"Полицию вызывали?": Безопасно ли сегодня в украинских поездах

112.ua выяснял, есть ли необходимость возвращения полицейских на украинские железные дороги и кто сегодня обеспечивает правопорядок в поездах

"Полицию вызывали?": Безопасно ли сегодня в украинских поездах

Юрий Годован

Журналист, 112.ua

112.ua выяснял, есть ли необходимость возвращения полицейских на украинские железные дороги и кто сегодня обеспечивает правопорядок в поездах

В апреле далекого ныне 2013 года украинские поезда лишили присутствия в них правоохранителей (тогда - милиции) для обеспечения общественного порядка. В "Укрзализныце" такое решение пояснили просто - содержать милиционеров в поездах нерационально. Ведь показатели их работы были крайне низкими - порою всего несколько составленных за год админпротоколов. И то - за курение, которое, как известно, в поездах под запретом. Функции по охране правопорядка фактически переложили на проводников и начальника поезда, а правоохранителей обещали подключать в случае возникновения внештатной ситуации. На ближайшей по маршруту станции. Спустя почти пять лет 112.ua решил выяснить, как сегодня обеспечивается правопорядок и безопасность пассажиров в украинских поездах. Прежде всего - ночных. Особенно вопрос актуален и важен ввиду значительного числа оружия, которое находится на руках у украинцев, нелегальной продажи алкоголя в поездах и на станциях, а также частых вояжей военнослужащих и участников боевых действий, которые не всегда проявляют уважение к другим пассажирам. О том, что удалось выяснить - читайте в нашем материале.

А нужна ли охрана?

Сегодня начальник поезда либо проводники являются по факту единственными людьми, к которым пассажир украинского поезда может обратиться в случае возникновения проблем после отправления и до ближайшей станции. При этом далеко не все вокзальные комплексы в нашей стране расположены в крупных населенных пунктах, а наличие полиции, медиков и других служб в отдаленных от городов селах либо поселках крайне маловероятно. Ехать силовикам придется как минимум из районного центра, а с учетом качества местных дорог времени это может занять немало.

Новости по теме

Какие ситуации, требующие "дополнительной" помощи, сегодня чаще всего возникают в поездах? На правах анонимности мы опросили нескольких проводников поездов на вокзале "Киев-Пассажирский". Те рассказали, что споры регулярно возникают из-за употребления алкоголя пассажирами и их дальнейшей (как правило, ночной) "активности". Проблемой также называют массовое курение в тамбурах - не всем пассажирам такое нравится, а бороться с этим явлением получается не у каждого проводника. "Не буду же я у курящего насильно сигарету изо рта забирать", - заявила нам одна из проводниц плацкартного вагона. Есть у пассажиров нарекания на санитарные условия в вагонах, о чем они часто жалуются проводникам. Если проблему не удается решить, возникает конфликт, говорят проводники. "Приходят с жалобами на грязные туалеты, холод, плохое отопление. Требуют условия улучшить, а на месте это сделать невозможно. Вот и получается скандал", - поделились с нами проводники.

О том, нужна ли полиция в ночных поездах, мы спросили и у пассажиров. И ожидаемо - большинство опрошенных ответили утвердительно. С оговоркой - если она там будет не для "галочки", а для выполнения реальной правоохранительной функции. Некоторые опрошенные отметили необходимость постоянного контроля за полицейскими, если тех вернут на железную дорогу. Прежде всего для того, чтобы они не стали частью сложившейся в поездах системы. "Если будут на все закрывать глаза или "забивать" - толку не будет, только бесполезная трата денег", - заявил в комментарии 112.ua один из пассажиров поезда "Киев-Днепр".

"Укрзализныця": Проблемы есть, но безопасность соблюдена

Ситуация с безопасностью пассажирских перевозок в поездах дальнего сообщения в Украине - удовлетворительна. Об этом заявили в пресс-службе отечественного железнодорожного монополиста - "Укрзализныце" - в комментарии 112.ua. Исключения составляют отдельные случаи нарушения общественного порядка пассажирами. "При этом существуют также другие независимые факторы, например, внешнее вмешательство в работу ж/д транспорта (сообщения о "минировании" вагонов поездов, битье стекол), которые требуют вмешательства правоохранительных органов и местной власти.

