Пример Южной Кореи для Украины: Почему не стоит иметь дело с МВФ

Пример Южной Кореи для Украины: Почему не стоит иметь дело с МВФ
Из открытых источников

Алексей Кущ

экономист

Тема сотрудничества с МВФ опять не сходит с информационной ленты украинских СМИ. Главная интрига сезона: дадут или не дадут, и если да, то сколько.

На втором месте триллер под названием "Ужас национализированного". Здесь также близка кульминация: даст ли МВФ, и если не кредит, то по какому месту провинившихся, если в Киеве таки решат отменить национализацию "ПриватБанка", присудить в пользу бывших собственников компенсацию и применить так называемый "нулевой вариант", когда никто никому ничего не должен, хотя правильнее было бы: "кому я должен, всем прощаю". 

А тут как назло корейцы (те, что южные) выпустили фильм о своем кризисе 1997 года и о своем опыте взаимодействия с МВФ. Получилось очень неполиткорректно по отношению к таким странам, как Украина, которые выстраивают целые долгосрочные стратегии на кредитовании МВФ. 

В принципе, этот фильм стоит посмотреть всем гражданам нашей страны, даже тем, которые пытаются превратить в стеб "казус Сороса" или "играют на понижение" до маскарадного фарса уровень угрозы открытия рынка земли по предлагаемой властью модели, ерничая над тем, что "рептилоиды вывезут нашу землю".

Кстати, о стебе. Тут сразу вспоминается известная фраза-"перевертыш": в каждой шутке есть доля шутки. Направление острот выдает истинные стратагемы, спрятанные в их "коллективном бессознательном". Вспоминается великий роман Габриэля Гарсии Маркеса "Осень патриарха".

Новости по теме



В нем есть потрясающий образ "моря", которое "гринго" (под этим собирательным именем подразумеваются транснациональные корпорации) вывезли в танкерах в Аризону, купив его у местного диктатора, который пошел "на либерализацию" под давлением "иностранных послов".

Море, вывезенное в танкерах, выглядит так же сюрреалистично, как и "вывезенная земля". Но это с позиции нынешнего реализма. А если в концепции "реализма магического", то это символ утраты субъектности целой страной, и нынешние "насмехатели" вольно или невольно, но воскресили эту аллюзию в сознании людей.

И если уж вспомнили великий роман ХХ века, то процитируем его еще раз: "… и мы ступили туда и, ведомые ужасным запахом и направлением полета грифов, добрались до зала заседаний, где обнаружили все тех же коров, только дохлых, – их червивые туши, их округлые филейные части множились в громадных зеркалах зала…".

Образ умирания аграрной составляющей страны и, более того, ее социо-культурного феномена. После чего государство ждет лишь состояние, при котором "…. вместо былого моря лежит море пыли…".

А теперь вернемся к корейскому фильму, тем более что открытие рынка земли – одно из требований МВФ, а возможность покупки оной иностранными компаниями – скрытое условие фонда.

Хорошо, что именно корейцы сняли кинокартину, которая показывает роль Сороса и тактику МВФ как "финансового падальщика" развивающегося мира. Если бы такое сняли у нас, тут же посыпались бы обвинения в "заказухе". Но это сняли корейцы, экономика которых показывает один из лучших показателей роста в мире, в результате чего Южная Корея стремительно врывается в топ-10 мировых держав.

Сейчас это инновационная экономика ХХI века творческого типа с уровнем "диджитализации", которую "не выговорить" не то что мэру Киева, но и любому министру из "новых лиц". Так что если корейцы говорят о Соросе и МВФ, их стоит послушать.

Механика работы МВФ описана достаточно четко, без купюр. Требования фонда к правительству Южной Кореи: раскрытие рынка внутренних активов для поглощения их транснациональными корпорациями, массовое банкротство и распродажа предприятий за копейки, увеличение процентной ставки местного центрального банка с целью отсечения национального реального сектора от кредитного рычага, когда иностранные компании с более низким процентным уровнем фондирования выигрывают конкурентную борьбу.

