Подарок на годовщину Майдана: Self made коалиция

Лилия Брудницкая, парламентский обозреватель

Подарок на годовщину Майдана: Self made коалиция
112.ua

Лилия Брудницкая

Парламентский обозреватель

Лилия Брудницкая, парламентский обозреватель

Почему многие важные политические тренды у нас формируются ночью? Пока необъяснимый феномен. Но именно он заставляет копаться в Интернете в пятницу поздно вечером, подсознательно надеясь выловить "золотую рыбку". 15 ноября "золотые рыбки" информпространство не жаловали, ведь обещанной презентации коалиции не получилось. Зато терпеливые и настойчивые были вознаграждены сполна: на сайте партии "Блок Петра Порошенко" глубоким вечером был выложен проект коалиционного соглашения "для обсуждения". При этом скромненько обозначалось, дескать, вот над этим украинские политики прели более двух недель. Сам факт проекта вместо презентации живого коалиционного организма наглядно засвидетельствовал: стороны в террариуме единомышленников не смогли совместить несовместимое. В частности предварительные имиджи двух кандидатов в президенты и трех претендентов на премьерство. Однако граждане все же получили вместо конфетки хоть обертку и были обеспечены увлекательным чтивом на все выходные.

Новости по теме

Претенциозный пакет реформ выписан решительно и даже с конкретными сроками. Стороны, они все же как-то договорятся, берут на себя вполне определенные обязательства. Экономические и социальные реформы, обозначенные в тексте монументального документа, быстро разошлись на цитаты. Куда интереснее, на мой взгляд, разделы о конституционной реформе и о децентрализации и реформе местной администрации. Фактически именно в этих разделах будущая коалиция сама себя связывает действительно серьезными взаимными обязательствами. Как раз здесь "спрятана" внутренняя механика уже прорисованного вчерне парламентского большинства.

Итак, углубляемся. Краеугольный камень преобразований, от которого в "Блоке Петра Порошенко" никто и не думает отказываться, – децентрализация власти. Упор сделан на межбюджетные отношения. По польскому лекалу, за местными бюджетами предлагается закрепить стабильные источники доходов и оставлять на местах доходы от НДФЛ. Пункт о наделении Киева средствами, достаточными для выполнения функций столицы. В этом пунктике слышно недовольное ворчание Виталия Кличко, однако, обтекаемая формулировка вряд ли смутит тех, кто не собирается ради Киева и его мэра трусить мощной. Куда более существенные моменты – устранение дублирования функций и выделение капитальных трансфертов только через Госфонд развития регионов. Если присмотреться повнимательнее, здесь нетрудно проследит защиту интересов президента и его команды. Устранение дублирования функций центральных и местных органов власти на практике может означать обрезание функций какому-либо министерству и ведомству с целью ограничить его влияние. Сохраняя влияние на органы местного самоуправления, усиливая его, можно сконцентрировать в своих руках такое влияние, какое и не снилось конституционному премьеру. И грядущие местные выборы внесут существенные коррективы в расстановку сил. Иными словами, исходя из этих пунктов, можно сделать вывод  о том, что будущие партнеры по коалиции (Яценюк и Порошенко) намерены устроить свое ватерлоо именно на местных выборах, а в ожидании оных с увлечением займутся перетягиванием полномочий.

Во всяком случае, это можно предположить, если посмотреть еще один любопытный раздел проекта – "Реформа публичного администрирования". В нем речь идет о поправках в закон о госслужбе, в частности заменить отделы кадров НR-службой, деполитизировать госслужбу. Ключевой является оптимизация органов госвласти и органов местного самоуправления. Поскольку словечко "оптимизация" может означать что угодно, вполне реально устроить подковерное побоище за те же полномочия, при этом кадры действительно будут решать многое.

А далее – в разделе непосредственно о Кабмине - что мы видим? До слез знакомое "госсекретарь" (при этом, сокращается количество замминистров), а вслед за ним не менее знакомое исключительное право министра назначать себе замов. Идеи не новы, симптомы известны: о госсекретарях в верхах заговаривают всякий раз перед "войной полномочий". Почему? Потому, что "аппаратура" играет нередко куда большую роль, чем представительность и публичность.

Но что меня особенно умилило, так это раздел о конституционной реформе. Три пункта. Но каких! Создать ВСК (временную следственную комиссию) по разработке проекта, в которую должны войти президент, Кабмин (весь, надо полагать) и эксперты в области конституционного права. ВСК готовит согласованный законопроект конституционных поправок с учетом замечаний Венецианской комиссии. Разумеется, весь процесс публичен и прозрачен.

Как говорила героиня одной классической пьесы, "все это и умно, и глупо". Несмотря на то, что перед нами все-таки проект, уж слишком много декларативных фраз, которые не более чем "протокол о намерениях". Возможно, кого-то впечатлят сроки, например, многообещающее "в течение первого квартала 2015 года" (в большинстве пунктов авторы проекта дальше не заглядывают). О, да, конкретика! Тут стоит заметить, что сам проект коалиционного соглашения не содержит ни единого механизма воплощения задуманного в жизнь, что развязывает потенциальным подписантам руки. Раздел о конституционной реформе, напротив, дает механизм, но не раскрывает сути грядущих поправок. Правда, один вывод можно "выжать" и из этого краткого раздела. Все-таки, господа политики не намерены полностью переписывать Конституцию Украины. И все же, хотелось бы поконкретнее, о каких изменениях идет речь, ведь поправка поправке рознь и иное изменение стоит целого закона.

Новости по теме

Хотя проект коалиционного соглашения является не более чем "болванкой", дух новой коалиции в нем просматривается достаточно четко. И никакая конкретика не в состоянии изменить общего впечатления. Судя по внушительной экономической части, документ был спешно изваян и выложен для иностранных читателей из миссии МВФ. Следовательно, и в окончательном варианте многостраничный опус предназначен для кредиторов. В широком смысле, кредиторами новой украинской власти являются народ и Майдан, однако, в тексте документа нет четких позиций об ответственности за нарушение коалиционного договора. Что автоматически превращает его в красивое чтиво, стоящее, несомненно, той бумаги, на которой оно распечатано.

И единственным "хлыстом" для коалиции является… да-да, все тот же Майдан. Авторы предусмотрели и это. И так обтекаемо сформулировали основные положения коалиционного соглашения, что уличить в невыполнении таковых крайне сложно. Взять ту же реформу Основного закона. ВСК создали? Ах, нет, не создали? Почему? Да коалиция не той системы. Шутки шутками, а принцип реален. И никто никому ничего не докажет.

И не надо. Потому что скоро новые выборы!  Доказывать всем и все будут там. Нам бы дотянуть до выборов, грезят потенциальные кандидаты.

 

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>