Полет ненормальный: Что происходит с украинскими авиакомпаниями и туроператорами?

Полет ненормальный: Что происходит с украинскими авиакомпаниями и туроператорами?

Михаил Поживанов

председатель Фонда муниципальных реформ "Магдебургское право"

Нынешнее лето сформировало новый тренд: украинские туристы не могут вернуться домой (вариант: уехать на отдых) из-за "хитросделанных" отечественных туроператоров и перевозчиков. Сообщениями о подобных инцидентах пестрит новостная лента. Из свежайшего: 29 июня сотни украинских туристов не смогли вылететь из Туниса домой. Компания-туроператор Oasis Travel ответственность за ситуацию, сложившуюся с рейсами авиакомпании Bravo Airways, возложила на авиаперевозчика. А уже 2 июня "оскандалился" туроператор JOIN UP – из-за него путешественники застряли в аэропорту Мальорки. И здесь также виновником драмы назвали авиакомпанию, только на сей раз Yanair, которая якобы не предоставила исправный самолет.

В том, кто на самом деле больше виноват – продавцы туров или перевозчики, – не хочется даже разбираться. Потому что ответственность за все в любом случае несет государство. Даже если частная сеть супермаркетов экономит на электричестве и отключает на ночь холодильники, в результате чего люди травятся испорченными продуктами, в этом случае также виноваты государство или муниципальные власти как представитель государства "на местах". Точнее будут виноваты, если не отреагируют на первую же жалобу и не выведут из рынка нечистоплотного игрока либо как минимум не применят по отношению к нему очень жесткие санкции.

Потраченные нервы, средства и время, испорченный отпуск – вот то, что получает за свои же деньги украинский турист. Но на самом деле все еще хуже и страшнее, ведь хорошо, когда дело заканчивается только потерей материальных ресурсов. К счастью, мы еще не сталкивались с авиакатастрофой чартерного рейса, которая унесла бы сотни человеческих жизней, но такой вариант не исключен, учитывая то, какой секонд-хенд поднимается сейчас в небо и как на это закрывает глаза Госавиаслужба.

…Доводилось читать большое журналистское расследование, посвященное ливийцу Родригу Мерхежу, владельцу авиакомпаний UM Air, "Буковина", "Браво". В США против Мерхежа введены персональные санкции, а в Украине он преспокойно развивает бизнес, плодя карликовые авиакомпании. Их особенностью является древний (фигурально и буквально) авиапарк, который состоит преимущественно из самолетов McDonnell Douglas, списанных более 30 лет назад. Американскими самолетами, которые выпускались в 1960-1980-х годах и на которых ныне стоит условный штамп beyond economical repair ("восстановление экономически нецелесообразно"), брезгуют даже в Афганистане и Камбодже, но не гнушаются в Украине.

В 2003 году в турецком Трабзоне разбился самолет UM Air с испанскими миротворцами, которые возвращались из Афганистана, в результате чего погибли 75 человек. Для перевозки бригады миротворцев использовали самолет Як-42, о его возрасте в прессе не сообщали, однако широко известно, что подобная "марка" разрабатывалась с середины 1970-х, поэтому теоретически воздушному судну также могло перевалить за "тридцатку".

Недаром вскоре после ряда проверок SAFA (Программы оценок безопасности авиаперевозчиков) авиакомпании ливийского дельца (а также сам Мерхеж) попали в черные списки европейских стран. Интересно, что в Украине в 2007 году также была попытка возбудить дело против Мерхежа, но исключительно за… уклонение от уплаты налогов. Там, где затронуты непосредственные интересы государства, они еще проявляют признаки жизни, но когда речь идет о безопасности людей, чиновничья машина умывает руки.

А самое ужасное в этой ситуации то, что, даже если бы (не дай Бог, конечно) случилась трагедия с украинскими гражданами, на них, как и на испанских миротворцев, государству было бы наплевать. Не доказывают ли то, как мало стоит человеческая жизнь в Украине, нерасследованные дела относительно расстрелов на Евромайдане или нераскрытые убийства журналистов – от Гонгадзе до Шеремета?

…Отвлекаясь немного от наших реалий, расскажу историю из американского штата Южная Каролина. Там малолетняя дочь некой Карлы Гаррисон подобрала возле универмага Target шприц, выброшенный, возможно, наркоманом. Забирая из рук ребенка опасную "игрушку", миссис Гаррисон укололась тем шприцем, а затем сразу же обратилась в больницу провериться на СПИД. От пережитого стресса ей стало плохо, и мистер Гаррисон был вынужден на несколько дней оставить работу, присматривая дома за больной женой. Итог этого случая таков: супруги Гаррисонов отсудили у Target несколько миллионов долларов. За то, что супермаркет не позаботился о тщательной уборке своей территории и подверг риску потенциальных покупателей.

Даже сложно представить, сколько миллионов (или даже миллиардов) могли бы отсудить в цивилизованной стране клиенты туроператоров и авиакомпаний, если бы их регулярно "кидали" так, как это происходит в нашем государстве. А если бы речь шла еще и о создании опасности во время полета, то ни одной компании, которая запускает в небо металлолом, скупленный за бесценок в мировой "барахолке", уже вообще бы не было на авиакарте. А ее бывшие владельцы, наверное, отбывали бы тюремный срок.

В Украине также следовало бы возбудить уголовные производства против и гендиректоров Oasis Travel и JOIN UP, и руководства Bravo Airways и Госавиаслужбы, и профильного министра Омеляна. Относительно первых – за нарушение взятых на себя обязательств, что повлекло бы убытки для сотен граждан, их моральные страдания и угрозу здоровью.

А насчет министерства и Госавиаслужбы – за бесконтрольную выдачу лицензий и разрешительных документов, а также, возможно, за финансовую мотивацию (читай: взятку) к подобным действиям. Собственно, руководство внешнеполитического ведомства должно было бы также подать в отставку, поскольку застрявшие в аэропортах мира граждане Украины взывали о помощи, звонили в посольства и консульства, но никто из тамошних чиновников не помог решить их проблему с ночевкой на чемоданах и отсутствием пищи и воды даже для детей.

…А тем временем где-то во все той же цивилизованной части мира уже проводят испытания электросамолетов. (Пусть это будет еще одной интересной историей – уже в завершении.) Сообщается, что словенская авиастроительная компания Pipistrel тестирует модель авиасудна Alpha Electro, созданного по заказу норвежского оператора аэропортов Avinor. Испытательный полет электрического самолета был осуществлен в аэропорту Осло, а первым пассажиром летательного аппарата стал министр транспорта Норвегии Кетил Солвик-Олсен.

Власти Норвегии планируют к 2040 году полностью перевести все местные пассажирские авиаперевозки на использование электросамолетов. Все это ради амбициозной цели – сокращения выбросов углекислого газа на 40% по всей стране. Добавлю, что в прошлом году 52% от всех новых проданных автомобилей в Норвегии составили электрокары. Таким образом, страна закрепила свое лидерство в Северной Европе по скорости перехода на электромобили, а теперь еще и будет бороться за экологически чистое небо.

Думаю, вопрос "почему же у нас все не так" можно отнести к разряду риторических. То, что Украина – не Норвегия, понятно. Но мы даже не Афганистан, потому что даже там отказываются от авиахлама. Куда летим дальше, непонятно. Видимо, вглубь веков, пробивая очередное временное, то бишь цивилизационное, дно.

Михаил Поживанов

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...