Изюминка на торте – упрощение трудового законодательства в части усиления прав работодателей по увольнению и сокращению штатного персонала (это то, что сейчас реализуется в Украине в рамках проекта нового Трудового кодекса).

Канва фильма совпадает с реальными событиями. Южная Корея попала в тиски азиатского кризиса в 1997 году. Для выхода из него был привлечен пакет международной помощи в размере 58 млрд долл., из которого было использовано 30 млрд (19,5 млрд долл. – кредит МВФ).

Благодаря структурным изменениям, страна "Утренней росы" на три года раньше погасила все взятые на себя кредитные обязательства. Встретив кризис с 8 млрд долл. валютных резервов, корейцы вышли из него уже с запасами в 97 млрд долл.

Примечательно, что не только внешние кредиторы спасали Южную Корею. По призыву местного главы центрального банка население массово сдавало золотые монетки, традиционно собираемые в семьях на "черный день". Через несколько лет все эти народные вклады были возвращены в золотом эквиваленте с процентами…

Полностью долг перед МВФ был погашен корейцами к 2001 году. Примечательно, что кризис 1997 года привел к падению ВВП этой страны на 5,5%, но уже в 1999-м ее экономика выросла на 11,3%.

И для Украины, и для Южной Кореи главной проблемой внутренней политики было преодоление глобальной бедности, когда 30-40 % населения пребывало за минимальной прожиточной чертой.

И у нас, и у них основными препятствиями на пути решения этой проблемы были: техническая отсталость, депрессивное состояние инфраструктуры, недостаточное финансирование науки и образования, а также необходимость системной реструктуризации базовых отраслей экономики.

И корейцы 30 лет тому назад, и мы сейчас сконцентрировали национальное богатство страны в руках 4-5 крупнейших корпораций, тесно сросшихся с органами государственной власти, которые рассматривали эти гиперструктуры в качестве колоссов экономики, которые на самом деле оказались глиняными.

Схожесть наших экономик красноречиво подтверждает и комплекс общих проблем: слабое развитие внутренних рынков капитала, в первую очередь фондового (если все корпоративные права сосредоточены в руках 4-5 "семей", то и торговать на рынке ценных бумаг нечем), полная пассивность государственных антимонопольных структур, тотальная коррупция.

Структура корейской экономики опиралась на так называемые "чеболи", которые, по словам Нам-Ки Ли, министра по антимонопольной политике Республики Корея, представляли собой "группу предприятий, сформировавшихся в процессе расширения "семейных" фирм и диверсификации их деятельности.

Основной принцип деятельности корейских чеболей - поддержание всех направлений бизнеса, стремление к постоянному расширению сфер деятельности, а также удержание любой ценой уже завоеванных рынков. То есть неограниченное горизонтальное расширение.  

Здесь можно процитировать слова уже упомянутого корейского чиновника: "к сожалению, это развитие крупных корпораций не было естественным рыночным процессом, в условиях которого рынок вынуждает развивать тяжелые отрасли промышленности. Результаты были достигнуты методами государственного вмешательства, когда правительство выбрало несколько больших компаний и сконцентрировало на них всю экономическую поддержку.

Это способствовало созданию монополистической структуры и сосредоточению экономической власти в руках больших объединений - чеболей. При этом дух предпринимательства и свобода конкуренции были практически утеряны, поскольку деловые круги стали искать исключительно правительственную поддержку". Заметим, что эти слова сказаны про Южную Корею, а ведь так похоже на Украину.

Азиатский коллапс 1997 года накрыл и "корейского тигра". Бегство иностранного капитала, истощение валютных резервов, обесценивание национальной валюты и призрак снижения жизненного уровня населения, который был достигнут путем кропотливой работы нескольких поколений корейцев, – вот неполный "букет" проблем, к которым привела Корею "экономика пузырей" (при этом заметим, что Южная Корея имела значительно лучший, чем Украина, торговый баланс, и ее промышленность кроме стандартных базовых отраслей опиралась и на инновационные отрасли, в частности электронику).