Напомним, сегодня за безопасность в украинских поездах во время движения отвечают сотрудники ж/д транспорта, привлекая при необходимости полицейских и представителей охранных организаций. В "Укрзализныце" констатируют: инциденты в поездах, в том числе на фоне употребления алкоголя, происходят практически ежедневно, в зависимости от поезда и периода перевозки - в праздничные дни количество таких случаев систематически возрастает.

Рассказали в компании, и с какими нарушениями чаще всего приходится сталкиваться. Отчасти слова опрошенных нами проводников подтверждаются - речь идет об употреблении некоторыми пассажирами алкогольных напитков или наркотиков, курении в тамбурах, перевозке опасных веществ и товаров. "Конструкция пассажирского вагона не исключает возможности постороннего доступа к технологическим полостям, ведь работники таможни и пограничной службы неоднократно обнаруживали посторонние предметы в технологических полостях вагонов международного сообщения. Поэтому в вопросе гарантирования безопасности пассажирских перевозок в поездах дальнего следования недостаточно усилий только работников железнодорожного транспорта", - считают в компании. Смеем предположить, что эти самые "технологические полости" в поездах внутреннего сообщения проверяют значительно реже, чем на международном сообщении.

Новости по теме

Решение конфликтных ситуаций между пассажирами в вагонах осуществляется силами поездной бригады в соответствии с должностными обязанностями, говорят в УЗ. "Согласно требованиям Инструкции начальника поезда, начальник пассажирского поезда должен обеспечивать общественный порядок в вагонах, принимать соответствующие меры к его нарушителям", - цитирует компания служебные инструкции.

Для обеспечения общественного порядка в случае необходимости начальник поезда с помощью радиосвязи с машинистом имеет возможность вызова наряда полиции. Но, как оказалось, не всегда есть обратная связь "Следует отметить, что работники правоохранительных органов не всегда прибывают по вызову, в связи с отсутствием постоянного места дислокации их на железнодорожных вокзалах (станциях)", - сообщили 112.ua в пресс-службе "Укрзализныци".

В компании признают наличие жалоб от пассажиров на факты правонарушений в поездах - как в устной форме проводникам и начальнику поезда, так и на "горячую линию" УЗ. Говоря о возвращении полиции в поезда, железнодорожники признаются - против этого точно выступать не будут. "Это позволит значительно повысить уровень безопасности пассажиров и поездных бригад в вагонах и обеспечит общественный порядок", - аргументы от УЗ.

Правительство вопрос "прорабатывает"

Тему охраны правопорядка в поездах на днях затронули в Кабмине во время заседания 25 апреля. Речь, правда, шла не о всех поездах,  лишь об "Интерсити" и тех, которые направляются в сторону Донбасса. Во время доклада министра инфраструктуры глава МинАТО Вадим Черныш поднял вопрос о введении дополнительной охраны в поездах  из-за регулярных, по его словам, нарушений общественного порядка. Черныш подчеркнул - охрана нужна не простая, а военизированная, ведь на восток страны часто ездят чиновники и представители международных организаций. Реагируя на это, премьер Владимир Гройсман поручил проработать вопрос улучшения безопасности поездок на украинской железной дороге.

В пресс-службе Министерства инфраструктуры 112.ua уточнили, что той самой "проработкой" вопроса займутся "Укрзализныця" и, вероятно, МВД.

Премьер на все том же заседании 25 апреля "порекомендовал" топ-менеджерам "Укрзализныци" почаще ездить в ночных поездах по стране. Смеем предположить, что в том случае, если в УЗ Гройсмана послушают, ситуация на железной дороге может несколько улучшиться. Как с качеством предоставляемых услуг, так и с безопасностью.

В полиции говорят, что порядок обеспечивают. Но не в поездах, а на вокзалах

Правоохранители тему обеспечения порядка во время пассажирских перевозок на железной дороге комментируют неактивно. В пресс-службе Нацполиции 112.ua сообщили - как и полагается по закону, поддерживают порядок и публичную безопасность на улицах, площадях, стадионах, вокзалах, в парках, скверах, портах, аэропортах и других публичных местах. Уточняют - сообщения о правонарушениях в поездах принимают как на линию "102", так и через сотрудников своих подразделений на территории вокзалов и станций.

