Президент Украины Петр Порошенко в Верховной Раде, 07.09.2017
Администрация Президента Украины

Дорогой украинский народ!

Уважаемый господин председатель!

Уважаемый господин премьер-министр и высокоуважаемые члены украинского правительства!

Уважаемые народные депутаты!

Мы с вами выбрались из глубокой и смертельно опасной пропасти – это очевидное наше достижение. Ясно и четко видим далекую пока еще вершину, которую предстоит покорить, – это наша великая цель. И мы, к сожалению, все еще близко к обрыву, можем ошибиться и оступиться. Лишь один неправильный шаг – и мы снова внизу. К сожалению, это наш главный риск. Из-за перевала над нами нависает хищная орда, и это опасная и долговременная угроза.

Наши достижения и просчеты, возможности и вызовы, сильные и слабые места – предмет ежегодного Послания о внутреннем и внешнем положении. На его базе подготовил так называемый long read – письменное обращение, которое вам должно быть роздано. Оно более насыщено цифрами, фактами, деталями. Также вашему вниманию аналитический доклад Национального института стратегических исследований. Он отражает точку зрения его экспертов и дополняет общую картину.

На днях вступило в силу Соглашение об ассоциации. Благодаря тому что Евросоюз еще в позапрошлом году согласился на временное ее применение, мы уже можем радоваться таким предварительным ее итогам, как рост нашего экспорта в Евросоюз. В частности, в первом полугодии 2017 года этот экспорт вырос на 23%. Доля ЕС во внешней торговле Украины достигла 40%. Хочу напомнить, что в 2012 году эта доля составляла 30%, а в 2009 году – эта часть составляла 25%. Это свидетельствует о начале процесса интеграции украинской экономики к рынку Евросоюза. А вместе с безвизом – о кардинальном изменении наших геополитических и цивилизационных координат.

Введение безвизовых поездок на данный момент является главным итогом нашей трехлетней совместной реформаторской работы, работы всех ветвей власти и общества. Я очень благодарен за это и Верховной Раде, и правительству, и украинскому народу. Почему это так важно? Все мы должны понимать, что оно стало возможным в результате выполнения почти 150 пунктов Плана по визовой либерализации. Кому интересно – может ознакомиться с каждым из них.

Новости по теме: Наболевшие и нерешенные: Какие вопросы не поднимут в Раде в ближайшее время

Подчеркиваю, Верховная Рада была непосредственной участницей реализации этого плана. Когда речь шла даже о принятии откровенно некомфортных для народных депутатов, как и для других чиновников, решений, как то публичное электронное декларирование состояний и доходов, где вы, уважаемые народные депутаты, проявили способность приносить собственные интересы в жертву общенациональным. Спасибо вам, уважаемые народные депутаты, за совместную борьбу за безвиз, за высокий уровень патриотизма и ответственности.

Но на всякий случай хотел бы предостеречь отдельных народных избранников от намерений ревизовать те законы, которые стали основой для принятия нашими партнерами решения о предоставлении безвизового режима. Или попытки отменить или сделать непубличным электронное декларирование; или попытки подчистить антидискриминационные поправки к Трудовому кодексу; или уменьшение, сужение полномочий антикоррупционных органов, или любое другое, что будет ставить под угрозу безвиз как одно из наших достижений. Хочу подчеркнуть, что я без колебаний буду ветировать такие инициативы.

В послании немало внимания уделяется положительным сдвигам. Не для того чтобы похвастаться, хотя в отчете ничего плохого и нет. Хотелось бы, чтобы каждый человек, который смотрит или слушает, имел возможность убедиться: страна, которую еще три года назад надеялись наши враги стереть с политической карты мира, не просто защитила себя, не просто выстояла, а нашла в себе силы меняться и двигаться вперед. Народ, который всему миру продемонстрировал такую удивительную силу воли, имеет право гордиться собой!

Но проблемы требуют большего внимания, чем достижения. Факт остается фактом: общество недовольно жизнью и властью. В условиях внешней агрессии и экономического кризиса, горьких потерь и немалых материальных убытков чувство справедливости сейчас обострено как никогда. Люди как будто обнаженным нервом реагируют на малейшую неправду.

В результате войны три года назад в Украине резко упал уровень жизни. Люди полагают, что тем, что они все это выдержали, отнеслись к трудностям с пониманием, народ добросовестно выполняет свою часть общественного договора. Чего не скажешь о верхах, которые, согласно распространенному мнению, на алтарь общей победы положили слишком мало и не обеспечили зримых изменений.

Новости по теме: Порошенко: С 25 августа Украина не понесла потерь в АТО

Недоверие к государственным институтам – новым и старым, к политикам – властным и оппозиционным перерастает в глубокие уныние, апатию и депрессию. Чтобы устранить эту опасность, мы должны действовать немедленно и быстро, дать второе дыхание и борьбе с коррупцией, и экономическим преобразованиям... И убрать, как минимум, почву для разговоров о якобы откате реформ и якобы наступлении контрреволюции.

В истории бывали случаи, когда отсутствие или медлительность реформ просто консервировала отсталость стран, оставляла их на обочине мирового прогресса. Есть еще худшая перспектива: без завершения реформ мы рискуем потерять государственность, и нас просто не станет. Но это пессимистичный сценарий, и я не верю в него и не допущу. Наш сценарий – оптимистичный, и название этому сценарию: "Успешная европейская Украина успешных украинцев".

Победа зависит среди прочего и от того, сможем ли мы правильно диагностировать главные вызовы и дать на них адекватные ответы.

Какие вызовы я имею в виду?

Первое. Примерно за год страна погрузится в избирательную кампанию. Весной 2019 года – президентские выборы, осенью того же года – парламентские выборы. Это означает, что у нас остался только год для того, чтобы активно поработать над реформами.

Второе. Чем дальше страна движется по дороге перемен, тем активнее сопротивление со стороны различных групп влияния – ресурсно обеспеченного меньшинства в виде коррумпированной бюрократии... И ослабленной, но все еще достаточно сильной олигархии с очень большим количеством зависимых от этой системы людей. Все чаще появляются реваншистские инициативы. Под лозунгом "оно не сработало" предлагается отменить реформы и нововведения или стреножить или взять под контроль вновь созданные институты.

Три года назад мне лично и большинству из вас думалось, что реформ хотят все. На самом деле это не так. Противники изменений есть повсеместно. Немало их расселось в разных ветвях власти, и в фешенебельных бизнес-офисах... Но не только. В каждой системе (правоохранительной, образовательной, медицинской и тому подобное) сверху и донизу есть крупные и влиятельные группы, которых устраивает статус-кво. А раз речь идет о системе, то и сопротивление тоже системное.

Третье. Одним из наиболее опасных стал вызов популизма. Популисты как будто искусные повара взбивают сливки на волне объективного недовольства людей. Декоммунизация не уничтожила спрос на коммунистическую идеологию классовой ненависти. Более того, этот спрос объективно усилился вследствие социально-экономического кризиса и углубления расслоения между богатыми и бедными. Электоральная ниша, освобожденная коммунистами, пустовала недолго: в ней очень быстро освоились несколько партий из числа недавних участников проевропейской коалиции. Над их штабами – флаги сине-желтые, а вот социальные лозунги заимствованы из архивов коммунистов и Прогрессивно-социалистической партии. И в роли защитников народа они выглядят довольно убедительно – пока не заглянешь в их электронные декларации.

Четвертое. В свежайшем отчете Freedom House популисты вместе с автократами названы двойной угрозой глобальной демократии. Наша же специфика, наоборот, – вызов анархии и атаманству, попыткам отдельных маргинальных групп оспаривать монопольное право государства на применение силы. Особо опасных размеров эта проблема приобрела в прошлом и начале этого года. Сейчас мы сняли ее остроту, но полностью устранить с повестки дня ее еще не удалось. Тем более что именно на этом направлении страна-агрессор почувствовала для себя возможность раскачивать ситуацию внутри Украины, а перед внешним миром позиционировать нас как failed state – страна, которая не состоялась.

Авторитарная Россия еще с тех времен, когда она была относительно небольшой Московией, научилась ловко использовать в своих интересах механизмы демократии, имеющиеся в других странах. Информационная война, распространение фейковых новостей, сеяние паники и уныния, стимуляция и симуляция движений протеста и манипуляция в своих интересах некоторыми право-радикальными группировками, засылки в Украину диверсионных групп, подготовка террористических актов – вот далеко не полный инструментарий Кремля. И мы должны с этим эффективно бороться. Несколько недель назад в одном из областных центров востока СБУ разоблачила целое гнездо – резидентуру российской разведки из 18 человек. Их подрывную деятельность координировал куратор из Белгорода.

Но главная угроза со стороны России – все же военная. Нет пока никаких признаков того, чтобы Москва готова была отступить с Донбасса и уйти из Крыма. А вот доказательств ее подготовки к наступательной войне континентального масштаба – к сожалению, все больше. Как вот, например, российско-белорусские учения "Запад–2017"... Хотя уместнее их было бы назвать их "Антизапад". Естественно, что именно поэтому, а не по каким-то иным причинам, мы и усилили контроль на всех участках государственной границы.

Под видом "стратегических командно-штабных учений" не исключается создание новых ударных группировок российских войск для вторжения на территорию Украины. Семь тысяч платформ с солдатами и техникой приблизились или приближаются к нашим границам... И, к сожалению, никаких гарантий, что по завершении маневров это все вернется из Белоруссии домой у нас нет.

Новости по теме: Порошенко: Украина может создать условия, когда Крым станет для России неподъемным бременем

В 2014 году под прикрытием якобы обеспечения безопасности Олимпиады в Сочи Россия развернула группировку для проведения спецоперации по захвату Крыма. Во второй половине июля 2008 года проходили учения "Кавказ–2008". Тогда российские войска, которые привлекались к маневрам, вместо того чтобы с полигонов вернуться в пункты постоянной дислокации, напали на Грузию. Кстати, 2 сентября исполнилось 9 лет, как ваши предшественники в этом зале, обнаружив абсолютную политическую близорукость и безответственность, провалили постановление о признании России страной, которая осуществила военную агрессию против суверенной и независимой Грузии.

Нынешние учения, которые продлятся два месяца, значительно масштабнее. Только представьте, даже контроль за железнодорожным движением на направлениях переброски войск акционерного общества "Российские железные дороги" передается управлению военных сообщений департамента транспортного обеспечения российского министерства обороны. Очевидно, Кремль проверяет, насколько готовы к большой войне с Западом не только российские вооруженные силы, но вся российская держава. Как тут не процитировать слова моего большого друга, большого друга Украины американского сенатора Джона Маккейна: "Россия является большей угрозой, чем террористическая группировка "Исламское государство". У тех нет военных возможностей, технологий и стремления править миром. У России есть. И она не является другом для свободного мира".

Политико-дипломатическая поддержка Украины со стороны Запада в сочетании с минскими договоренностями, на анализе которых я остановлюсь дальше, – важный фактор, который позволяет нам отражать российскую агрессию. Но главная заслуга в том, что линия столкновения проходит в районе Северского Донца, а не по Днепру, принадлежащему Вооруженным силам Украины - настоящим гарантам нашей независимости. (Аплодисменты). Эти аплодисменты Верховной Рады Украины, украинского правительства, украинского президента в полной мере относятся и к Национальной гвардии Украины, другим силовым подразделениям. Хочу поблагодарить и структуры сектора обороны и безопасности.

Сегодня отмечает 25-летие героическая военная разведка Украины. О том, что сделал для Украины генерал-майор Максим Шаповал, руководитель специального резерва Главного управления разведки Министерства обороны, подробно рассказать можно будет не скоро. Могу только сказать о его участии в планировании и проведении разведывательных рейдов в глубокий тыл противника. Там он документировал доказательства присутствия российских войск. Оттуда предупреждал об опасности на конкретных направлениях для конкретных подразделений. И делал очень много полезных дел для защиты Украины. Я подписал сегодня указ о присвоении Максиму Шаповалу звания Героя Украины. (Аплодисменты). Вот это отношение украинского парламента, украинского народа к нашим героямв. Кстати, сразу же после выступления в Верховной Раде поеду в Главное управление разведки для того, чтобы объявить о присвоении имени Максима Шаповала специальному резерву Главного управления разведки.

О его гибели в результате террористического акта знает вся страна и весь мир.

Прошу минутой молчания почтить память всех, кто отдал жизнь за Украину.

Спасибо. Прошу садиться.

За три года Вооруженные силы не просто восстановили боеспособность. Они были заново созданы, нарастили оперативные возможности и улучшили техническую оснащенность. Они выросли количественно и качественно, и это тот случай, о котором и говорят "заново родиться"!

Прошу не забывать, что летом 2014 года большую часть Донбасса удалось вернуть под суверенитет Украины. Только прямая интервенция российских войск с использованием современной техники и вооружений остановила процесс освобождения и сорвала быстрое завершение АТО, которое до того выглядело вполне реальным.

Варшавский институт восточных исследований обнародовал доклад об изменениях в Вооруженных силах Украины и издал под названием The best army Ukraine has ever had – "Самая лучшая армия, которая когда-либо была у Украины". Подобные экспертные оценки из уст иностранных военных аналитиков мы слышим постоянно. А западные инструкторы из стран-членов НАТО, которые сейчас тренируют наших военных, не только нас учат, а уже и перенимают наш опыт.

В 2014-2015 годах мы провели шесть волн мобилизации, через которые прошли около 200 тыс. граждан. В прошлом году я принял очень непростое, опасное, но правильное решение об уходе от мобилизации и полном переходе на контрактную армию. Основу нашего войска сейчас составляют военнослужащие, которые добровольно пошли в армию по контракту. В течение 2016 года было принято на службу в ВСУ 70 тыс. лиц. В этом году по состоянию на вчера - еще дополнительно 25 тыс. В следующем году мы с вами будем повышать денежные выплаты для них в зависимости от степени риска и сложности задач.

Расходы на закупку вооружений по сравнению с 2013 годом увеличены в десять раз!

За три года оборонпром передал украинской армии более 16 тыс. единиц вооружения и военной техники. Сначала мы ремонтировали то, что уже побывало в употреблении или было повреждено. Спускали с конвейеров физически хотя и новые, но технически устаревшие виды, принятые на вооружение еще с советских времен. Пришлось быстро удовлетворить тогда первоочередные нужды. Сейчас начинаем программу оружейно-технического осовременивание армии. Должны выводить украинское вооружение на уровень ХХІ века, потому что сейчас мы воюем оружием ХХ века. Россия в модернизации военной техники и оружия, к сожалению, значительно нас опережает.

Перед нами стоят важные задачи по разработке и налаживанию производства нового ракетного вооружения, комплексов крылатых ракет, современных образцов артиллерийских систем, высокоточных боеприпасов, беспилотных летательных аппаратов ударного типа, средств космической разведки. Всего этого у нас не было. Хотя возможности для этого были. И подтверждает это то, что мы за два-три года наладили их производство. Так же, как освоено серийное производство танков "Оплот", бронетранспортеров БТР-4 и БТР-3, тактической боевой колесной машины "Дозор-Б" беспилотника "Spectator".

Надеюсь, успешно завершим переговоры с нашими западными партнерами о поставках нам оборонительного оружия.

Дорогие украинцы!

Достижение промежуточных целей, как то получение безвиза и вступление в силу Соглашения об ассоциации, породили в обществе вопрос о том, каким образом мы собираемся двигаться дальше к конечной цели – вступлению в Европейский Союз.

Первое, что мы сейчас с вами должны сделать, – в полном объеме выполнить Соглашение об ассоциации. Но, подчеркиваю, этим нельзя ограничиваться, и новые шаги следует планировать уже сейчас. В июле на саммите Украина – ЕС украинская сторона внесла на рассмотрение руководства Евросоюза новые инициативы относительно нашего видения стратегического долгосрочного сотрудничества. Это ассоциация с шенгенской зоной, присоединение к Таможенному союзу ЕС Энергетического союза ЕС, вступление в действие Совместного авиационного пространства и Единого цифрового рынка. Реализация этих инициатив фактически превратит восточные границы Украины в восточные границы Евросоюза еще до того, как мы де-юре присоединимся к Союзу.

В результате такой стратегии мы максимально приблизимся к критериям членства в Евросоюзе. Украина будет секторально интегрирована с ЕС, почти как любая страна Евросоюза. И тогда вопрос о членстве станет лишь формальным вопросом времени.

