Почему повышение штрафа за ремень безопасности не входит в планы народных избранников?

По данным Департамента патрульной полиции Украины, каждый день происходит около 385 ДТП по всей стране. Причины могут быть разными: столкновения, опрокидывания, наезды, аварии не только по вине водителей, но и пешеходов и других участников движения — последствия каждой из дорожно-транспортных происшествий нередко фатальные. Так почему, каждый раз садясь в машину и не подозревая о том, что ждет за поворотом, водитель готов пренебрегать ценностью своей жизни, лишь бы не использовать ремень безопасности?

Почему повышение штрафа за ремень безопасности не входит в планы народных избранников?
Кампания "За безопасные дороги"

Ирина Шостак

Журналистка

По данным Департамента патрульной полиции Украины, каждый день происходит около 385 ДТП по всей стране. Причины могут быть разными: столкновения, опрокидывания, наезды, аварии не только по вине водителей, но и пешеходов и других участников движения — последствия каждой из дорожно-транспортных происшествий нередко фатальные. Так почему, каждый раз садясь в машину и не подозревая о том, что ждет за поворотом, водитель готов пренебрегать ценностью своей жизни, лишь бы не использовать ремень безопасности?

В марте этого года Верховная Рада Украины зарегистрировала проект закона о внесении изменений в статью 121 Кодекса Украины об административных правонарушениях (относительно усиления ответственности за нарушение правил пользования ремнями безопасности или мотошлемами). Осенью аналогичный законопроект (с условием поднятия штрафа за нарушение водителем правил пользования ремнями безопасности и мотошлемами в 850 грн) преодолел порог от первого до второго чтения, однако так и не был принят из-за отсутствия достаточного количества голосов. 30 мая депутаты снова проголосовали за включение уже нынешнего законопроекта (увеличение размера штрафа с трех необлагаемых налогом минимумов (51 грн) до тридцати необлагаемых минимумов (510 грн)) в повестку дня сессии, но 4 июня во время рейтингового голосования законопроект поддержали лишь 189 народных избранников, поэтому рассмотрение вопроса снова было перенесено.

Новости по теме

Возникает противоречие: почему народным избранникам не выгодно поддерживать законопроект, который призван вынудить водителей не забывать о возможности сохранить собственную жизнь? Ответ оказывается банальным — так как законопроект не является достаточно популярным и может вызвать волну возмущения среди водителей, депутаты медлят с решением, ведь поддержка на выборах нужна каждому из них. Поэтому нет нужды "лишний раз" фигурировать в тех или иных делах, которые могут не понравиться определенному количеству населения.

Инициаторы же законопроекта продолжают подчеркивать важность увеличения штрафа, приводя печальную статистику в 78% украинских водителей, игнорирующих ремни безопасности. Урегулирование проблемы должно происходить не только благодаря созданию механизма воздействия на законодательном уровне, но и в сознании каждого из граждан. Ведь одним из факторов, мешающих распространению правильных идей о возможности спасти свою жизнь, среди общественности являются мифы о ремнях безопасности, которые гласят, что при определенных обстоятельствах водитель вроде бы застрахован от опасности на дороге.

Мифы об использовании ремней безопасности

Большинство водителей в вопросе игнорирования ремня безопасности склонны верить распространенным среди автолюбителей мифам, которые так или иначе утверждают о неэффективности применения ремня. Однако многие общественные организации, представители автошкол и Патрульной полиции уже давно раскритиковали подобные проявления отсутствия инстинкта самосохранения и развенчали все мифы, доказывая, что внезапных ситуаций на дороге может произойти множество, но шанс остаться невредимым и живым есть только раз.

Миф

Правда

Ремень безопасности не нужен опытному водителю.

Ни один из водителей не застрахован от внезапных ситуаций на дороге (резкая смена погоды, неисправность автомобиля, авария по вине другого водителя).

Можно не пользоваться ремнем в поездках по городу, ведь там скорость незначительна.

Столкновение на скорости 50 км/ч = падение с четвертого этажа, а на скорости 90 км/ч — с одиннадцатого.

Подушка безопасности — замечательный аналог ремню.

При раскрытии подушка безопасности движется со скоростью 300 км/ч, и если ремень не зафиксирует тело водителя, есть риск получения серьезных травм.

На заднем сиденье можно обойтись без использования ремня безопасности.

По статистике, в 75% случаев выброшенные из автомобиля водители и пассажиры погибают.

При аварии лучше быть выброшенным из автомобиля.

Количество травм и риска одинаково для всех пассажиров и водителя, тем более невозможно предсказать, на какую сторону автомобиля придется больший удар.

Пути решения проблемы

По данным Национальной полиции Украины, в 2018 году произошло более 150 тыс. случаев ДТП, в которых погибло и было травмировано более 3 тыс. лиц и 30 тыс. человек соответственно. "Если бы пассажиры и водители пользовались ремнями безопасности, жертв могло бы быть вдвое меньше", — отмечают в Патрульной полиции.

Дорожно-транспортные происшествия за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 Скриншот

Аналитик Кампании "За безопасные дороги" Андрей Климчук, говоря о проблеме игнорирования ремня безопасности, отмечает, что одной из причин низкого уровня использования ремней безопасности является незначительная ответственность. Ведь отсутствие строгой системы наказаний способно ввести в заблуждение водителей, намекая, что нарушение в 51 грн (самый низкий в Европе штраф за игнорирование ремней) – это мелочь. Для сравнения: во Франции штраф за игнорирование ремня безопасности составляет 135 евро (4 тыс. грн), в Чехии – 77 евро (2300 грн), в Словении – 120 евро (3587 грн), а в соседней Польше — 100 злотых (700 грн). Статистика этих стран показывает, что такие меры власти и правда действенны: Франция — 99% водителей пристегивают ремень безопасности, Чехия – 97%, Словения – 93% и Польша — 83%.

Уровень пользования ремнями безопасности водителями и штрафы за игнорирование в Украине и странах ЕС Кампания "За безопасные дороги"

На первый взгляд может показаться, что эти страны далеки от реалий украинской проблемы, где только 23% водителей действительно пользуются ремнями, поэтому сравнивать их неправильно. На подобные упреки есть другой пример — Великобритания, где до принятия закона в 1983 году об ответственности за игнорирование ремня на переднем сидении и информационной кампании относительно этого уровень пользования ими был примерно такой же, как и в Украине сегодня – 25%. Зато после введения штрафа — 90%. В 1991 году пользования ремнем стало обязательным и для пассажиров на задних сидениях, и уровень осознанности граждан вырос с 10% до 40%.

Новости по теме

Отсюда следует, что урегулирование вопроса с повышением самосознания граждан в Украине должно обязательно происходить на двух уровнях: законодательном и просветительско-социальном. Для этого должны проводиться специальные кампании с яркими примерами, которые покажут гражданам, как такая, казалось бы, небольшая деталь, как мотошлем или ремень безопасности, способны спасти жизнь. Только так каждый для себя поймет, стоит ли пренебрегать этой возможностью.

Ирина Шостак

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>