В полиции в частной беседе нам рассказали - нередко вина за конфликты, возникающие в дороге между пассажирами, лежит на самих проводниках и начальнике поезда. "Продают сигареты, алкоголь, разрешают курение в тамбурах за дополнительную плату, а потом жалуются, что пассажиры дебоширят", - рассказал 112.ua источник в правоохранительных органах.

Автору материала не так давно удалось собственными глазами увидеть "эффективность" работы полиции при реагировании на нарушения правил поездки. В ответ на просьбу проводников вывести из купейного вагона пассажира с явними признаками алкогольного опьянения еще до отправления прибывшие на место патрульные пытались буквально уговорить мужчину "не нарушать общественный порядок после отправления поезда". В итоге - отправление поезда было задержано на полчаса, а пассажир после долгих уговоров выведен с применением спецсредств. Разумеется, указанный случай ни в коем случае нельзя считать закономерностью, однако на определенные мысли он все же наталкивает.  

За что сегодня могут оштрафовать в поезде

Согласно ст. 224 Кодекса Украины об административных правонарушениях, начальники пассажирских поездов наделены правом от имени органов ж/д транспорта рассматривать дела о некоторых правонарушениях. В частности речь идет о:

- безбилетном проезде - согласно КУоАП наказывается штрафом в десятикратном размере от стоимости проезда;

- перевозке ручной клади, превышающей установленную норму - штраф от 0,5 до одного необлагаемого налогом минимума доходов граждан;

- нарушении правил пользования средствами ж/д транспорта (повреждение внутреннего оборудования пассажирских вагонов, курение в вагонах, в т. ч. в тамбурах) - от 5 до 30 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан;

- нарушении правил по охране порядка и безопасности движения на ж/д транспорте (выбрасывание мусора и других предметов из окон и дверей вагонов поездов) - в зависимости от вида нарушения штраф составит от 7 до 30 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан;

- нарушение правил перевозки опасных веществ и предметов - в зависимости от вида нарушения штраф от 6 до 20 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан;

- нарушение правил пожарной безопасности - штраф от 3 до 7 (для должностных лиц - от 5 до 10) необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Оформление административных нарушений в поездах осуществляется по протоколам установленной формы.

Что касается запрета на употребление алкогольных напитков, то в УЗ говорят, что сотрудники поездных бригад на пути следования предупреждают об этом. В то же время, признают в ПАО, факты курения и распития алкоголя в украинских поездах не единичны.

"Согласно Правилам перевозок, пассажир может быть удален из поезда, если находится в явно выраженном нетрезвом состоянии и нарушает при этом правила проезда и общественный порядок, мешает спокойствию других пассажиров. Централизованно статистика случаев по высадке пассажиров с привлечением работников полиции не ведется", - говорят в "Укрзализныце".

О чем свидетельствует статистика

Судя по информации, предоставленной 112.ua Национальной полицией, поездки в украинских поездах выглядят не так безопасно, как об этом можно думать. К примеру, по данным ведомства, в 2017 году было зафиксировано 8 632 административных правонарушения, связанных с безопасностью и правопорядком на ж/д транспорте (ст. 109 КУоАП). За совершение указанных правонарушений было задержано 7 911 человек. За два месяца текущего года эти цифры составляют соответственно 2 995 и 2 845. Кроме того, по ст. 210 КУоАП (нарушение правил пользования средствами ж/д транспорта) в 2017 году зафиксировано 589 правонарушений (584 человека), за два месяца 2018 года - 195 нарушений (192 человека). Какие санкции были применены к нарушителям, полиция не сообщает.

Имеется также информация по нарушениям общественного порядка военнослужащими в поездах. Так, в Военной службе правопорядка 112.ua сообщили, что в 2017 году было предотвращено 5099 фактов нарушений со стороны военных. С начала текущего года эта цифра составляет свыше 600 инцидентов. В ВСП констатируют динамику к снижению числа дебоширов-военных в поездах: в 2017 году на 30% меньше по сравнению с 2016-м, а за два месяца 2018-го - на 50% меньше - по сравнению с 2017-м годом. В то же время в Службе не смогли назвать конкретные примеры правонарушений со стороны военнослужащих в поездах. 