Не менее важным, чем членство в Евросоюзе, для нас и участие в НАТО. Российская агрессия продемонстрировала банкротство мифа о внеблоковости. Где сейчас его апологеты, которые уверяли нас, что внеблоковый статус – гарантия безопасности Украины? Нас убеждали, что мы в безопасности, только чтобы не разозлить Россию. И какая за это заплачена цена? Россия же напала на внеблоковую Украину, оккупировала наши территории и, главное, – убила более 10 тыс. граждан Украины. А те, кто уверял нас, что фиговые листья – лучшая защита, нашли приют в Москве и Подмосковье и в других городах. Судить их возможность есть, к сожалению, пока заочно. Но я уверен, что правда будет доказана.

Новости по теме: Порошенко выступил с обращением к парламенту, - полное видео

Вместе с североатлантическими партнерами совместно развиваем украинскую армию по стандартам НАТО, которых она в основном должна достичь уже на конец 2020 года. Уверен, именно армия станет первой государственной институцией, которая будет соответствовать критериям членства в Альянсе. Без формального одобрения Плана действий относительно членства, мы тем не менее выполняем его в одностороннем порядке.

Опросы общественного мнения показывают, что большинство украинцев поддерживают вступление в Евросоюз и присоединение к НАТО. Я не исключаю, что инициирую в положенное время соответствующий референдум, чтобы продемонстрировать волю украинского народа всем: и нашим друзьям, и агрессивной соседке, и всем украинским политикам, чтобы при любых политических раскладах никому из них не захотелось ревизовать этот курс и свернуть на окольные пути.

До того как Россия начала боевые действия против Украины, главным ее оружием было оружие энергетическое. До 2014 года Москва удерживала нас на своей орбите газовой зависимостью. Казалось, той непреодолимой силы притяжения не преодолеть никогда. В ноябре же, друзья, хочу поздравить, исполняется два года, как мы не покупаем газ в России! Это свидетельствует лишь об одном: эпоха газового шантажа безвозвратно осталась в прошлом! И не просто не покупаем, а это дало нам возможность подать и выиграть Стокгольмский арбитраж!

Мы ожидаем решения этого арбитража по иску "Нафтогаза" к "Газпрому" и по вопросам транзита. В связи с тем что контракт заканчивается в 2019 году, наша задача с помощью Евросоюза добиться революционного изменения в организации транзита. Какого? Чтобы российский газ европейцы покупали не на западной, а на восточной границе Украины. А Украина качественные транзитные услуги оказывала не России, а Евросоюзу.

И в атомной энергетике мы тоже постепенно сокращаем долю России. Зато до 40% растет доля компании "Вестингауз", и эта компания уже обеспечивает топливом шесть реакторов из пятнадцати.

Во время моего визита в Соединенные Штаты речь шла в том числе и о сотрудничестве в области атомной энергетики, в угольной отрасли и всей энергетической сфере. Вы это видите. И первая партия американского антрацита, который заменит российский, ожидается уже на днях, а в целом пока что в США законтрактовано более 700 тыс. тонн.

И ни один из панических прогнозов, которые звучали после прошлогодних президентских выборов в США, не осуществился. Что якобы Штаты сразу же отменят санкции. Помните, как нас пугали? Санкции не только не сняты, не только не ослаблены, а усилены, углублены. И мы приветствуем эту позицию наших партнеров из США. Во-вторых, теоретические разговоры о гипотетической возможности предоставления Украине оборонительного оружия США наконец перешли в практическую плоскость переговоров. В-третьих, Киев и Вашингтон интенсифицировали диалог на самом высоком уровне и повысили уровень украинско-американского партнерства. Это несмотря на то, что после прошлогодних выборов десятки, к сожалению, украинских депутатов отправились на берега Потомака, и часть визитеров пыталась добиться совершенно обратного результата, а именно охлаждения отношений Украины и США.

Создание международной коалиции в поддержку Украины в борьбе против российской агрессии, содержание этой коалиции в активном состоянии – это повседневная работа всей украинской дипломатии. Конечно, режим санкций, который длится уже четвертый год, для России не является смертельным, но это, подчеркиваю, очень эффективный инструмент для ее сдерживания, для побуждения ее сесть за стол переговоров. Именно поэтому мы продолжим бороться с любыми попытками их снять или хотя бы ослабить. Наоборот, будем добиваться их продолжение, углубления и усиления.

Уважаемые народные депутаты!

Самый больной и самый сложный вопрос – это борьба с коррупцией. Если говорить языком интернета и социальных сетей, здесь трудно поставить хэштег "победа", но и клеймить вопрос хештегом "измена" – тоже неправильно.

Мы должны продемонстрировать решительные дальнейшие действия. Сейчас на конкурсной основе под пристальным контролем общественности и при ее участии мы создали Национальное антикоррупционное бюро, Специализированную антикоррупционную прокуратуру, Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции. Кардинальные изменения происходят в Генеральной прокуратуре, Службе безопасности, Национальной полиции. Там тоже практикуются конкурсы и аттестационные процедуры, привлекаются кадры извне, создаются новые управления внутреннего контроля - вроде Генеральной инспекции ГПУ.

И определяя критерии оценки работы правоохранительных органов, принципиально отказался от разделения "новые-старые". У каждого есть свои плюсы, у каждого есть свои минусы, есть болезни роста, но все они делают важное общее дело. В целом же довольно плотная сеть выстроена так, что сегодня ни один из чиновников не имеет гарантий безнаказанности, никто никому никогда не может гарантировать политическую крышу или прикрытие... Да, чувствую вопрос в воздухе. Это в полной мере, я это подчеркиваю, касается и так называемых "друзей" президента. Ни у кого из своей команды в случае обоснованных претензий со стороны правоохранителей адвокатом работать не собираюсь! И таким вообще не место в моей команде.

До конца текущей каденции еще более двух лет. А Верховная Рада этого созыва уже установила абсолютный рекорд из результативных голосований по лишению депутатской неприкосновенности. Впервые представления поступают не только на оппозиционеров, так называемых "ничьих" внефракционных, но и на депутатов, которые являются членами правящих партий и правящей коалиции.

Призываю (как вы, наверное, и ожидали) внести и согласовать наконец изменения в Конституцию, которые отменяют депутатскую неприкосновенность. Чтобы облегчить для вас принятие этого решения, чтобы у вас не было ощущения, что оно каким-то образом направлено против вас. У меня есть очень простое предложение: давайте примем это решение с введением его в действие с 1 января 2020 года для депутатов уже новой Верховной Рады. Возможно, это будет эффективнее.

Итак, список фигурантов уголовных дел сверкает громкими фамилиями и должностями, масштабность которых в недавние времена буквально была вроде индульгенции от любого преследования. И чего в этой антикоррупционной истории не хватает, к сожалению, так это хепиэнда. Счастливый же конец в этом случае – только тот, который завершается обвинительным приговором и тюремным заключением для коррупционеров. Только при таких условиях общество поверит в серьезность наших намерений обуздать коррупцию.

В течение 16-17-го годов ГПУ, НАБУ, СБУ и МВД передали в суды более 5 тыс. антикоррупционных уголовных производств. И все они жалуются на то, что суды откладывают в долгий ящик, а то и вообще кладут под сукно дела против высокопоставленных коррупционеров.

Новости по теме: Есть ли связь между митингом авто под Радой и посланием Порошенко

В правильной, в принципе, борьбе за очищение судейских рядов оказался серьезный побочный эффект – несколько тысяч судей по различным причинам просто уволились. И кадровый дефицит в судах стал новой угрозой праву граждан на справедливое судопроизводство. Для примера: весь вал дел против высокопоставленных чиновников, который идет в Печерский суд, должны рассматривать лишь несколько судей. У нас есть около десятка судов, где судей нет вообще. Нагрузка на судью может составлять более тысячи дел в год. Но по мере восстановления доверия, очевидно, количество обращений в суды будет расти, и нам нужно быть готовыми к увеличению количества судей и работников аппарата.

Летом завершился беспрецедентный конкурс по формированию нового Верховного суда. Состав высшей судейской инстанции формировался при активном участии общества. И как показывает рейтинг победителей конкурса, в 80% случаев Высшая квалификационная комиссия судей согласилась с Общественным советом добропорядочности. Кандидаты, к которым Совет имел претензии, не попали в финальный список. 90% победителей конкурса ранее не работали в Верховном суде. Около 30%– адвокаты и ученые. Это и есть та свежая кровь, которой требует система ради своего обновления.

Неотложным является вопрос создания специального антикоррупционного судебного органа. Этот орган должен быть сформирован на конкурсной основе из судей с безупречной репутацией. Он должен быть зависимым только от закона, но свободным от любых посторонних влияний – моего, вашего, уважаемые народные депутаты, политических партий, правоохранительных органов, прогрессивной общественности. Он должен отвечать стандартам Совета Европы, стандартам Венецианской комиссии. И главное, быть эффективным, а не созданным для галочки. Формировать его нужно быстро, подробно рассмотрев модель и учтя ошибки других стран, где специально организованные антикоррупционные суды оказались с очень низким КПД.

Новости по теме: Порошенко подвел итоги декоммунизации: 32 переименованных города и более 1,3 тыс. снесенных "лениных"

Уже несколько раз переносился запуск Государственного бюро расследований. Мы снова встали перед необходимостью вносить изменения в закон и подвигать дедлайн – 20 ноября. До названной даты следует, как минимум, избрать руководителя ГБР, который сможет за дополнительный переходный период сформировать и запустить Бюро.

Вопрос назревший и перезревший - вопрос Службы финансовых расследований. Этот принципиально новый орган не должен иметь права преследовать отдельных предпринимателей, представителей малого и среднего или даже крупного бизнеса, если только они не являются организаторами или участниками схем системного хищения бюджетных средств или недоплаты налогов. Главным в деятельности службы должна стать аналитическая работа, направленная на обнаружение преступных схем, их экспертное изучение. Конечно, новая Служба должна иметь весь спектр полномочий для противодействия экономической преступности. Как правоохранительный орган демократического общества, СФР будет полностью независимым в своей деятельности, но будет находиться под полным парламентским контролем.

Правоохранители должны вообще забыть о контроле за малым бизнесом, кроме тех случаев, когда есть аргументированное подозрение, а не конкуренты нашептали, что некий предприниматель задействован в конкретной мошеннической схеме.

И, кстати... Хотя бы при подготовке бюджета 2018 года предлагал бы воздержаться от очередных предложений отменить или выхолостить единый налог. У меня просьба: надо дать хоть немного людям, которые называются средним классом, поработать в режиме многолетнего планирования. А то уже стало традицией, что судьба малого бизнеса в новом году становится известна лишь за несколько даже не месяцев или недель, а часов до праздничного поздравления президента.

И хочу подчеркнуть, что средний класс – это тот, на плечи которого легло больше всего нагрузки за эти три года. Он платит полные энергетические тарифы, не имея права на субсидии, он за эти три года лишен права, и правильно лишен, оптимизации налогов, он почувствовал сокращения платежеспособного спроса и выдержал это. И сегодня он нуждается в нашей с вами поддержке. Именно этот средний класс – от айтишника за компьютером до фермера в поле – требует времени для реабилитации. Средний класс без субсидий, еще раз подчеркиваю, пережил девальвацию, пережил инфляцию, рост тарифов, проблемы с кредитами и много других проблем. Подчеркиваю, свою цену он уплатил сам, все бремя вынес сам - без какой-либо поддержки или помощи со стороны государства. Восстановление и расширение среднего класса – это интерес не только людей, которые принадлежат к этой социальной группе. Чем мощнее он, тем богаче общество, тем больше успешных и инициативных людей, тем устойчивее демократия, тем сильнее страна. И я просил бы всех нас - и Верховную Раду, и правительство - эту политико-социальную задачу точно учесть при планировании и налоговых новаций, и бюджетных новаций, и в законотворческой активности – учитывать как приоритетную.

Сейчас хочу вернуться к теме антикоррупционной стратегии и хотел бы еще раз подчеркнуть: она не сводится только к карательным технологиям. На 90% успешная борьба с коррупцией состоит из устранения источников коррупции, а именно: чрезмерная зарегулированность, непрозрачное распоряжение средствами, возможность со стороны чиновников или политиков вмешиваться в работу госпредприятий, нечетко сформулированное законодательство, которое дает основания для злоупотребления его трактовкой, и тому подобное.

Современные технологии, преимущества электронного управления и многообразие программного обеспечения создают для этого, к сожалению, уникальные возможности. Система ProZorro на порядок повысила состязательность в сфере государственных закупок. Она обеспечила многомиллиардную экономию для бюджета и оптимизировала цену закупок. И неудивительно, что время от времени возникают инициативы ограничить систему, вывести из-под ее действия какие-то тендеры и тому подобное. Но система была, есть и будет под моей защитой. Я ее запускал и я ее буду защищать. И мы никому... Министерство экономики, правительство и Верховная Рада, которые это позволили, это наше общее достижение, еще раз подчеркиваю, мы совместно должны обеспечить его защиту. Надеюсь, что в скором времени в электронном режиме будут контролироваться все этапы закупок – от бюджетирования до заключения сделок.

В этом году запущена система – еще одно огромное достижение, которое было проголосовано в этом зале, которое было внедрено правительством. Это система электронного администрирования НДС и единого публичного реестра заявлений на его возмещение, что, безусловно, разрушает одну из наиболее коррупционных схем, которые все годы существовали в Украине. И бизнес сейчас почувствовал эффективность этих изменений.

На таможне до 30% таможенных деклараций уже оформляются через "единое окно". Но этого недостаточно. Нужно в кратчайшие сроки наладить систему обмена таможенной информацией со странами Европейского Союза. Требую скорейшего введения совместного контроля на пунктах пропуска с таможенными и пограничными органами стран ЕС. Убежден, что простая сверка данных растаможки в Украине с нашими соседями – странами Европейского Союза - станет действенным антикоррупционным мероприятием.

Отменены сотни нормативных актов, которые усложняли работу бизнеса, создавали возможности для злоупотреблений со стороны чиновников. Регулярно создаются новые электронные сервисы для оказания государственных услуг. Открыт доступ к большинству существующих в стране электронных реестров, в том числе недавно, данные о бенефициарах всех компаний.

Я поддерживаю идею и прошу правительство самым серьезным образом ее обработать – заказать уважаемой международной структуре независимый аудит украинской антикоррупционной политики за последние три года, оценить ее влияние на уменьшение коррупционных потоков и перекрытие разнообразных схем, которые процветали десятилетиями, но были разрушены за последние годы.

Борьба с коррупцией – это не только вопрос справедливости и торжества закона. От ее успешности (или наоборот) зависят инвестиционный климат, экономическая ситуация, прогресс в решении социальных вопросов. Вопросы экономики - в основном компетенция правительства. Поэтому остановлюсь лишь на нескольких проблемных вопросах стратегического порядка.

Наученные горьким опытом, никогда больше не допустим такой зависимости от российского рынка, в которой мы находились на протяжении первых двух десятков лет независимости. Негативный эффект от российской экономической агрессии был усилен стремительным падением мировых цен на ключевые статьи нашего экспорта, разбалансированностью финансовой и банковской систем по состоянию на 2014 год, а также общей нереформированностью нашей экономики с кучей застарелых проблем. Проблем, которые президенты, правительства и парламенты всякий раз передавали преемникам, вместо того чтобы решать.

Новости по теме: Миссия миротворцев ООН на Донбассе будет иметь целью не консервацию российской оккупации, а обеспечение длительного мира, - Порошенко

Правительства – два Кабмина Арсения Яценюка и третий – Владимира Гройсмана – не имели иного выбора, чем идти на очень жесткие, принципиальные и непопулярные шаги. И хотя эти шаги были, к сожалению, чрезвычайно тяжелыми для людей, но без них была бы ситуация в стране намного хуже. Я полностью поддерживаю эти шаги.

И каждая копейка, которую Украина получила от МВФ (хочу развеять еще один миф), бережно хранится в золотовалютных резервах государства. Сегодня эти резервы превышают 18 млрд долл. И это при том, что 0,5 млрд в этом месяце мы выплатили в качестве процентов по заимствованиям. Напомню, что на февраль 2015 года резервы сократились до 5 млрд долл. И за эти чуть более чем два года мы пополнили государственную казну более 13 млрд гривен. И курс гривны после головокружительного падения в 2014-2015 годах держится относительно неизменным уже в течение почти двух лет. Практически завершен серьезный и масштабный процесс очистки системы от больных и опасных для всей банковской системы Украины банков. НБУ постепенно снимает временные административные ограничения. Новая концепция валютного регулирования, предложенная Нацбанком, выходит из либерального принципа: разрешено все, что прямо не запрещено. Она ориентируется на рыночные инструменты и полностью соответствует статье 145 Соглашении об ассоциации и директиве ЕС о свободном движении капитала. Это и есть пример нашей секторальной интеграции.

Жесткие антикризисные шаги, макрофинансовая стабилизация, снижение налоговой нагрузки на бизнес, дерегуляция, открытие новых внешних рынков и другие мероприятия – все это открыло путь к экономическому оживлению. ВВП растет уже шесть кварталов подряд после 14 кварталов падения. И это, я подчеркиваю, при том, что основная часть промышленного потенциала Украины, который был расположен на Донбассе, оккупирована, исключена из экономического оборота. Мы и в этом году прогнозируем рост на уровне 1,8%. Мы ожидаем ускорения роста экономики до 4% в 2020 году.

На прошлой неделе агентство Moody's повысило кредитный рейтинг Украины. Оно не первое и не единственное, которое приходит к такому выводу, потому что два других наиболее авторитетных агентства в мире сделали это несколько раньше. Прогноз с негативного, который был твердым в марте 2015 года, постепенно шаг за шагом сменился на уверенно положительный сейчас, задекларированный в августе 2017-го. Регулярные опросы руководителей предприятий, которые ежеквартально проводит Национальный банк, фиксируют рост оптимистических ожиданий как относительно развития макроэкономической ситуации, так и финансового состояния самих предприятий. Директора уверенно говорят о прогнозируемом росте объемов производства товаров и услуг. Согласно исследованию, проведенному Европейской бизнес-ассоциацией, индекс инвестиционной привлекательности Украины покинул наконец отрицательную плоскость и стал самым высоким за последние шесть лет.

Уже в начале этого года было принято решение об увеличении минимальной заработной платы до 3200 гривен. Помните, сколько было критики? Сейчас мы можем уверенно утверждать: оно себя полностью оправдало ростом показателей легальной зарплаты и увеличением поступлений в Пенсионный фонд на дополнительных 11 млрд.

Правительство сделало первые шаги с поднятия зарплат учителям и врачам. Я надеюсь, что на следующей неделе Верховная Рада Украины примет наш общий проект пенсионной реформы, который был утвержден правительством, утвержден и доработан Национальным советом реформ при президенте Украины. Очень большой вклад сделали вы. Я очень надеюсь, что это даст возможность осенью для значительной части пенсионеров увеличить пенсии. Это, как я уже неоднократно говорил, главная и принципиальная позиция, которая даст возможность и оздоровить ситуацию с выплатами пенсий, и поддержать повышение пенсий. Я еще раз подчеркиваю, я являюсь участником этого процесса и полностью это поддерживаю.

Эти повышения не такие большие, не такие, чтобы власть могла постоянно ими хвастаться, а люди – постоянно благодарить. Но я хочу подчеркнуть, что в данном случае речь идет не о количественных показателях, а о качественном изменении тенденции. Мы не просто за счет средств государственного бюджета выплачиваем перед выборами дополнительные несколько гривен, а мы кардинально меняем ситуацию в Пенсионном фонде, увеличиваем поступления и делаем эти тенденции устойчивыми.

Правительство также должно найти возможности сегодняшнее вялое оживление ВВП трансформировать его в ускоренный и уверенный подъем – в то, что называется устойчивым развитием. Поэтому кроме таких важных реформ, как пенсионная, здравоохранения... Кстати, хотел бы поблагодарить этот зал за такую мощную поддержку образовательной реформы. Это огромный шаг, который является инвестицией Украины в будущее. Большое вам спасибо за это. Я уверен, что и медицинская, и образовательная, и пенсионная реформы будут способствовать привлечению инвестиций и экономическому росту темпами, которые позволят нам сокращать отставание от более развитых стран. Но как предпосылку следует удержать макроэкономическую стабильность. Выполнять программу МВФ, без которой Украина окажется крайне уязвимой, особенно с учетом того, что на 2019 год приходится пик выплат по внешним обязательствам.

И закон, который, я надеюсь, вы проголосуете сразу же после моего выступления, и судебная реформа, которая также, я надеюсь, будет вами поддержана, продемонстрируют очень качественное изменение ситуации с реформами в Украине, качественное изменение инвестиционного климата, потому что количество безработных, по методологии Международной организации труда, составляет менее 10% экономически активного трудоспособного населения. Уменьшение безработицы, создание новых рабочих мест и, еще раз подчеркиваю, рост доходов людей – это то, чего люди ожидают от правительства и от власти в целом, не слишком вдаваясь в нюансы конституционного распределения полномочий.

Легализация занятости и трудовых доходов является одной из главных задач – не только власти, а всего общества. Государство сделало большой шаг навстречу работодателям в виде снижения ЕСВ до 22%, следовательно имеет юридическое и моральное право рассчитывать на выведение зарплат из тени. Удивляют, впрочем, предложения законодателей существенно ослабить, а фактически отменить ответственность за неоформление работников на работу.

Дорогие украинцы, уважаемые народные депутаты!

Не так давно Европейский банк реконструкции и развития заключил рейтинг успешности реформ в странах Центральной Европы и Азии. К сожалению, радоваться нечему: из тридцати стран, которые исследовались, мы заняли 20-е место, рядом с Грузией и Боснией. Результат, очевидно, выглядел бы лучше, если бы большая часть того, что мы сделали за последние три года, была реализована в предыдущие 23. Первая десятка – это те, кто стартовал и львиную долю реформ сделал еще в девяностые. Возглавляют рейтинг Эстония, Польша и Словакия. Вот почему я прислушиваюсь к мнению Лешека Бальцеровича, своего советника, а премьер-министра консультирует Иван Миклош, бывший министр Словакии. Это настоящие реформаторы, которые не социальной демагогией и шапито в Украине занимались, а реально помогли нам своим опытом.

Так вот, если вы возьмете этот опыт... В Эстонии в частные руки отдали все: порт, телекоммуникации, авиацию и даже железную дорогу. В Польше из 8,5 тыс. государственных предприятий в руках государства осталось 41. Кстати, и землю у них не скупили иностранцы, несмотря на то, что жители этих стран могут легко покупать или продавать сельскохозяйственные угодья.

Украинцы сейчас этого права лишены. Миллионы людей формально владеют землей, но за них решили, что они не способны ею распоряжаться, и внедрили абсолютно неконституционным мораторий. Почему мы тогда позволяем людям продавать квартиры? Тоже кто-то их может все скупить.

Как государственный деятель, при принятии решений я должен взирать на общественное мнение. И сейчас, к сожалению, ее сформировали популисты. Я не собираюсь выжимать из Верховной Рады земельную реформу, не буду этого делать. Но прошу принять - хотя бы устно, в уме и в сердце - политическое решение в ее пользу. Принять такие законы, которые хотя бы снимут фобии, имеющиеся на эту тему в обществе и среди народных депутатов; которые учтут все предостережения, выставят все предохранители, установят минимальную цену, защитят крестьянина, сформируют прозрачную позицию в реестре для регистрации, но дадут свободу украинскому крестьянину. И прошу назвать, точнее вы сами определитесь и назовите четкую дату старта, пусть даже это будет и не сегодня.

Земельный рынок и приватизация, дорогие мои, это не то, что просит или давит президент. Этого не будет. Земельный рынок и приватизация – это два самых быстрых и самых надежных способа быстро привлечь в Украину достойный объем инвестиций. Друзья мои, это не только инвесторы говорят. Уверен в том, что это общая позиция мира. Такая приватизация всегда была многосторонним конфликтом интересов. Кто-то покупал фабрики и заводы, вкладывал в их модернизацию и развитие. Другие стремились приватизировать прибыль, не тратя деньги на приобретение активов, препятствовали приватизации крупнейших предприятий и сейчас, кстати, препятствуют. У нас есть возможность продавать активы открыто, конкурентно, по новым прозрачным и понятным правилам, на основе нового закона, наполнение которого – в ваших, уважаемые народные депутаты, руках.

И было бы концептуально неправильным вдаваться в послании в отраслевые обзоры. Однако если я уже упомянул Эстонию, то именно эта страна дала еще один достойный подражания пример: в электронном управлении и IT-секторе. У нас тоже есть возможность схватить за хвост свою жар-птицу! ИТ-сфера – одна из ключевых для экономики Украины. 13 украинских ИТ-компаний вошли в топ-100 лучших аутсорсинговых компаний мира. Представьте себе это! Экспорт ИТ-услуг в 2016 году составил 3% нашего украинского ВВП. В Украине насчитывается более 100 тысяч ИТ-специалистов. С нами готовы активно сотрудничать ключевые мировые производители, крупные венчурные фонды, потому что наше государство – это место, где рождаются новые идеи.

