Повышение учетной ставки НБУ не только не даст ожидаемых результатов, но и затормозит экономический рост

Повысив учетную ставку до 16%, правление НБУ прогнозирует падение экономического роста в 2019 году до 2,9% при росте 3,4% в 2018 году

Повышение учетной ставки НБУ не только не даст ожидаемых результатов, но и затормозит экономический рост
Фото из открытых источников

Богдан Данилишин

экс-министр экономики Украины

Повысив учетную ставку до 16%, правление НБУ прогнозирует падение экономического роста в 2019 году до 2,9% при росте 3,4% в 2018 году

Оригинал на странице Богдана Данилишина в Facebook

На прошлой неделе правление Национального банка повысило учетную ставку до 16% годовых. Большинство специалистов такое решение правления НБУ подвергли критике. Ситуация еще раз подтвердила факт, что решения, которые кардинально влияют на общее состояние экономической политики государства, должны приниматься не Правлением НБУ, которое является своего рода исполнительной дирекцией НБУ (заместители председателя НБУ назначаются Советом НБУ), а самим Советом Нацбанка или Советом финансовой стабильности, в которую входят и члены Кабинета министров.

Дело в том, что ставка - инструмент достижения цели, но, во-первых, не единственный из возможных инструментов, а во-вторых, важно не только правильно пользоваться инструментом, но и правильно устанавливать цели.

Новости по теме

В силу исторических причин, связанных с длительным периодом высокой инфляции в начальный постсоветский период, а также после кризисов 2008-го и 2014-2015 годов в Украине, как и раньше, сильные инфляционные ожидания. Это одна из причин того, что, сдерживая рост денежной массы и устанавливая ставки кредитования на высоком уровне, можно в ближайшее время не добиться желаемого результата по инфляции в силу действия мощной инфляционной инерции, что является результатом высоких инфляционных ожиданий, и при этом еще более ослабить предпосылки для экономического роста. Подавление инфляции любой ценой только монетарными факторами не оправдывает себя, так как в этом случае не учитывается основная цель экономической политики страны - экономический рост.

Инфляция по своей природе носит циклический характер, в связи с чем на стадии подъема экономики она сопровождает долгосрочный экономический рост, выполняя тем самым функцию определенного содействия активизации экономической динамики. И, наоборот, на стадии спада инфляция негативно влияет на экономический рост. Однако Украина стадию спада экономики уже прошла. Неудивительно, что стремление проводить жесткую кредитно-денежную политику, в первую очередь поддерживая процентные ставки на высоком уровне, не дает в нашей стране желаемого результата как в плане сдерживания инфляции, ведь она в большей степени в Украине формируется под влиянием факторов немонетарного характера, так и в плане роста экономики: в то время, как средние темпы роста ВВП в мире по итогам 2017 года составили 3% (по прогнозу на 2018 год – 3,9%), в нашей стране этот показатель составляет 2% (ниже среднемирового уровня). Кроме того, повысив учетную ставку до 16%, правление НБУ прогнозирует еще падение экономического роста в 2019 году до 2,9% при росте 3,4% в 2018 году.

Новости по теме

Утверждение о том, что одна цель политики Центрального банка (достижение стабильно низкой инфляции) и один инструмент ее реализации (учетная ставка НБУ) - лучшие основы монетарной политики, оказалось под вопросом. Причем оказалась под сомнением правильность такой политики еще во время мирового финансово-экономического кризиса 2008 года. Опыт развивающихся стран демонстрирует, что несколько целей наряду с несколькими инструментами могут хорошо работать не только во время выхода из кризиса, но и в период, когда экономика страны нуждается в стимулах для ускорения. Например, используя процентную ставку в качестве доминирующего инструмента реализации монетарной политики, дополняя ее другими инструментами, такими, как объем денежной массы и рациональная курсовая политика, Центральный банк может повысить гибкость монетарной политики для достижения нескольких целей - наряду со стабилизацией инфляции добиться ускорения темпов роста ВВП. Кредитно-денежная политика, направленная на регулирование только краткосрочных и среднесрочных целей, подвергает экономику серьезному риску появления проблем в долгосрочном периоде. Анализ кредитно-денежной политики в развивающихся странах показывает, что обычных подходов в монетарной политике не всегда может быть достаточно для обеспечения стабильного и быстрого роста экономики. Отсутствие конкурентной среды, высокая материалоемкость и энергоемкость экономики, слабая развитость финансового рынка, недостаточность инструментов денежно-кредитного регулирования делают монетарную политику, основанную только на одной цели и одном инструменте, не в полной мере эффективной.

Новости по теме

Поэтому в очередной раз хочу акцентировать внимание на необходимости разработки такой Стратегии монетарной политики НБУ (Совет Нацбанка ставит себе целью подготовку этого документа в качестве задачи первостепенной важности), которая будет создавать эффективные предпосылки для роста экономики Украины. И если для этого понадобится установка нескольких целей деятельности Нацбанка и применение нескольких инструментов, значит, нужно будет отходить от привычной ортодоксии с одним "Таргетом" и одним инструментом его достижения.

Богдан Данилишин

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров