Помощь с подтекстом: Почему Boeing решил спасти "Антонов" от краха?

Помощь с подтекстом: Почему Boeing решил спасти "Антонов" от краха?

Алексей Кущ

экономист

"Портфолио" страны, с которой вам предстоит ознакомиться, например, в процессе путешествия, легко "читается" по ее купюрам и монетам. Как правило, там изображаются либо знаковые исторические деятели, либо переломные исторические события, либо национальные символы. На Кипре вы можете увидеть на евромонете изображение знаменитого "киренийского корабля", который хранится в музее-крепости Кирения и был найден дайверами в одноименном порту. И не беда, что этот артефакт сейчас под контролем самопровозглашенной республики северного Кипра, занятого турецкими войсками. По долларовым купюрам можно изучать "мертвых" президентов и даже увидеть портрет одного "не президента" - ученого и государственного деятеля Бенджамина Франклина (об этом еще фильм "Миллионер из трущоб" своеобразно упоминает).

Новости по теме

На первых украинских купюрах изображали Херсонес, и это было символом нашей древней истории. На самой крупной 500-гривневой купюре – философа Григория Сковороду, и это означало, что украинцы — мудрые философствующие самоуглубленные люди, которых "так и не поймал мир". Мало кто обращал внимание, но на аверсе этой банкноты есть надпись: "Не равное всемъ равенство"… Очень символично, почти слепок нашей действительности. Хотя есть и еще одна надпись под изображением фонтана: "Льются изъ разныхъ трубокъ, разные токи: въ разные". Сегодня это больше подходит к описанию финансовых потоков, уходящих из страны. Все-таки Григорий Савич был не только философом, но и провидцем…

Среди монет выделялась серия "самолеты Украины", и это была не мифическая авиация времен Первой мировой, а самые что ни на есть современные воздушные суда: Ан-132 (трудяга, адаптированный к самым экстремальным условиям эксплуатации), Ан-124 "Руслан" - один из самых грузоподъемных самолетов "в серии", и Ан-225 "Мрия" - гордость нашего воздушного флота, рекордсмен по количеству всевозможных показателей дальности и грузоподъемности.

Но авиационная отрасль, равно как и ракетно-космическая, не может развиваться без активной поддержки со стороны государства, ведь это не выращивание "семечки на отжим", а долгосрочный инвестиционно-технологический цикл, реализация которого требует долгосрочной ценовой и курсовой стабильности, как и наличие инструментов стимулирования и механизмов защиты внутреннего рынка. Да, это жемчужина любого промышленного сектора, но при этом этот "перл многоценный" требует не менее дорогой оправы. А у нас такой жемчуг зачастую валялся в засаленном кармане очередного министра-временщика или его метали перед новой партией свиней, дорвавшихся к бюджетному корыту.

Новости по теме

Новые времена – новые монеты. Сегодня НБУ порадовал нумизматов очередным "шедевром" - монетой "копание картофеля", на которой изображены два согбенных старика, разбитых "огородным" радикулитом, которые, дабы не упасть, поддерживают друг друга лбами и корчат такие рожицы, что невольно хочется навсегда отказаться от картофеля-фри, добытого столь тяжким трудом. Ну что же, так Нацбанк "видит" наше сегодняшнее и ближайшее будущее.

Ну, а что же самолеты? Они оказались для нынешней власти не вторым "делом", а "надцатым". Старые песни декоммунизировали вместе с промышленным потенциалом. Ну, а "первым делом" сейчас даже не "девушки", а быстрые деньги, отмытые на строительстве дорог, контрабанде леса, янтаря и завозе китайско-турецкого "контрабаса".

Лучшие конструкторские умы покидают нынче Украину, и это, похоже, волнует не столько политиков "местного разлива", как их заокеанских кураторов, которые выдают им ярлыки на царствование, по аналогии с ордынским ханами. Единственная их задача – это ходить "за стременем" и не тырить в "ханском шатре" столовые приборы. На этот раз вашингтонский "караван-сарай" обеспокоила возможная утечка украинских "мозгов" и технологий, особенно в таких отраслях "двойного назначения", как авиа- и ракетостроение. Сколь чутки американцы к этим темам, говорит тот факт, что Японии после войны так и не "разрешили" создать свой самолет.

Утечка нематериальных активов опасна еще и тем, что она может "утечь" в достаточно "интересные" страны, например в Иран или КНДР. Бывший генеральный конструктор ГП "Антонов" Дмитрий Кива уехал в Азербайджан "поднимать" местную авиационную промышленность, которая создается там практически с нуля. Учитывая его опыт, вполне возможно, что наряду с "азерчаем" вскоре появится и "азерсамолет". Весьма нашумела история с "переносом" на ковре-самолете завода "Мотор-Сич" в Китай. Китайцам почему-то не интересно создавать в Украине совместное производство по выпуску вертолетных двигателей – они предпочитают давать нам кредиты на выращивание кукурузы и вывозить готовые технологии к себе домой.

О нашумевшей сделке с саудитами касательно строительства в Саудовской Аравии завода по производству модернизированного Ан-132 много писали несколько лет назад. Представляли сие торжество сиюминутной алчности над разумом как некий прорыв Украины в аравийскую пустыню, который был больше похож на библейский исход остатков инженерной мысли страны в "землю обетованную", то есть туда, где лучше кормят. В цивилизованных странах за такие фокусы с авторскими правами героям дня вручили бы пожизненный "волчий билет", ведь никто не продает в мире готовые технологии, в лучшем случае – право на сборку.