Фанаты, файеры и камни. Поездки "с последствиями"

Правопорядок в поездах и недалеко от них нарушают не только простые гражданские и военнослужащие, а еще, к примеру, футбольные фанаты. В УЗ говорят, что нередко их организованный проезд в поезде обходится ведомству в круглую сумму. 

Так, 25-26 ноября 2017 года УЗ понесла существенные убытки после проезда футбольных болельщиков в поезде № 26 "Одесса - Львов". "Они употребляли алкогольные напитки, вели себя неадекватно и на замечания работников поездной бригады не реагировали, кроме того, высказывали угрозы. В результате повредили имущество вагона, чем нанесли немалые убытки "Укрзализныце". По данному случаю неоднократно вызывались работники полиции на различных станциях на пути следования поезда, однако данные пассажиры не были высажены из поезда, а правоохранительные органы проводили лишь профилактическую беседу с фанатами", - сообщили в УЗ.

Еще один случай произошел 20 сентября того же года. В этот день начальник поезда № 134 "Николаев - Ивано-Франковск" на станции "Стрый" (Львовская область) вызвал наряд полиции "из-за многочисленных споров между пассажирами трех вагонов", которые всю дорогу употребляли алкоголь и вели себя неадекватно. Более сотни из тех, на кого поступила жалоба - футбольные фанаты, которые не реагировали на замечания поездной бригады и угрожали физической расправой.

Новости по теме

Прибывшие на станцию четверо полицейских безуспешно пытались успокоить дебоширов, после чего вызвали подкрепление. Все это время поезд стоял на станции в ожидании, которое оказалось напрасным, - дополнительные силы полиции так и не прибыли. В итоге состав отправили по маршруту следования в сопровождении четверых полицейских (после обращения в центральный аппарат МВД) и под угрозами фанатов поджечь файеры и дымовые шашки. Общая задержка поезда составила почти час. Позже подкрепление все-таки прибыло, однако, мягко говоря - незначительное.

"От станции "Долина" до станции "Ивано-Франковск" поезд сопровождали 6 сотрудников полиции. С целью предотвращения передвижения указанных пассажиров в группе вагонов № 9-12 были перекрыты торцевые двери. По прибытию поезда на станцию "Ивано-Франковск" пассажиров – нарушителей общественного порядка забрал отряд работников полиции", - рассказывают в УЗ.

Итог такой поездки - разбитые стекла на площадках между вагонами, повреждение обшивки дверей и кража части инвентаря вагона. 

Еще один пример. 17 марта текущего года на станции "Жмеринка" (Винницкая область) с поезда, следовавшего из Запорожья во Львов, высадили пьяную группу из 6 человек, которые были переданы сотрудникам местного отделения полиции. Об убытках после прибывания таких "пассажиров" в вагоне не сообщается.

А вот в следующем случае ущерб был нанесен не только инфраструктуре поезда, но и здоровью сотрудника железной дороги. 21 апреля неподалеку станции "Ворзель" - это Киевская область - хулиганы забросали камнями региональную электричку "Киев - Малин". В результате было разбито лобовое стекло кабины поезда, а машинист получил травму головы. В УЗ подчеркивают - на указанном участке железной дороги подобные инциденты - не редкость, только с начала апреля их было сразу несколько. Так, трижды под "каменный обстрел" попадал поезд "Киев - Перемышль". 

****

Как видим, несмотря на безопасность поездки на поезде с технической стороны (недаром железную дорогу считают самой безопасной для путешествий), существуют определенные угрозы для нее из-за потенциальных попутчиков. В любом случае первыми помощниками пассажира сегодня, согласно нормативным актам, являются проводник и начальник поезда. При этом на оперативную и эффективную помощь со стороны поездной бригады объективно рассчитывать не приходится. Согласитесь - вряд ли проводники (зачастую - женщины) смогут усмирить толпу нетрезвых футбольных фанатов, военных либо обычных пассажиров, которым вдруг "стало скучно" в поездке. А полиция, как показывает практика и конкретные примеры, может приехать не всегда, а если и приедет - то не факт, что решит проблему. Поэтому, пока вопрос присутствия полноценной охранной структуры в поездах не урегулирован соответствующими нормативными актами, считать, что ваша поездка будет полностью безопасной, лучше не стоит.

Юрий Годован

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...