Хотел бы обратить внимание парламента на ускорение принятия законов об электронных коммуникациях, что касается перспектив осуществления связи четвертого и пятого поколений; о предоставлении электронных услуг, об усовершенствовании защиты интеллектуального права, об облачных технологиях. Следует превратить инновационный потенциал страны в преимущества государства в конкурентной борьбе на мировом рынке.

В этом контексте особенно важна, еще раз подчеркиваю, образовательная реформа. Я не просто поздравляю, не просто благодарю за голосование, которое состоялось 5 сентября. Это шаг к новой украинской школе, которая и является предпосылкой нашего инновационного развития, системной подготовки украинцев к успеху в конкурентном мире.

Нельзя отделять информационные технологии от других сфер жизни, ведь лучшие для общества проекты – те, что возникают на столкновении отраслей: IT и сельского хозяйства, IT и медицины. На прошлой неделе дал задание учесть это при подготовке закона о развитии сельской медицины, внедрении телемедицины, чтобы мы на сегодняшний день обеспечили доступ к медицине всех 14 млн, которые сейчас проживают в украинском селе. Это тоже будет одним из важных составляющих элементов медицинской реформы. В бюджете этого года (я хотел поблагодарить вас) уже предусмотрено 4 млрд грн на реанимацию системы здравоохранения на селе.

Часто бываю в регионах, и в этом году графики таких поездок были наполнены приятными событиями. Мне посчастливилось участвовать в открытии отремонтированных мостов и дорог, которые стали возможными благодаря приоритетам, которые определили Верховная Рада, правительство и президент относительно дорожного строительства, вследствие эксперимента, который дал возможность продемонстрировать и антикоррупционные шаги, и детенизацию, которая обеспечила превышение поступлений от таможни, которые оставались в регионах и были направлены на дорожное строительство, строительство модернизированных больниц и современных школ, театров и спортивных заведений. А главное – фабрик и заводов, которых за три года открыли более восьмидесяти. В 2014 году, хочу напомнить, в Украине, по всей Украине, было отремонтировано 102 км дорог. В этом году план на дорожный ремонт составляет 3300 км. Сравните эти две цифры.

Но одновременно я хочу просить все наши правоохранительные органы скоординировать усилия по  тщательному контролю за каждой гривной, которая тратится на дорожное строительство. Беспрецедентное увеличение ассигнований может грозить также многократным ростом масштабов хищения.

Новости по теме: Порошенко призывает Раду завершить консультации и внести кандидатуры в состав ЦИК в ближайшие дни

Смены на местах вряд ли бы стали возможными без одной из ключевых наших реформ, важной частью моей еще предвыборной кампании – децентрализации. Местные бюджеты растут в два с половиной раза: с 69 млрд гривен в 2014 году до 170 млрд, запланированных на текущий год, которые уже перевыполняются. Друзья мои, я хотел бы привлечь ваше внимание к одной очень важной цифре: доля местных бюджетов в сводном бюджете страны стремительно приближается к 50% и, скорее всего, преодолеет этот рубеж. Представьте себе, местным бюджетам остается сейчас больше денег, чем бюджету государства. Это не просто деньги, но это и ответственность, и принципиальная политическая позиция. За местными бюджетами кроме трансфертов законодательно закреплены стабильные источники доходов, чего никогда не было, доли в общегосударственных налогах и местные налоги и сборы. Реформа дала новые возможности для развития городов и сел. И если раньше местные бюджеты были кассами по выплате заработной платы, то сегодня местные бюджеты имеют возможность строить дороги, школы, детские сады, центры предоставления административных услуг, освещение, кардинально менять ситуацию там, где руководитель на месте, особенно там, где созданы объединенные территориальные общины, имеют возможность реально проводить свою политику. Не все, правда, сориентировались, как распорядиться деньгами, и по состоянию на 1 сентября 13,5 млрд гривен лежат на депозитах в коммерческих банках, вместо того чтобы работать на людей, обеспечивать развитие территориальных общин.

Речь идет, в частности, о передаче общинам права распоряжаться земельными ресурсами, которые находятся в пределах и за пределами населенных пунктов. Очень важно обеспечить передачу полномочий и в сфере архитектурно-строительного контроля, в предоставлении административных услуг. Нечего туда лезть центральной власти.

Итак, децентрализация работает, и она является действенной прививкой от федерализации, крепким залогом унитарности нашей соборной Украины. Одновременно удивляют и возмущают действия отдельных политических сил. Так, например, в прошлом году ими было инспирировано решение ряда областных советов относительно установления так называемых договорных отношений в распределении полномочий между государством и соответствующими регионами. Вы чего? Как президент, правительство и Верховная Рада должны расценить такую инициативу? Непродуманность, недальновидность, ошибка? На чью мельницу вы пытаетесь лить воду? Обращаюсь к депутатскому корпусу местных советов с просьбой очень внимательно смотреть на то, за что голосуете, в какие авантюры иногда вас втягивают ваши центральные партийные органы, ослепленные борьбой за власть. Так и к федерализму они вас доведут.

В течение этих лет мы приняли и уже реализовали ряд чрезвычайно важных решений в сфере гуманитарной политики и политики национальной памяти. И я также хотел бы за это вас поблагодарить. Мы творим собственную идентичность, защищая свое культурно-гуманитарное пространство.

За три года мы провели наконец декоммунизацию - на 26-м году независимости. Было переименовано 32 города, 25 районов, в общем – почти тысяча населенных пунктов. Друзья, только памятников Ленину было убрано свыше 1300, представьте себе.

Еще одна важная позиция: государство официально признало и почтило украинское национально-освободительное движение, включительно с Украинской повстанческой армией, наконец на 26-м году. И хотел подчеркнуть, что и День защитника Отечества мы больше не празднуем 23 февраля. Наш праздник — 14 октября — день Украинских вооруженных сил.

В результате введенных в текущем году санкций против компаний, которые администрируют российские поисковые системы и социальные сети, за что также была огромная критика в свое время, но сейчас результат — российские сайты выпали из десятки наиболее посещаемых веб-ресурсов в Украине. Российские сети, к сожалению, были и остаются инструментами спецопераций российских спецслужб в необъявленной войне против Украины. Поэтому будем и дальше пристально следить и сокращать их присутствие.

Упорядочили ввоз книг из Российской Федерации, потому что вместе с, безусловно, достойными образцами художественной и научной литературы, к сожалению, в Украину вливался мощный поток украинофобской писанины и пропагандистского хлама. Такое решение стало неплохим стимулом для отечественного книгоиздания, которое имеет сейчас все шансы удовлетворить спрос украинцев на качественную литературу. И я просил бы правительство в следующем году поддержать национальное книгоиздание, увеличив расходы на закупку литературы для библиотек. И кроме того, найти действенный механизм, чтобы контрабанда книг не сводила на нет усилия, эффект от стратегически правильных решений.

Рано говорить о ренессансе украинского кино. Но то, что процесс его возрождения начат, как по мне, очевиден. В прошлом году на экраны вышло 30 украинских фильмов. Я подчеркиваю, это также рекорд за все годы независимости, и это также происходит во время войны. В этом году прошло или ожидается 39 кинопремьер, из которых 19 фильмов созданы при государственной поддержке. В первую очередь, я хотел бы это подчеркнуть, мы должны поддерживать киноленты патриотического направления, а не фильмы ужасов. Я уверен, что будет организована работа именно так.

Последовательно наполняем конкретным содержанием государственный статус украинского языка. Первые результаты квотирования украинского языка на радио, тоже благодарю вас за поддержку, мы уже слышим эти результаты. Как это сработает на телевидении – также вскоре увидим. На очереди – проект, который гарантирует украинскому языку полноправное присутствие в сфере услуг. Он должен установить баланс между государственным языком и принципом "клиент всегда прав".

Новости по теме: Миссия миротворцев ООН на Донбассе будет иметь целью не консервацию российской оккупации, а обеспечение длительного мира, - Порошенко

Заботясь об украинском языке, который империя столетиями пыталась уничтожить, мы как европейское государство оставляем широкий простор для культурного и информационного продукта крымскотатарскому, русскому и другим языкам. А в сферу частного языкового общения государство вообще не вмешивается и вмешиваться никогда не будет!

