banner banner banner banner

Повышение минимальной зарплаты: Влияние на экономику и уровень жизни украинцев

Повышение минимальной зарплаты: Влияние на экономику и уровень жизни украинцев
Из открытых источников

Богдан Данилишин

Экс-министр экономики Украины

Оригинал на странице Богдана Данилишина в Facebook

Недавно Кабинетом министров Украины было анонсировано повышение минимальной заработной платы с сентября 2020 года до 5 тыс. грн, с января 2021 года – до 6 тыс. грн и с июля 2021 года – до 6,5 тыс. грн.

По моему убеждению, это решение правительства является обоснованным и соответствует современным потребностям отечественной экономики и государственных финансов. Данный шаг будет способствовать решению ряда структурных диспропорций экономики и будет стимулировать развитие внутреннего рынка. Приведу несколько аргументов.

1. Выравнивание диспропорций в оплате труда

Если в 2016 году соотношение минимальной и средней заработной платы в экономике составило лишь 30%, то в 2017 году после повышения МЗП с 1600 грн до 3200 грн оно возросло до 45%. В 2019 году это соотношение снизилось до уровня менее 40%, и запланированное повышение МЗП в сентябре позволит восстановить его до 45%. Для сравнения – соотношение минимальной и средней заработной платы на уровне 45-55% удерживается в большинстве странах Восточной, Центральной и Южной Европы (Хорватия, Польша, Румыния, Чехия, Албания, Венгрия, Словакия) и стран Прибалтики (Латвия, Литва, Эстония).

Новости по теме

2. Развитие внутреннего рынка

Одним из основополагающих факторов развития отечественной экономики является расширение емкости внутреннего рынка. Увеличение доходов граждан Украины позволяет увеличить потребление товаров и услуг (доля потребительских расходов в структуре совокупных расходов домохозяйств стабильно превышает 90%), что в свою очередь будет стимулировать увеличение инвестиций в расширение производства как отечественными, так и зарубежными стратегическими инвесторами. В свое время такая стратегии была применена Китаем, который сегодня является не только крупнейшим рынком в мире, но и крупнейшей производственной площадкой для товаров, которые потребляются во всем мире.

3. Детенизация экономики

Почти треть штатных работников в Украине по всем видам экономической деятельности получает заработную плату, близкую к минимальному значению. При этом совокупные расходы в среднем за месяц в расчете на одно домохозяйство являются в 1,5-2 раза выше. Поскольку именно с фонда оплаты труда платится налог на доходы физических лиц и единый социальный взнос, очевидно, что выплата низкой официальной заработной платы позволяет работодателю минимизировать налоговую нагрузку на фонд заработной платы.

Не возражая против необходимости усовершенствования налоговой системы, в том числе путем отмены ограничений на размер заработной платы, с которой уплачивается ЕСВ, на мой взгляд, шаг в направлении повышения минимальной заработной платы будет способствовать выведению части фонда оплаты труда из тени и повышению доходов государственного бюджета.

4. Повышение уровня жизни граждан Украины

По паритету покупательной способности (ППС), то есть по объему товаров и услуг, которые может приобрести гражданин Украины с учетом уровня цен, получающий среднюю заработную плату, Украина вдвое уступает другим странам Европы. Для примера, в Польше, рынок труда которой является магнитом для рабочих из Украины, заработная плата по ППС выше среднеевропейской, что не создает давления на цены, однако стимулирует повышение производительности труда и внутреннюю занятость, которая частично покрывается за счет трудовой миграции. Учитывая то, что в 2019 году и в 1 квартале 2020 года впервые в истории независимости Украины сбережения населения приобрели отрицательное значение, государственная политика, направленная на повышение уровня доходов граждан, является не только оправданной, но и необходимой.

В то же время правительству нужно учитывать риски от повышения МЗП, учитывая возможное влияние данного решения на усиление инфляционного давления. Для их минимизации правительству совместно с Национальным банком нужно вводить меры и специальные программы, направленные на стимулирование внутренней экономической активности и увеличение предложения товаров и услуг, в частности в рамках государственной программы "5-7-9".

Со своей стороны Министерству финансов и Государственной налоговой службе Украины следует усилить внимание к мониторингу уплаты налогов, начисляемых на фонд оплаты труда, с целью предотвращения схем по их минимизации, в частности, посредством формального перевода наемных работников на частичную занятость.

Богдан Данилишин

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

 

 

Источник: 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>