Пока чиновники спорят о цене на газ для населения, хоть кто-то подумал о промышленности?

Пока чиновники спорят о цене на газ для населения, хоть кто-то подумал о промышленности?
Из открытых источников

Александр Гончаров

Основатель «Киевского фондового центра»

Они вообще в теме? Понимают, что делают? Видимо, до сих пор находясь под гипнозом того, что фонд оплаты труда НАК "Нафтогаз Украины" за последние 5 лет вырос в 107 раз (!), эти чиновники уже сейчас, 24 апреля, заявили, что с 1 мая цены на газ для промышленных потребителей будут увеличены на 5,2-11,5% по сравнению с апрелем этого года.

И в эту же среду Владимир Гройсман во время заседания Кабмина похвастался, что снижение цены на газ на 300 грн для населения с 1 мая может быть не последним.

Где правда? И все же, если без эмоций, то экономически правильно было бы объявлять технический дефолт. Да, если бы бразды управления находились в руках профессиональных людей, заботящихся о восстановлении промышленного производства и потребительского спроса населения, то данную проблему (в принципе, краткосрочную) можно успешно решить на горизонте 1–1,5 лет.

Новости по теме

Однако Андрей Коболев решил перевести эту проблему в долгосрочный период, передав ее решение новому главе НАК на период 4–5 лет. В связи с этим 24 апреля его пресс-служба сообщила: "Предложенные цены на природный газ из ресурса компании дифференцированы в зависимости от объемов закупки и условий оплаты".

В зависимости от этих показателей, "Нафтогаз" предлагает газ по цене 6299–6948 грн/тыс. кубометров (без НДС и расходов на его транспортировку по магистральным и распределительным трубопроводам)".

И как в этих условиях диктата заоблачных цен на энергоресурсы поднимать промышленное производство и тем более проводить модернизацию предприятий реального сектора экономики?

Особенно если преобладающий взгляд в будущее у топ-чиновников всего лишь 5–6 недель, и они не собираются отдавать деньги в реформирование ЖКХ и модернизацию газодобычи, зато и население, и промышленные предприятия нагло раздевают: 1/3 стырят, а 2/3 перебросят в контролируемые ими же финансовые потоки бюджета-2019.

И снова возникает вопрос: а кто за такое бездарное решение наших экономических проблем будет платить? Ответ очевиден, и его 24 апреля озвучили в "Нафтогазе": конечная цена на газ с 1 мая текущего года при условии внесения предварительной оплаты составит 7558,8 грн за 1 тыс. кубометров, а для тех, кто покупает менее 50 тыс. кубометров газа или будет осуществлять оплату в течение месяца, конечная цена составит 8337,6 грн за 1 тыс. кубометров.

Но разве эти чиновники не понимают, что такие высокие цены и риски, а также очень низкий горизонт планирования все предприниматели по максимуму заложат в себестоимость и, соответственно, в цены на свои товары и услуги. Ведь никто из них не знает, что может произойти уже завтра.

И самое главное, никто пока не осмелился твердо сказать: "Стоп, Коболев". Поэтому и цена неопределенности в украинской промышленности также продолжает расти. Что делать? Фактически первоочередные меры лежат на поверхности, а именно:

- установить контроль над ценами на энергоресурсы, что делают многие страны;

- не делать вредных вещей, например в налогообложении, и снижать налоги на те финансы, которые идут на создание новых рабочих мест;

- заморозить тарифы естественных монополий;

- понизить учетную ставку Нацбанка с 18% до 12%;

- начать эффективную борьбу с офшорами;

- вливать ликвидность на внутренний рынок, но преимущественно через поддержку конечного потребителя;

- повысить активность Антимонопольного комитета, признав, что развитие украинской экономики невозможно при существующей степени ее монополизации.

Но кто все это будет делать? Компетенции и воли хватит? К тому же команды реформаторов пока нет. А те топ-чиновники, которые сегодня еще принимают решения, являются выходцами из старой олигархической системы и опираются именно на нее. Это их место рождения, их источник силы и благосостояния.

Приход новой команды управленцев в этих условиях слишком затруднен, потому что это будет означать смерть старой "элиты".

Тем более что нынешняя административная и управленческая системы заинтересованы не в отстаивании интересов государства, а в защите самих себя. Провести экономические реформы, которые требовали общество и западные партнеры, эта система не могла и не хотела.

Также пора новой команде политиков наконец-то прекратить это перманентное выклянчивание кредитов МВФ и займов у западных спонсоров, а в дальнейшем их проедание. Причем все прекрасно знают, что является причиной подобной ситуации и куда уходят все полученные заемные деньги.

И главным негативом здесь, на мой взгляд, является то, что кредиты и займы не вкладываются в реальную экономику, что позволило бы промышленным предприятиям получать прибыль в будущих периодах.

Лишь за редчайшим исключением поступавшие огромные средства шли в непроизводительную сферу – в финансовый сектор – для поддержки гривны и на аналогичные цели.

Тем не менее новому президенту и Кабмину предстоит снова договариваться с МВФ, и, как полагает международное рейтинговое агентство S&P, возможны жесткие условия в отношении плана проведения реформ в Украине (кстати, аналитики этого агентства сохранили прогноз роста ВВП Украины в 2019 году лишь на уровне 2,5% при девальвации гривны до 28,6 грн/долл.).

Новости по теме

Также агентство S&Р ожидает сокращения золотовалютных резервов НБУ до 19,9 млрд долл. в 2019 году и до 17,6 млрд долл. - в 2022-м. К концу текущего года гривна девальвирует до 28,6 грн/доллар, к концу следующего – до 29,5, к концу 2022 года – до 30,5.

Однако все может пойти и по худшему сценарию, если вдруг создадутся какие-то пиковые негативные ситуации с ценами на энергоресурсы, что отразится как на промышленных предприятиях, так и на обычных украинцах.

Конечно, это еще больше усложнит жизнь всех, если положение в национальной экономике кардинально не изменится к лучшему. И в этой связи можно выделить как минимум два фактора в ближайшей перспективе, которые следует рассматривать в качестве серьезных рисков для реального сектора экономики страны.

Первый - это дальнейшее снижение оборотов в промышленности, сужение рынков сбыта промпродукции, а также сокращение занятости.

Второй - ощутимое падение реальных располагаемых доходов рядовых украинцев (с начала этого 2019 года все чаще люди стали обращаться за микрозаймами, для того чтобы оплатить тарифы ЖКХ, коммунальные услуги, лекарственные препараты и просто продукты питания).

На начало прошлого месяца 2019 года общий долг населения только по оплате тарифов ЖКХ достиг 70 млрд грн, или 2,6 млрд долларов! Но несмотря на это, Кабмин и НАК "Нафтогаз Украины" по-прежнему не отказываются от неэффективных решений.

Например, нужны деньги для поддержания у нас потребительского спроса, а их на это у правительства нет. Соответственно, полностью исчезает источник внутренних инвестиций в промпроизводство.

Наконец главный месседж ведущих экспертов, выступающих в эти дни с оценкой состояния украинской промышленности из-за решений Кабмина и НАК "Нафтогаз Украины", следующий: больному стало лучше, он перестал дышать. Грустно, но близко к реалиям сегодняшнего дня.

Александр Гончаров

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>