Применение оружия без предупреждения кораблями Морской охраны Украины: Международные аспекты

Применение оружия без предупреждения кораблями Морской охраны Украины: Международные аспекты
Фото из открытых источников

Алексей Буряченко

Политический эксперт

Верховная Рада 6 декабря приняла законопроект №0206 о прекращении действия Договора "О дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией" (1999 года), так называемый "Большой договор о дружбе", с прописанным сроком его прекращения – 1 апреля 2019 года, и законопроект №8361 "О прилегающей зоне Украины".

Анализируя законопроект №0206, можно вспомнить, что официальное письмо о непродлении действия данного договора МИД Украины к РФ было направлено еще в сентябре этого года. Ведь по смыслу договора вопрос пролонгации решается автоматически (раз в 10 лет), если одна из сторон не заявила желание не продолжать его действие.

То есть фактически вопрос о пролонгации данного договора на следующие 10 лет был снят еще в сентябре этого года, а реально этот договор перестал действовать с началом событий 2014 года.

Иными словами, 1 апреля 2019 года договор "О дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией" не был бы пролонгирован по причине нежелания украинской стороны и автоматически потерял бы свою силу.

Такие действия украинской стороны понятны и об этом не раз отмечалось на самом высоком уровне. Основной причиной отмечалось использование данного договора в международных судебных инстанциях и на дипломатических площадках как прямой аргумент в нарушение РФ не только целого ряда Конвенций ООН и Будапештского договора, когда она совершила агрессию в отношении Украины, а и межгосударственного (двустороннего) договора "О дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией".

Но вопрос стоит следующим образом: почему этот законопроект принят только сейчас, а не в сентябре? Тем более данный законопроект не говорит о срочном разрыве в одностороннем порядке данного договора, а только то, о чем говорилось и раньше, – о прекращении действия Договора с 1 апреля 2019 года.

Напрашивается мысль, что эти действия и события тщательно спланированы и должны были случиться именно сейчас, накануне президентских выборов в Украине. Хотя нужно и отдать должное ВРУ и президенту, что данное решение было важное и нужное. И еще раз подтвердило вектор украинской дипломатии и выбор украинского общества, что в обстоятельствах прямой вооруженной агрессии со стороны РФ ни о какой дружбе между Украиной и РФ не может идти речь.

6 декабря обращает на себя внимание еще один принятым ВРУ законопроектом (№8361) "О прилегающей зоне Украины".

Основной резонанс в СМИ и соцсетях вызвали положения законопроекта, которые якобы позволяют Государственной пограничной службе Украины применять оружие без предупреждения на расстоянии 24 морских миль от границы территориального моря (12 миль).

Суть, цель и категорийный ряд данного законопроекта и соответствующей Конвенции ООН необходимо рассматривать более подробно, чтобы не вырывать из контекста отдельные "яркие" тезисы.

Так, в ст. 33 Конвенции ООН по морскому праву (1982 года) указано, что в зоне, прилегающей к территориальному морю, и которая имеет название прилегающей зоны, государство может осуществлять необходимый контроль:

а) для предупреждения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря;

б) для наказания за нарушение вышеуказанных законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря.   

Прилежащая зона не может распространяться за пределы двадцати четырех морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Учитывая требования Конвенции ООН, прилегающая зона может вводиться с целью предупреждения или наказания исключительно в случаях нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря.

Что же такое территориальное море? Территориальное море (или территориальные воды) – это морской пояс шириной 12 морских миль, примыкающий к сухопутной территории государства или ее внутренних морских вод и входящий в состав территории государства, правовой режим которого определяется нормами национального законодательства и международного права.

Важно: суверенитет прибрежного государства, согласно Конвенции ООН, распространяется на воздушное пространство, дно и недра границ территориального моря.

И по вопросу контроля. Так, как уже отмечалось, что в прилегающей зоне может осуществляться два вида контроля (ст.33 Конвенции): предупреждение и наказание.

Так, предупреждение – это вид контроля, направленный на предотвращение нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных и санитарных правил в пределах территории или территориального моря прибрежного государства. Указанный вид контроля имеет превентивный характер и может применяться только в отношении тех судов, которые направляются в сторону территориального моря прибрежного государства. Он может иметь характер инспекции (осмотра) с целью предотвращения возможного правонарушения. Однако этот вид контроля не может привести к таким последствиям, как арест или недопущение прохода иностранного судна через территориальное море, если оно имеет право мирного прохода с целью пересечь территориальное море, не заплывая во внутренние воды прибрежного государства.

Наказание – может осуществляться с целью наказания за нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных и санитарных правил, которые совершаются в пределах территории или территориального моря прибрежного государства. Такой вид контроля может осуществляться в отношении судов, которые оставляют территориальное море. При выявлении названных нарушений в пределах территории или территориального моря прибрежного государства такое судно может быть задержано и в случае необходимости принудительно направлено в один из портов прибрежного государства для дальнейшего наказания виновных за совершенное правонарушение.

Итак, по сравнению с территориальным морем в прилежащей зоне прибрежное государство может осуществлять лишь ограниченный перечень видов контроля.

Учитывая вышеизложенное и нормы Конвенции ООН по морскому праву (1982 года), можно сделать вывод, что прилегающая зона – это часть открытого моря, но со своим специальным режимом.

Важный факт: прибрежное государство не должно препятствовать мирному проходу иностранных судов через территориальное море, за исключением случаев, когда оно действует так согласно Конвенции 1982 г.

В ст. 17 Конвенции 1982 г. устанавливается: "При условии соблюдения настоящей Конвенции суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, пользуются правом мирного прохода через территориальное море". Проход должен быть непрерывным и быстрым. Вместе с тем он может включать остановку и стоянку на якоре, но лишь настолько, насколько они связаны с обычным плаванием или необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия, или с целью оказания помощи пострадавшим от бедствия. Проход может считаться мирным только в том случае, если им не нарушается мир, правопорядок или безопасность прибрежного государства. Подводные лодки при осуществлении мирного прохода должны подниматься на поверхность и поднимать свой флаг.

Конвенция (ст. 19) также содержит перечень действий, которые считаются такими, что нарушают мир, порядок или безопасность прибрежного государства при проходе иностранным судном территориальных вод: угроза силой или ее применение против прибрежного государства; любые маневры или учения с оружием любого вида; сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства; пропаганда, имеющая целью посягательство на оборону или безопасность прибрежного государства; подъем в воздух, посадка или принятие любого летательного аппарата или военного устройства; нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил прибрежного государства; преднамеренное и серьезное загрязнение; рыболовная деятельность; проведение исследований; создание помех функционированию любых систем связи.

Резюмируя, необходимо сказать, что положения вышеупомянутой Конвенции ООН довольно удачно интегрированы в текст законопроекта №8361 "О прилегающей зоне Украины". Данный законопроект, после вступления в законную силу, сможет значительно увеличить законное влияние Украины в акваториях Черного и Азовского морей.

Вместе с тем определенные нормы переходных положений, а именно те, которые касаются изменений в Закон Украины "О Государственной пограничной службе Украины", в части применения оружия (без предупреждения и после предупреждения) требуют дополнительных разъяснений в подзаконных нормативно-правовых актах или ведомственных инструкциях, поскольку некорректное толкование этих норм может привести к возможным нарушениям со стороны Украины международного законодательства.

А если глобально, то с принятием этого закона Украина будет нарабатывать новый формат использования прилегающих зон, в том числе когда в стране объявлено военное положение. Формирование данного прецедента может в дальнейшем кардинально изменить толкование понятия прилегающих зон в международном законодательстве.

Алексей Буряченко

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров