Призрачность изменений. Заработает ли с 1 апреля медицинская реформа?

Вопросов накопилось очень много, и все они требуют четкого ответа, иначе в какой-то момент окажется, что Украина переступила черту "гуманитарной катастрофы"

Призрачность изменений. Заработает ли с 1 апреля медицинская реформа?

Вопросов накопилось очень много, и все они требуют четкого ответа, иначе в какой-то момент окажется, что Украина переступила черту "гуманитарной катастрофы"

В конце января вступил в силу закон "О государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания". Поэтому, по графику медицинской реформы, уже с апреля начнется официальное подписание деклараций на обслуживание с врачами на первичном уровне, а в июле должна заработать Национальная служба здоровья.

Все мы неоднократно слышали о преимуществах как следствии реформы, обещанных Минздравом, но все это лишь призрачность изменений. К сожалению, красноречивые декларации не имеют реальных возможностей для их воплощения.

Начнем с заключения договоров.

Реформаторский пакет по "первичке" согласно принятым законопроектам предусматривает, что каждый гражданин Украины в течение марта– июня должен определиться, кто именно является его семейным врачом, и заключить с ним договор об обслуживании. При этом, это может быть любой врач, работающий на "первичке", независимо от того, в каком регионе он проводит свою деятельность, он может быть как штатной единицей в поликлинике, так и частным предпринимателем.

Какие "подводные камни" ожидают этот первый "договорный" этап?!

Во-первых, отсутствует объективная информация о квалификации отдельных врачей, большинство пациентов окажутся под влиянием искаженной и необъективной "рекламы".

Во-вторых, те из врачей, кто окажется "проворнее", сознательно отсортируют граждан в близлежащих домах, в результате чего самые проблемные и сложные будут распределены по "остаточному" принципу.

Также трудно себе представить ситуацию, когда врач будет осуществлять выезды к пациентам из отдаленных районов города. Сколько таких вызовов он сможет обслужить и останется ли у него время на прием граждан?!

Новости по теме

Кроме того, следует отметить, что весь договорный процесс, скорее всего, пройдет под давлением руководства Центров первичной медико-санитарной помощи (поликлиник, амбулаторий), которое не будет заинтересовано в создании нового порядка. Гораздо проще, как сейчас - жители прикреплены к врачам по микрорайонам, оплата труда сильно не варьируется, чтобы не создавать конкуренцию внутри коллектива.

В этом вопросе стоит обратить внимание и на предложенную границу в количестве 2000 пациентов на одного семейного врача. Если поделить население Украины, которое по данным Госкомстата составляет 42 миллиона 603 тысячи, на этот норматив, то получим недостаток чуть больше чем 17 тысяч семейных врачей. По ориентировочным данным их у нас реально меньше 10 тысяч. В ближайшие годы это количество вряд ли существенно увеличится, скорее наоборот – врачи являются одной из ведущих групп трудовой иммиграции. Как же быть с теми, кому не хватит специалистов, куда им бежать с бланком договора?

Следующее направление - гарантированный пакет обслуживания на "первичке".

Документами действительно предусматривается широкий перечень обследований, анализов и диагностических процедур, которые могут быть нужными человеку при обращении к врачу. И несмотря на то, что и раньше, даже в советские времена, участковые терапевты должны выполнять практически все позиции, указанные в новейших разработках Минздрава, возникает вопрос - есть ли у нас необходимая диагностическая и процедурно-манипуляционная база для обеспечения предписаний семейного врача?

Надо заметить, что постепенно перестает упоминаться гарантия государства по бесплатному обеспечению лекарствами на "первичке", хотя это было одним из самых ярких "брендов" тех концепций от новой команды Минздрава, которые предшествовали принятым законопроектам. Сейчас это важное для населения обещание заменила скромная фраза - "обеспечение лекарствами согласно государственным и муниципальным программам". Интересно, сколько таких программ реально работает на первичном уровне?

Да, к сожалению, мы имеем только пакет, к которому еще не можем добавить слово "гарантированный".

И еще один вопрос из сферы "хитрых" цифр - если на каждого человека в год должны установить примерно норматив финансирования на уровне 370 гривен, на что их может хватить?

Учитывая то, что сегодня люди вполне обоснованно не доверяют результатам исследований в государственных лабораториях и не имеют ни желания, ни времени сидеть в утренних очередях под кабинетами, они будут выбирать платные диагностические центры, где общий анализ крови стоит минимум 100 грн. Предположим, что каждый человек хоть раз в год должен сдать такой анализ, а еще мочу, а еще пройти флюорографию и т. д., что же тогда останется на зарплату семейного врача, которую уже обещают больше 10 тыс. в месяц?

Вообще новая модель системы финансирования не имеет четкости и ясности: кому будут поступать средства - на счет врача или на счет заведения?

Новости по теме

Давайте порассуждаем, если на счет амбулатории, то, видимо, это заведение само будет делить полученные в расчете на одного врача 60 тысяч гривен в месяц. Часть получит сам врач за количественные и качественные результаты, а остальная часть средств пойдет на содержание аппарата, закупки, зарплату младшему персоналу и немедицинским работникам. Здесь все ясно, но возникает вопрос, что в этом механизме нового, кроме красивой вывески о нормативном финансировании, ведь примерно то же самое есть и сейчас?!

В противном случае, врач будет распределять средства на содержание других медицинских и немедицинских работников – администрации учреждений, медсестер, санитарок, а также на финансирование диагностики, лабораторных исследований, профилактики, физиопроцедур, прививок, капельниц, пребывания в дневном стационаре и прочее. А среди всего этого он должен еще и отыскать себе зарплату. Но для того, чтобы реализовать этот подход, должен быть прописан очень сложный правовой и финансовый механизм: как делить эти средства, каков порядок их перераспределения. Важно осознать, что Казначейство без этого не выделит ни копейки. Этого механизма нет...

На самом деле вопросов накопилось очень много, и все они требуют четкого ответа, иначе в какой-то момент окажется, что Украина переступила черту "гуманитарной катастрофы". Следовательно, нужно довести к сведению руководства Минздрава, что перед тем, как возводить стены, важно заложить фундамент для реформ, которого сегодня нет.

Андрей Шипко

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...