banner banner banner banner

Префекты как узаконивание "смотрящих": Что не так с децентрализацией от Зеленского

Префекты как узаконивание "смотрящих": Что не так с децентрализацией от Зеленского
Фото из открытых источников

Виталий Журавский

Украинский правовед и политический деятель

На сайте президента появился обещанный законопроект о децентрализации. Что тут нового?

В действующей Конституции закреплено вполне понятное административно-территориальное устройство нашего государства. Оно состоит из сел, поселков, городов, районов и областей.

В проекте Зеленского вместо села, поселка, города и района вводятся два новых понятия – община и округ, но их определения не приводятся. В одном случае в тексте законопроекта община считается первичной единицей административно-территориального устройства, в другом – она определяется первичной единицей местного самоуправления, которая имеет статус юридического лица. Возникает вопрос: община – это территория (село, поселок, город) или объединение граждан, которые живут на определенной территории?

Новости по теме

Этот юридический абсурд завершается пунктом 29 статьи 85 проекта, которым Верховная Рада наделяется полномочиями образовывать и ликвидировать общины. Как можно ликвидировать общину, если ею является деревня, поселок или город?

Из Конституции при этом убирается конкретный перечень областей. Это даст право Верховной Раде переименовывать области, "перекраивать" их границы, не меняя при этом Основной закон.

Кроме этого, вводится новая должность – префект. Префект является несвойственной фигурой для государства Украины. Полномочия, предоставленные в законопроекте украинскому префекту, французскому префекту и не снились!

Префекты будут представлять центральную власть в округах, областях и городе Киеве. Их будет назначать (сроком на 3 года) и увольнять президент.

Основная функция префекта – "глаз" президента, "смотрящий" или, как говорят в народе, "решало".

Согласно законопроекту Зеленского, префект наделен функциями административного надзирателя за соблюдением Конституции на определенной территории. Он вносит представление президенту относительно прекращения действия любого принятого нормативного акта, что не отвечает Конституции Украины или угрожает национальной безопасности. То есть фактически префект перебирает на себя полномочия Конституционного суда.

К какой же ветви власти можно отнести префекта?

После обращения префекта с представлением к президенту последний прекращает не только действие соответствующего акта, но и полномочия главы местного совета. Таким образом блокируется вся работа выборного органа. Но вместо него назначается "временный государственный уполномоченный".

В то же время президент обращается в Конституционный суд, который должен в течение 7-ми календарных дней рассмотреть его обращение. Ни в одной стране не определены сроки рассмотрения дел подобным судом. Это просто нонсенс. И если Конституционный суд решит, что акт является неконституционным, местный совет распускается и проводятся перевыборы, что является очередным юридическим безрассудством.

То есть, по сути, президент может через своих представителей блокировать работу любых выборных органов власти и временно заменять их своими представителями на основании одного лишь обращения префекта, а через суд – и распускать их. Это является прямой централизацией власти, а не тем, что декларируется в названии этого законопроекта. Местные органы власти таким образом оказываются зависимыми от префекта и президента.

Новости по теме

К тому же срок действия полномочий депутатов местных советов уменьшается и составляет 4 года. Их очередные выборы проводятся в последнее воскресенье октября четвертого года полномочий.

Председатели окружных и областных советов избираются на 1 год с правом ротации.

Относительно Донбасса, то об особом его статусе в проекте – ни слова!

Логика авторов этого "законопроектного спама" заключается в том, чтобы исключить из раздела "Территориальное устройство Украины" Основного закона перечень областей. Названия областей Украины в дальнейшем будут определяться обычным законом. И для этого не нужно будет менять Конституцию.

Этот законопроект предусматривает принятие отдельного закона о территориальном устройстве, в котором и будут прописаны все правовые аспекты особого порядка местного самоуправления в ОРДЛО. То есть про обещание нашей власти лидерам Франции, Германии и России внести закон об особом статусе Донбасса в Конституцию на постоянной основе можно забыть. Не думаю, что такую игру не "раскусят" в Париже, Берлине и Москве.

Мой прогноз. По этому законопроекту провести выборы в местные советы вряд ли возможно. Для внесения изменений в Конституцию понадобится минимум год, при условии одобрительного заключения Конституционного суда и их поддержки конституционным большинством Верховной Рады Украины.

Кроме того, предложенные изменения в Основной закон повлекут за собой необходимость принятия целого ряда других законов, в частности об административно-территориальном устройстве и местном самоуправлении и др. И только после этого в течение 90 дней будут назначены новые выборы в органы местного самоуправления.

Итак, этим законопроектом власть, по сути, заложила новый конфликт с местным самоуправлением.

Проект закона о децентрализации является худшей копией аналогичного законопроекта Петра Порошенко. Складывается впечатление, что его авторы не "дружат" с конституционным правом, юридической техникой.

Проект не имеет ничего общего с задекларированной децентрализацией, а наоборот – усиливает централизацию.

При этом он окончательно закрепляет жесткую президентскую форму правления и "ставит большой крест" на местном самоуправлении.

Виталий Журавский, доктор юридических наук,

академик Национальной академии правовых наук

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

Источник: 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>