Верховная Рада приняла историческое обращение к Вселенскому Патриарху с просьбой предоставить автокефалию Православной церкви в Украине. Очень благодарю вас за это решение. Хочу вас также проинформировать, что я в свою очередь тоже написал соответствующее письмо Варфоломею Первому. И этот фрагмент послания адресован не только украинскому парламенту и не только украинскому народу. Пусть нас услышит и руководство Вселенского Патриархата. Хочу еще раз обратить внимание Его Святейшества на серьезность наших намерений, на наличие у украинского руководства твердой политической воли решить эту проблему, которая, увы, стоит на повестке дня еще с 1991 года. Украина имеет право на поместную церковь. И мы должны это право защитить.

Ожидаемое нами признание украинской автокефалии Вселенским Патриархом, подчеркиваю, никоим образом не будет означать ни появления государственной церкви, ни запрета на деятельность в Украине других православных конфессий. Но никто не имеет права лишить украинцев права на собственную церковь. Каждый гражданин Украины сам и только сам выбирал, выбирает и будет выбирать веру и церковь.

Украинское государство отделено от церкви, но оно не может пассивно созерцать, как другие государства и другие государственные органы используют зависимые от них церковные институты для достижения своих геополитических целей.

Хотя отдельно хотел бы подчеркнуть, я не подпишу законопроект, в котором предлагается согласовать кандидатуры епископов и священников с государственными органами. Это не дело государства. Что касается других ваших законодательных инициатив, я готов их обсуждать и рассматривать с пониманием, что это все же слишком чувствительное дело.

Несмотря на российскую агрессию, мы не пошли на ограничение демократических прав и свобод, не ввели военного положения тогда, когда для этого были все основания. Обеспечили намного более качественное функционирование парламентско-президентской модели и сотрудничество парламента, правительства и президента, чем это было в 2006-2010 годах. Ни разу я не воспользовался правом прекращения актов Кабинета министров с одновременным обжалованием в Конституционном суде, да и к праву вето прибегал не очень часто. А тогда разные ветви власти занимались лишь взаимной борьбой и не смогли провести ни единой принципиальной реформы.

Конечно, действующая модель не идеальна, поэтому время от времени ко мне приходят с предложениями что-то изменить: вернуть президенту объем полномочий, как в Конституции 1996 года, или, наоборот, превратить президента в церемониймейстера. Кто-то предлагает тюнинг: четче выписать те статьи, которые трактуются неоднозначно. В демократическом обществе нет тем, закрытых для дискуссии.

Вступая на должность, в инаугурационной речи я акцентировал внимание на своей преданности идее парламентско-президентской республики. Впоследствии сам уступил определенные полномочия главы государства при голосовании за поправки по вопросам правосудия и децентрализации. Но я никогда не соглашусь с предложениями забрать у людей право избирать президента и передать это право парламенту. Объем полномочий главы государства также должен быть достаточным для эффективного выполнения функций Верховного главнокомандующего.

Очевидно, что внесение кардинальных изменений в Конституцию уже почти в избирательном цикле вряд ли будет положительно воспринят обществом. Приближение плановых голосований за президента и Верховную Раду делает еще более нерациональной идею досрочных выборов. Моя позиция неизменна: все должно произойти в определенные Конституцией сроки. Это необходимо для того, чтобы обеспечить свободную, прозрачную, конкурентную и честную кампанию, а я настроен именно так. К ней надо готовиться уже сегодня. Прошу, уважаемые народные депутаты, в течение ближайших недель, может, даже дней, завершить консультации и представить мне предложения по кандидатурам новых членов Центральной избирательной комиссии.

Уважаемые народные депутаты!

Российская военная угроза, позиционная война на Донбассе являются ключевыми факторами неопределенности и относительно политической ситуации, и относительно экономических и социальных перспектив. Поэтому хоть и в завершение - о главном: о мире и перспективах возвращения Донбасса и возвращения Крыма.

В течение последнего года от разных политических сил, в том числе из стен парламента, раздается сокрушительная критика в адрес минских договоренностей. Да, они не идеальны. Они принимались в очень сложных для Украины военно-политических условиях. Они не принесли устойчивого мира. Но остается бесспорным факт, что именно благодаря минским договоренностям нам удалось существенно снизить уровень боевых действий и, соответственно, человеческих потерь на Донбассе. Друзья, хочу обратить ваше внимание, что с 25 августа, с даты, когда вступило "хлебное перемирия", Украина не имеет по состоянию на сейчас ни одного погибшего, ни одной боевой потери. Это в том числе в результате имплементации минских договоренностей. Благодаря минским договоренностям нам удалось сформировать прочную международную коалицию в поддержку Украины. Благодаря минским договоренностям нам удалось сохранить действенный механизм международных санкций против российского агрессора. Наконец, Россию начали называть агрессором. Вспомните, в 2014 году все старались избегать, называя это "конфликтом на востоке Украины". Мы получили драгоценное время, чтобы построить качественно новую украинскую армию и запустить двигатель реформ.

Любые новые соглашения, как бы их ни называли, по сути, будут воспроизводить нынешние и начинаться с главного – полного и всеобъемлющего прекращения огня. Главная же причина отсутствия прогресса в решении ситуации на Донбассе – это полное отсутствие политической воли у Кремля выполнять собственные обязательства. Неэффективность минских договоренностей – это отсутствие воли Кремля их выполнять. Как бы кто ни хотел переложить это на кого-то другого. Но несмотря на это, мы вместе со всем миром должны продолжать давление на агрессора с целью принудить его к миру путем выполнения "Минска" и пропорционально повышать цену за невыполнение взятых обязательств.

Россия продолжает совершать провокации, препятствовать эффективной деятельности наблюдателей мониторинговой миссии ОБСЕ, поставлять оружие на украинскую территорию и наемников. При таких условиях размещение на всей оккупированной территории Донбасса "голубых касок" ООН стало бы реальным прорывом в процессе мирного урегулирования и мощным фактором деэскалации. Это, безусловно, создало бы благоприятные условия для достижения прогресса на политическом треке мирного урегулирования на Донбассе. Именно в этом ключе вижу позитив в начале дискуссии по этому вопросу.

Хочу отдельно подчеркнуть, что Украина начала эту дискуссию еще в 2015 году, в марте которого я направил генеральному секретарю ООН и председателю Совета безопасности ООН обращение о развертывании на территории нашего государства миротворческой операции под эгидой ООН. Эта инициатива опиралась на поддержку Верховной Рады и СНБО Украины. Украинская сторона передала нашим партнерам в Совбез ООН проект соответствующей резолюции. Однако до сих пор Россия полностью отвергала даже такую возможность. Да и все наши партнеры, честно говоря, не очень активно это поддерживали. Сегодня мы добились очень важного результата – мы имеем общий голос партнеров, которые поддерживают украинскую инициативу. Мы услышали наконец и определенную реакцию по ту сторону фронта. Хотя мы четко понимаем, что дьявол кроется в деталях. Безусловно, предложение РФ относительно развертывания миссии ООН исключительно для целей охраны Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ является по меньшей мере странным. Тем более что именно российские боевики являются главной угрозой для безопасности международных наблюдателей.

Новости по теме: Порошенко призывает Раду завершить консультации и внести кандидатуры в состав ЦИК в ближайшие дни

Украинская сторона готова к предметному разговору с членами Совета безопасности ООН. Считаю, что эта дискуссия должна включать такие принципиальные элементы. Во-первых, мы выступаем за развертывание полноценной миротворческой миссии ООН на всем Донбассе. Она должна иметь целью не консервацию российской оккупации и легализацию российского военного присутствия, а прочный мир в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины и полное восстановление территориальной целостности нашего государства. Во-вторых, предстоящая миссия ООН должна быть размещена на всей временно оккупированной территории, включая неконтролируемый участок украинско-российской государственной границы. В-третьих, упомянутая миссия должна соответствовать руководящим принципам осуществления миротворческих операций ООН, что априори исключает участие в ней представителей страны-агрессора или сторон конфликта. В-четвертых, никакого согласования с российскими боевиками параметров участия будущей миссии ООН быть не может. В-пятых, работа над упомянутой инициативой никоим образом не является основанием для отмены существующих международных санкций против России. Они должны оставаться в силе до полного восстановления суверенитета, территориальной целостности и независимости нашего государства через выполнение минских договоренностей.

