Проект бюджета-2019: Красивые цифры для гнетущей реальности

Проект бюджета-2019: Красивые цифры для гнетущей реальности
Открытый источник

Алексей Кущ

экономист

Правительство презентовало концепцию проекта бюджета на 2019-й год. Название емкое и запоминающееся: "Бюджет розбудови країни". Хотя на моей памяти еще ни один Кабмин не предлагал что-то противоположное, вроде "Бюджет стагнации" или "Бюджет проедания". Красивое украинское слово "розбудова" стало уже общим местом государственной политики и чиновничьего сленга. Все 27 лет применяем приставку "роз" и никак не перейдем к приставке "по", которая позволила бы просто построить качественный дом для 42 млн украинцев или сколько нас там еще осталось. Кстати о количестве, которое у нас имеет значение: перед выборами никто в правительстве так и не озаботился необходимостью провести перепись населения и заложить на ее осуществление необходимую сумму бюджетных затрат. Презентуя будущую смету страны, премьер отметил, что его караван идет, несмотря на подсказки со стороны завистников и недоброжелателей. Мол, это уже третий бюджет. В связи с чем как-то сразу вспоминается диалог из известного фильма "В бой идут одни старики", который в несколько измененном виде мог бы звучать примерно так: "Что, не нравлюсь? Что Вы на меня так смотрите? - Ты у меня третий…".

Новости по теме

На титульной странице кабминовской презентации красовался некий мост, вот только какой? Ну уж точно не Керченский. Даже сразу и не вспомнишь, когда у нас в стране запускали новый мостовой переход. Правда, высшие государственные мужи сейчас соревнуются между собой в "хотении" построить мост. То один из них заявит про мост через Дунай, то другой – через Днестр. Иногда "хотят" через Днепр и Южный Буг. Получается пока лишь "вечно" ремонтировать Южный мост в Киеве.

В общем, политика - это всё преходяще, а бюджеты - вечны… На следующий год заложен рост ВВП в размере 3%. Данный показатель соответствует прогнозу и на этот год. Правда, в 2018-м у бюджета была "маленькая" фора. Все дело в том сегменте ВВП, который приходился на предприятия, размещенные на неподконтрольных территориях, но зарегистрированные в фискальной системе Украины. В прошлом году в результате блокады примерно 1% ВВП был потерян. Особенно это коснулось сектора добычи полезных ископаемых, в первую очередь угля. В этом году фактора экономической блокады временно оккупированных территорий уже не было – именно поэтому у валового продукта сформировалась более благоприятная база для сравнения и, стало быть, роста. Это в 2017-м показатель ВВП сперва составил 2,1%, и лишь с помощью ручного пересмотра НБУ, разглядевшего дополнительные неформальные трансферты трудовых мигрантов на пару миллиардов долларов, Госстат ценой напряжения всего статистического аппарата сумел "натянуть на кукан" ВВП, подняв планку его роста до 2,5%. В текущем году уже не было "тяжелой" базы сравнения, да и технология подсчета денежных переводов физических лиц из-за рубежа успешно обкатана, так что размер ВВП можно "рисовать" почище адъютанта Попандопуло. Надо 3% - нарисуем три. Кстати, по мере "облегчения" экономики и выпадения из нее даже не отдельных предприятий, а целых отраслей, база сравнения ВВП будет "облегчаться" каждый год, и вообще наш валовый продукт будет становиться все стройнее и стройнее. В таком формате экономической политики рост ВВП скоро можно будет стимулировать за счет увеличения выпечки на "Хлебозаводе №5"…