Массовость "исхода" не на шутку всполошила наших западных друзей. Одно дело насытить наш рынок своими локомотивами (пущай украинские инженеры едут в Польшу – не страшно, локомотивы "не стреляют", а эра бронепоездов давно закончилась), а вот с самолетами нужно быть осторожней. Именно поэтому Украине и предложили помощь, которая больше похожа на "гуманную эвтаназию". Ведь если оставить все как есть, то в условиях прекращения сотрудничества с РФ "Антонов" обанкротится за пару лет (за исключением грузовых перевозок на нескольких самолетах). Куда денутся специалисты, носители секретной информации, технологий, техническая документация? Надеяться на украинский вариант немецкой утилизации явно не приходится. Поэтому лучше подсадить "пациента" на капельницу с глюкозой.

Компания Boeing решила помочь нашему авиаконструкторскому бюро "Антонов" и поставит комплектующие для выпуска 8 модернизированных самолетов в год под новым обозначением Ан-1X8 NEXT (семейство Ан-148, Ан-158, Ан-178). По сути, это первый пример, когда крупнейшая мировая компания решила помочь своему пусть и микроскопическому, но конкуренту. Кстати, американцы никогда не помогали другим странам налаживать выпуск самолетов. Почему эта эвтаназия будет гуманной? Она позволит растянуть процесс "умирания" "Антонова" на 5-10 лет, пока окончательно не сойдут со сцены старые инженерные кадры, воспитанные еще в советских вузах, и полностью не отомрут созданные тогда технологии. Зачем Boeing, выпускающему более 700 самолетов в год, такой "подшефный", как когда-то двоечник, которого передали в нагрузку отличнику? Не стоит забывать, что эта компания существенную часть своего бюджета формирует за счет государственного заказа и министерства обороны США. И тут не приходится особо привередничать, иначе могут лишить "сладкого".

Давно прошли те времена, когда "Антонов" выпускал по 60-70 самолетов в год (1991-1992 годы). В последнее время данный показатель варьировался от нуля (два последних года) до шести штук (2012-й). Восемь самолетов в год – это фактически фиксация сегодняшнего состояния статус-кво, когда пациент не жив, но тело почему-то теплое.

Большую часть выпуска с 2002 года составили военные транспортники Ан-32 (37%) и транспортно-пассажирские Ан-140 (33%).

Уже исходя из этой структуры, четко видно, что развитие "Антонова" возможно по двум направлениям: грузовое (базовый вид деятельности) и пассажирское (вспомогательное направление). А среди источников финансирования надо отдельно выделить оборонно-государственный заказ (военные транспортные самолеты и авиация для МинЧС/МВД) и частные инвестиционные программы.

Новости по теме

Может ли государство реанимировать свою авиационную отрасль? Учитывая логистический потенциал нашей страны, численность населения и площадь территории, просто обязана. Хотя в избытке будут эксперты, которые станут доказывать, что лучше заполонить родное небо летающим металлоломом, снятым по случаю с африканских и глубоко азиатских маршрутов для удовлетворения резко возросшего спроса украинцев на мобильность. Мол, зачем конкурировать с Boeing или Airbus? Но, как показывает история создания бразильского Embraer, альтернативные проекты при наличии благоприятных стартовых возможностей имеют все шансы на успех. А они (возможности) у нас значительно "потенциальнее", чем в "стране диких обезьян". Про канадский Bombardier и вспоминать не будем. Что же нужно сделать государству в качестве домашнего задания? Первое – инвестировать в транспортную логистику, привлекая при этом частных партнеров на условиях концессии. В большей части украинских областных центров должен быть свой региональный (как минимум) аэропорт. А возле аэропорта – логистический центр. Второе – ввести ограничение на завоз в страну авиационных "евроблях" с сомнительной историей эксплуатации, повысив требования к эксплуатируемой технике. Третье – создать систему стимулов для запуска лизинговых программ по производству и эксплуатации отечественных самолетов: на первом этапе финансирование способны выделить государственные банки, кроме того, государство может частично компенсировать процентную ставку по договорам лизинга для компаний, получающих украинскую авиационную технику. Четвертое – необходимо с помощью льготного режима кредитования развивать потенциал страны как воздушного хаба и карго перевозчика грузов из Китая в Европу, а также из других азиатских стран.

Цель программы – развитие внутренних пассажирских перевозок с использованием ближнемагистральных украинских самолетов, а также постепенное расширение регионального лидерства в сегменте среднемагистральных маршрутов. Но ключевое направление – усиление позиций на рынке грузовых перевозок, в том числе дальнемагистральных (Китай – ЕС).

Как показывает опыт того же Embraer, все потраченные инвестиции государство может успешно вернуть в процессе приватизации авиационных компаний, когда они уверенно станут на крыло.

Но для решения столь простой "бразильской задачи" чиновникам придется несколько лет "не воровать" на убытках. Для нынешних элит эта пытка сродни мучениям мифологического героя Тантала, которого весьма изысканно наказали боги: он наклонялся за едой, а она исчезала, хотел зачерпнуть воды, а она утекала…. Вот так и здесь – бюджетное финансирование на несколько лет. Ну, как же его не взять?..

Алексей Кущ

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...