Корейские эксперты достаточно быстро выявили главную проблему, приведшую к кризису, а именно высокую концентрацию капитала в рамках нескольких финансово-промышленных групп. Следствием этого стало сращивание правительственных и частных интересов, бесконтрольное инвестирование аккумулированных теневым образом средств, неограниченные корпоративные заимствования на международных рынках капитала. 

Как закономерный результат – глобальная диспропорция в экономике, зависимость корпораций от мировой конъюнктуры на мировых товарных и финансовых рынках.

Южная Корея успешно справилась с кризисом, не допустив резкого падения жизненного уровня населения, с таким трудом достигнутого за послевоенные годы. Выход был найден в глобальном реформировании экономики и общества.

Была применена неоконсервативная модель государственного управления, при которой роль государства в регулировании была значительна ослаблена, а приоритет был отдан рыночным институтам с акцентом на малый и средний бизнес, диверсифицированного рынка капитала, корпоративного управления.

Акцент реформ в Южной Корее был направлен на более эффективное регулирование крупных ФПГ:

  • назначение внешних управляющих корпораций не из числа владельцев компаний;
  • усиление роли миноритарных акционеров в системе управления предприятиями;
  • ограничение инвестиций гиперкорпораций в дочерние структуры;
  • усиление ответственности за недостоверное раскрытие информации;
  • ограничение уровня корпоративных заимствований;
  • ужесточение налоговых санкций за проведение "родственных" сделок в пределах гиперкорпораций;
  • ограничение встречного кредитования участников корпораций;
  • усиление государственного контроля в системе антимонопольного регулирования и картельных слияний.

Как тут не вспомнить один из принципов "современной монетарной политики": чем эффективнее страна регулирует деятельность ФПГ в пользу малого и среднего бизнеса, тем больше новых рабочих мест появляется в экономике.

Новости по теме

Но корейский фильм выявил и существенные отличия между Украиной и Южной Кореей в подходах: для корейцев начало сотрудничества с МВФ стало днем национального позора, и сами переговоры между правительством страны и миссией фонда долгое время скрывались от общественности, дабы не вызывать панику. В Украине эти переговоры никто и не думает скрывать, напротив, каждый президент и новое правительство анонсирует программу сотрудничества с МВФ с хештегами типа #здобули и #перемога.

А панику, скорее, может вызвать "задержка" транша, на который в буквальном смысле "крестятся". Уходящий президент хвастает, что при его каденции страна получила рекордное количество этих самых траншей, не понимая, что только в формате антиутопии этим можно гордиться.

Сотрудничество с МВФ превратилось у нас в некий каргокульт, почти национальную идею, и во власти уже выросло целое поколение "траншепоклонников" и "свидетелей меморандума". Ну, и самое смешное для нас: в Южной Корее угрозу дефолта "высчитали" аналитики центрального банка страны, они же и стали основными фрондерами МВФ и его оппонентами, призывая правительство отказаться от кабальных условий фонда и найти альтернативные пути выхода из кризиса. Здесь отличие до слез.

А вот где мы сходимся с корейцами, так это в том, что и у нас, и у них министры, представляющие крупные финансово-промышленные группы, вовремя смекнули, что МВФ – это не только источник денег, но и прикрытие для системной десоциализации страны, ведь любые "реформы" всегда можно списать на "ужасный фонд".

У корейцев это проявилось в попытках провести токсичную трудовую реформу, у нас – в целом букете: от коммунальных тарифов до монетарной политики. Хотя и трудовая "реформа" нас уже догнала, ведь, в отличие от Южной Кореи, мы еще "привязаны" к МВФ: один конец веревки за океаном, другой – на шее обывателя, ну а "натягивают" оную – "новые лица", пришедшие на смену "старым"…   

Алексей Кущ

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

 

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>