Потребитель всегда прав, государство - нет

В рыночной экономике выбор потребителя - это ключевой показатель. Собственно, без него и экономика-то не совсем рыночная. В то же время в Украине выбор потребителя практически полностью исключён из тех секторов экономики, которые финансируются за счёт средств госбюджета и местных бюджетов: образования, медицины, спорта, культуры и других. Вместо стимулирования конкуренции, осуществляемой по правилам рыночной экономики, в Украине государство стимулирует бесконечные планово-просветительско-спортивно-культурно-медицинские программы, которые не имеют ничего общего ни с поддержкой населения, ни с законами рыночной экономики

Потребитель всегда прав, государство - нет

В рыночной экономике выбор потребителя - это ключевой показатель. Собственно, без него и экономика-то не совсем рыночная. В то же время в Украине выбор потребителя практически полностью исключён из тех секторов экономики, которые финансируются за счёт средств госбюджета и местных бюджетов: образования, медицины, спорта, культуры и других. Вместо стимулирования конкуренции, осуществляемой по правилам рыночной экономики, в Украине государство стимулирует бесконечные планово-просветительско-спортивно-культурно-медицинские программы, которые не имеют ничего общего ни с поддержкой населения, ни с законами рыночной экономики

Какова философия такой государственной поддержки? И кого, собственно, поддерживает государство? Её, философию, нужно чётко артикулировать. По мнению автора, она может состоять в адресной поддержке конкретных граждан при получении ими гарантированных государством и в этом смысле бесплатных для каждого конкретного гражданина услуг. 

Если так, то единственный критерий - это качество услуг и их цена. 
Отражает ли деятельность государства этот принцип в вопросах образования, спорта, медицины, культуры?

Очевидно, нет.

Каждый из нас имеет равное право на финансовую поддержку государства в сфере медицины, спорта, образования, приобретения других социальных продуктов, гарантированных государством. Поэтому логично было бы предоставить право реального выбора продукта конечному его потребителю. 

К примеру, возьмём частные украинские вузы, доказавшие право на существование за счёт качества своего образования. Многие из них имеют прямые и действующие договоры о сотрудничестве с западными университетами. В рамках этих договоров украинские студенты, обучаясь в Украине, одновременно получают образование в одном из вузов-партнеров. К слову, украинские частные вузы в некоторых аспектах не уступают (превосходят) аналогичные по размеру европейские (по крайней мере, по субъективному мнению автора, имевшего опыт обучения здесь и на Западе). Кроме того, частные вузы в Украине по качеству продукта зачастую превосходят и государственные, и если не в разы, то существенно. Казалось бы, им и быть лидерами рынка. Ан нет. Выходя на рынок образовательных услуг, украинские частные вузы сталкиваются с неконкурентными преимуществами, которые имеют государственные университеты и академии.

Новости по теме

А все дело в том, что из рынка образовательных услуг в сфере образования, финансируемого государством, практически полностью исключён выбор потребителя, от которого зависит качество и количество предложения, цена, в конечном итоге структура рынка. 

Каждый абитуриент, пройдя соответствующее тестирование и получив конкурентный балл, должен иметь право выбора не только среди государственных вузов, но и среди частных. А финансовая поддержка государства должна составлять фиксированную и равную для всех прошедших тестирование сумму.

Только сам будущий студент должен решить, услуги какого вуза он выбирает, будет ли он доплачивать за особые условия или ограничится предоставленным набором опций. 

Другой пример, из спорта. В Киеве на основании бюджетной программы на развитие спорта на 2017 год предусмотрено 236 млн 133 тыс. 800 грн на 9924 человек, занимающихся в ДЮСШ, - это в среднем 23 тыс. 800 грн в год на одного человека. Закупив аналогичные услуги в сети спортивных клубов, отвечающей передовым критериям качества тренировок, оборудования и менеджмента, можно было бы обеспечить занятия для 70 тыс. человек, увеличив в семь раз количество занятых спортом. Неужели, имея право выбора, кто-то из нас отдал бы своего ребёнка в обычную ДЮСШ?

Новости по теме

Сегодня сотни спортивных клубов в Украине находятся в неравных условиях по сравнению с коммунальными учреждениями, предоставляющими хотя и менее качественный продукт, зато гарантированно скупаемый за счет всевозможных программ финансирования. Кто из местных чиновников заикнется объяснить и обосновать эластичность спроса на услуги этих нерыночных учреждений? Они вообще пробовали его измерить? 

Вот, похоже, и выходит, что государство и муниципалитет поддерживают вовсе не людей, а свои собственные, мягко говоря, не всегда эффективные с точки зрения качества продукта, структуры, финансируя души, койки, разряды и прочие несуществующие показатели. 

Такой планово-распределительный подход и незаконен (нарушает принцип равенства форм собственности), и противоречит существу рыночных отношений. В результате проигрывают и потребитель, и экономика.

К сожалению, сегодня стараниями многих поколений чиновников, которые не слыхивали о том, что такое рыночная экономика, само понятие рыночной экономики нивелировано, оно стало синонимом антигуманного дикого капитализма.

В то время как именно путь институциональных реформ в соответствии с законами работы рыночных институций и является эффективным. По крайней мере, понимая, что заявлен вектор рыночных изменений (а не реформ во имя всего хорошего и, конечно, против всего плохого), всегда можно оценить эффективность таких реформ на соответствие критериям работы рыночных институций.  

Другой аспект вопроса. Такой подход в финансировании нерыночных структур, далеких от ориентации на рациональный выбор потребителя, сдерживает развитие рынка, качество продукта, развитие экономики: не видя перспективы и понимая нерыночные условия существования, предприниматели не спешат вкладывать свои деньги в создание новых рабочих мест.   

Государству нужно установить четкие критерии в политике преобразований, включив в них соответствие вновь создаваемых и действующих структур и институтов на соответствие рыночным требованиям.

Новости по теме

Маркетинговая концепция управления структурами как коммерческого сектора, так и  некоммерческого сектора предполагает прежде всего учет интересов потребителя, ориентацию на создание продукта, удовлетворяющего и влияющего на качественный потребительский спрос. 

Изменения в подходе к финансированию продуктов, гарантированных государством, предполагающие адресность, основанную на выборе потребителя, позволят создать не только институциональное поле для деятельности многообразия рыночных структур, но и в конечном счете обусловят создание качественных и доступных продуктов.

Александр Кошевой

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...