Превентивное мероприятие: Почему НБУ снова пришлось повысить учетную ставку

Превентивное мероприятие: Почему НБУ снова пришлось повысить учетную ставку
Из открытых источников

Богдан Данилишин

экс-министр экономики Украины

Оригинал на странице Богдана Данилишина в Facebook

12 июля правление Национального банка Украины приняло решение о повышении c 13 июля 2018 года учетной ставки на 0,5 процентных пункта – до 17,5% годовых. Это решение вызвало неоднозначную реакцию в экспертной среде.

Повышение учетной ставки на фоне того, что потребительская инфляция два месяца подряд находится на нулевом уровне, а в годовом измерении в июне перешла к однозначным числам (9,9%), на первый взгляд, является спорным шагом. Однако для взвешенной оценки решения правления НБУ следует понимать, что главные причины нулевого роста цен в мае-июне имеют конъюнктурный характер: увеличение предложения продуктов питания, которое стало возможным в результате благоприятных, чем в прошлом году, погодных условий, а также рост импорта, стоимость которого не повышалась благодаря укреплению обменного курса гривны. То есть влияние предыдущего трехкратного повышения учетной ставки существенно не ощущается.

Вместе с тем правление НБУ при принятии решений относительно процентной политики руководствуется не только ретроспективным анализом, но больше прогнозом касательно дальнейшего развития ситуации, который указывает на возможное основание для увеличения учетной ставки НБУ. В пользу этого имеем следующие факторы:

1. Рост номинальных и реальных доходов населения (номинальная заработная плата в мае текущего года выросла на 28% по сравнению с маем прошлого года). Постепенно растут переводы в Украину от трудовых мигрантов. Высокие темпы роста доходов заметно превышают темпы роста экономики. Устойчивый рост потребительского спроса может создать предпосылки для повышения потребительских цен.

Новости по теме

2. Снижение интереса к суверенным долговым обязательствам Украины из-за выхода инвесторов из активов развивающихся стран (вследствие вероятности перехода центробанков развитых стран к более жесткой монетарной политике) и возможная отсрочка получения займов в рамках сотрудничества Украины с МВФ.

3. Сохранение инфляционных ожиданий выше инфляционных целей Национального банка.

4. Вероятность дальнейшего роста мировых цен на энергоносители.

5. Вероятность повышения в 2018 году административно регулируемых цен и тарифов, которое направлено на приближение цен на газ на внутреннем рынке к цене импортного паритета. Следствием может стать подорожание услуг ЖКХ.

С целью компенсации действия первых трех факторов, на мой взгляд, уместным было удержание на прежнем уровне учетной ставки НБУ.

Вместе с тем повышение учетной ставки может быть одним из факторов замедления экономического роста. По оценкам самого правления НБУ, в 2019 году рост реального ВВП замедлится до 2,5% (в предыдущем прогнозе – 2,9%) вследствие исчерпания эффектов повышения социальных стандартов, жестких монетарных условий, необходимых для возвращения инфляции к цели, а также сдержанности фискальной политики, которая будет предопределяться необходимостью погашения значительных объемов государственного долга. В 2020 году реальный рост экономики составит 2,9%. На 2018 год прогноз роста ВВП – 3,4%. То есть потеря почти 1% является весьма существенной. Но оправданной ли?

Новости по теме

С другой стороны, увеличение учетной ставки может привести к повышению ставок по ОВГЗ и депозитным сертификатам НБУ. Увеличение учетной ставки не будет способствовать активизации кредитования в Украине. Однако медленные темпы развития банковского кредитования обусловлены рядом факторов, и уровень процентных ставок не является основным сдерживающим фактором. Основными факторами, которые сдерживают кредитование реального сектора экономики, являются слабый уровень защиты прав кредиторов и заемщиков, непринятие ряда законодательных и нормативных актов, направленных на совершенствование системы защиты прав кредиторов и заемщиков, противоречивые решения судов в отношении недобросовестных заемщиков, значительный объем проблемных кредитов и резервов для покрытия рисков по таким кредитам, ограниченное количество заемщиков, способных своевременно обслуживать и погашать банковские займы, и т.п.

Напомню, согласно Конституции Украины, основной функцией Национального банка является обеспечение стабильности денежной единицы Украины. Согласно ст. 6 закона Украины "О Национальном банке Украины" во время выполнения своей основной функции Национальный банк должен исходить из приоритетности достижения и поддержки ценовой стабильности в государстве. Согласно ст. 1 закона Украины "О Национальном банке Украины" ценовая стабильность определяется как сохранение покупательной способности национальной валюты путем поддержания в среднесрочной перспективе низких стабильных темпов инфляции. Проведение более жесткой монетарной политики, к чему вынужден прибегать Национальный банк, учитывая текущие условия и прогнозируемые риски, должно стать одним из факторов, который обеспечит снижение инфляции к прогнозируемой траектории и постепенное приведение ее в пределы целевого диапазона в четвертом квартале следующего года.

Богдан Данилишин

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров