманов так запросто воровали.

Правда, наши министры и народные депутаты еще не до конца поняли в своих высоких кабинетах, что такое их поведение не проходит с западными политиками и кредиторами, как с нашими бесправными вкладчиками банков. А действующая экономическая модель в Украине, основанная только на получении доходов от приватизации госпредприятий и на дорогих валютных кредитах, по определению бесперспективна. К тому же вариантов дальнейшего развития событий не так уж и много. Для нас лучший – это новый трастовый фонд для Украины, Грузии и Молдавии. И хотя еще неизвестны источники наполнения этого европейского фонда, но вдохновляет уже то, что большие финансы будут выделены на экономическую и социальную инфраструктуру.  

Что ж, ждать этого решения в рамках новой программы сотрудничества "Восточное партнерство +" осталось недолго. 24 ноября в Брюсселе наши и литовские политики в ходе работы 5-го саммита Восточного партнерства презентуют "Новый европейский план для Украины". Надежды остаются.

Александр Гончаров,

руководитель сайта http://privatization.in.ua/,

директор Института развития экономики Украины

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.