Понятно, что договориться относительно параметров миротворческой миссии будет чрезвычайно сложно. Через полторы недели отправляюсь в Нью-Йорк на Генассамблею ООН. Уверен, совместными усилиями, с помощью международных партнеров, прежде всего Германии, Франции и США, мы обязательно установим мир и вернем все оккупированные территории, восстановим суверенитет Украины.

Почему именно политико-дипломатический путь является для нас приоритетным? Во-первых, враг укрепился на урбанизированной территории с мегаполисами и с большим городским населением. Там живут граждане Украины. Мы не можем и не будем губить своих граждан так хладнокровно, как российское руководство поступало в Чечне, так как других случаев такой жесткой "пацификации" я и вспомнить даже не могу.

Во-вторых, свой военный потенциал следует сравнивать не только с тем, что есть на оккупированных территориях, а со всем, что есть в распоряжении России. Ее армия – вторая-третья в мире по мощности. Военный бюджет России, подчеркиваю, с 2000 года, в 16-20 раз превышал военный бюджет Украины, российская армия – в 5 раз больше нашей. Больше сравнений можете найти в письменном тексте: количество танков, самолетов, беспилотников, средств радиоэлектронной борьбы и другое.

В-третьих, возвращение конфликта в горячую фазу поставит крест на всех реформах и восстановлении уровня жизни украинцев в то время, как общество устало от войны. Признаком такой усталости является тот факт, что 11% украинцев, часть из них есть и в этом зале, предлагают вообще отказаться от любых попыток вернуть оккупированные территории Донбасса, отрезать их и подарить врагу, ожидая, что они сами собой вернутся. 14% выступают за то, чтобы конфликт заморозить, а территории – изолировать. Эти проекты есть даже в Верховной Раде. Это я привожу цифры из опроса, который провели в начале лета. 13% ратуют за военное наступление. Но подчеркиваю, почти 60% поддерживают курс на возвращение оккупированных территорий исключительно политико-дипломатическим путем.

Завершается работа над законопроектом об особенности государственной политики восстановления государственного суверенитета Украины над оккупированной территорией Донецкой и Луганской областей Украины. В ближайшее время он будет обнародован и вынесен на обсуждение в Украине и среди наших партнеров. Украинская общественность будет иметь возможность полностью и тщательно его обсуждать. Решающее слово будет за вами, уважаемые народные депутаты! Уверен, что вы будете иметь возможность полноценной дискуссии.

Теперь по Крыму. Можем ли мы отбить Крым у России силой? Реалистично – нет. Уйдет она оттуда сама? К сожалению, нет. Но мы можем создать условия, когда Крым станет для Москвы неподъемным бременем. Так вор иногда выбрасывает украденное, когда оно начинает ему печь. Мы должны создать все условия, чтобы ему запекло.

Мы используем инструменты международного права, санкции, международные суды и арбитражи, различные международные платформы и мониторинговые механизмы – начиная от ООН и заканчивая ЮНЕСКО. Привлечение Российской Федерации к международно-правовой ответственности, к сожалению, является долговременным, но, верю, является эффективным процессом. Так мы заставим Россию отвечать языком права за ее действия на территории Украины. Первые слушания в Международном суде ООН продемонстрировали, что дела эти являются чрезвычайно тяжелыми и комплексными. Украина является пионером, и никогда до этого практики такой не было, но мы ее начали. Россия будет отвечать. Мы на правильном пути. Суд уже предписал России прекратить нарушения прав человека в Крыму и политику расовой дискриминации на полуострове, зафиксировав этот факт.

Уважаемые народные депутаты!

Мы с вами лишены мук выбора, которым в течение двух десятилетий страдали наши предшественники. Если раньше власть сама не знала, куда двигаться, то как она могла повести за собой народ? Если элита сама заблудилась в трех соснах, то есть в двух векторах, как она могла показать дорогу украинскому народу?

Народ взял инициативу в руки и сам определил европейский курс во время Революции достоинства. Этот выбор был подтвержден голосованием на президентских и парламентских выборах за те политические силы, которые будущее Украины видят в единой семье европейских народов. Курс на ЕС и НАТО – очевиден и необратим. Что нам нужно, так это выбрать кратчайший маршрут, средства передвижения и оптимальную скорость. Я по этому поводу готов к любой дискуссии с политиками, экспертами, международными партнерами и всем обществом, и послание – лишь начало такого разговора.

Новости по теме: Порошенко заявил о том, что экспорт в страны ЕС неуклонно растет

Вступление в НАТО и Евросоюз нам нужны не ради членства в престижных клубах. Это – вопрос цивилизационной принадлежности и гарантия независимости Украины. НАТО после российской агрессии, когда была разрушена послевоенная мировая система безопасности, является единственным органом, который продемонстрировал свою эффективность, надежная система коллективной безопасности. Евросоюз – политическая культура прав и свобод, стандарты и достойный уровень жизни, к которому стремятся украинцы.

Главное. Не только Украина идет в Европу. Наша с вами задача – Европа должна быть привнесена в Украину. И все в Украине должно быть приведено в соответствие с европейскими стандартами, в том числе и уровень материального благополучия граждан. Украинец должен чувствовать Европу, даже если он не покидает пределов своей страны.

Невероятно много еще надо сделать для достижения этой цели. Трудно менять ситуацию в стране, но самое трудное – меняться самим. Уже не разобраться, кому принадлежит высказывание: "Чтобы ты жил в эпоху перемен". Кто-то приписывает его Конфуцию, кто-то говорит, что это просто какое-то древнее восточное предостережение. Но для многих среди нас такая судьба – счастливый шанс не просто существовать во времена перемен, а еще и творить их. И тех, кто хочет и жаждет перемен и готов сам в этом участвовать, все-таки больше, чем тех, кто страшится перемен или просто видит выгоду в том, чтобы сохранить "статус-кво", оставить все как есть. Они и есть наша позиция, которую надо изменить. А движущая сила – украинский народ – является настоящей политической опорой реформ. В стране сформировался креативный постиндустриальный класс носителей европейских ценностей свободы, ответственности, активности.

Украинский парламент этого созыва доказал, что в нем есть реформаторская большинство. Его контуры не всегда совпадают с границей между властью и оппозицией, но это не "минус", а "плюс", когда реформы способны объединять полюсы.

Особенностью украинской политической системы, которая выгодно отличает нас от соседей по постсоветскому пространству, является наличие сильного гражданского общества. Оно – активный и инициативный союзник власти в проведении реформ. В июле я внес в Верховную Раду как неотложный законопроект об отмене электронного декларирования для общественных активистов и просил бы его поддержать. Чтобы дело не выглядело так, будто президент хороший, а депутаты - не очень, готов признать, что введение декларирования для этой группы было нашей общей ошибкой, а ошибки надо исправлять.

Новости по теме: Порошенко присвоил звание Героя Украины погибшему разведчику Максиму Шаповалу

В этом году отмечаем столетие Украинской национальной революции 1917-21 годов. Украина тогда не смогла заручиться достаточным уровнем международной поддержки и осталась один на один с агрессором. Вот почему мы такое внимание уделяем партнерству с внешним миром.

Недальновидный, близорукий пацифизм помешал вовремя создать настоящее украинское войско, подготовиться к внешней агрессии что со стороны белых, что со стороны красных. Вот почему мы такое внимание уделяем армии.

Но главное, что не дало тогда предстать украинскому независимому государству, так это недостаток внутреннего единства, политические дрязги. За те четыре года власть в Киеве поменялась как минимум 14 раз – пока не досталась Кремлю, к чему стремятся и отдельные наши оппозиционеры.

У нас, украинцев, есть такая молитва: "В единстве - сила народа, Боже, нам единство подай". Ее слова я часто повторяю. Но есть еще и поговорка: "На Бога надейся, да и сам помогай". Поэтому и в дальнейшем я буду противодействовать всем тем, кто будет пытаться насаждать в Украине беспорядок и анархию. Буду противодействовать и убеждением, и словом, и делом.

Еще раз призываю все партии, как представленные в Верховной Раде, так и внепарламентские, в жесткой внутриполитической борьбе, свойственной любой демократии, взвешивать те чрезвычайно сложные внешние обстоятельства, в которых мы с вами совместно строим европейскую Украину. Хотите бороться против президента или правительства либо большинства – на то вы и оппозиция. Но прошу – не расшатывайте Украину. Мы с вами должны совместно беречь ее. Ради нее мы все должны объединиться и так вместе победим.

Слава Украине!