Новости по теме

Что касается курса, то после 30,1 грн/долл., которыми пугали украинцев в этом году, на следующий год решили обрадовать всего 29,4 грн/долл. И это при том, что 2019-й – год двойных выборов (президента и парламента) плюс сопутствующая политико-экономическая турбулентность. И самое главное – возврат внешних долгов. А это миллиарды долларов, которые очень трудно будет перезанять даже у МВФ, учитывая, что договороспособность нынешних провластных элит сократилась до жизненного цикла синантропной мухи. А просто так деньги нам уже никто не даст. Хотя в части погашения внешней задолженности правительство излучает такой оптимизм, что застит солнце: в 2018-м планируется сократить уровень внешней задолженности к ВВП до 60%, в 2019-м до 52,2%, а в 2020 – до 49%. Таким образом, скептики и ретрограды, думающие, что выход Украины заключен в наборе из двух альтернатив (дефолт или рефинансирование долгов, то есть замена старых на новые, длинные и дешевые), окончательно посрамлены. Долги будут погашаться, о чем и свидетельствует уменьшение их отношения к валовому продукту. Правда, есть еще вариант, что пропорция будет улучшена за счет скоропалительного роста экономики, но шансов на подобное развитие событий немного. Контроверсионно к курсовому оптимизму прозвучала оценка торгового дефицита (товары и услуги): планируется его расширение с нынешних -10,4 млрд долл. до -11,7 млрд долл. В условиях отсутствия прямых иностранных инвестиций перекрыть эту дыру можно лишь за счет заимствований либо увеличив трансферты заробитчан. В общем, экспорт рабочей силы будет усилен, ведь кроме дополнительных пары миллиардов долларов поступлений в платежный баланс страны это приведет еще и к уменьшению вредоносного электората. Ну а в части создания стимулов для миграции из страны наиболее активной части населения наши чиновники не знают себе равных. С оставшимися можно будет "покалякать" на языке субсидий и минималки. Кстати о минималке: ее планируют повысить до 4175 гривен. В общем, как всегда, повышать платежеспособный спрос правительство намерено с помощью выдавливания из бизнеса большего удельного веса "белых зарплат". Вообще индикатор минимальной зарплаты превращается в некий сакральный символ повышения благополучия аборигенов: все о нем слышали, никто за такие деньги не работает, но если "он" повышается – это хорошо для племени.

Новости по теме

Инфляция в следующем году планируется на уровне 7,4%, а на текущий - 9,9%. Последняя цифирь вообще занятна: правительству нужно обязательно перед выборами сократить ценовую динамику до однозначного числа. Это хорошо "продается" в рекламных политических роликах. Да, 9,9% - это не десять, хотя НБУ с его правилами округления мелочи был бы явно против. Таким образом, в следующем году нас ждет новая песня из альбома НБУ "инфляционное таргетирование" под названием "семь-сорок".

Что касается доходов сводного бюджета, то они запланированы на уровне 1,292 трлн грн, рост на 130 млрд грн. При этом ВВП в фактических ценах должен вырасти с 3,45 трлн грн в текущем году до 3,9 трлн грн в следующем. И вот тут мы и подходим к самому интересному месту – адекватности бюджета реальному состоянию экономики и его влиянию на нее же. Уровень перераспределения бюджета на 2019-й год составит как минимум 33% ВВП. В современном мире данный индикатор является ключевым в определении налоговой нагрузки в той или иной стране. Развитые государства, экономический рост которых находится в интервале 1-2%, могут позволить себе распределять через бюджет 40-45% ВВП, а в некоторых случаях и все 50%. Эффективные государственные институты позволяют им достаточно быстро и прозрачно использовать через статьи бюджетных расходов существенную часть национального валового продукта. Этому способствует и высокое качество государственного управления. Распределение осуществляется преимущественно в пользу социальных статей. Такие страны, как Китай, могут позволить себе наращивать государственные инвестиции в экономику и проводить независимую внутреннюю промышленную политику. В свою очередь те страны, которые ставят перед собой целью выход из кризиса и набор высоких оборотов экономического развития, традиционно существенно снижают перераспределение бюджета через ВВП. В свое время Япония для выхода из послевоенного кризиса в период 1945-1960 годов сократила бюджетные расходы с 30 до 19% ВВП. И это в период послевоенной разрухи, когда люди страдали от голода и тотального безденежья. Россия за последнее время, в условиях санкций, существенно сократила расходы бюджета по отношению к ВВП (до 20%) и планирует сократить еще – до 14%, памятуя о судьбе бывшего СССР, который перед своим крахом распределял через бюджет до 70% ВВП. Польша, которую у нас в качестве примера часто любят упоминать, распределяет с помощью бюджетных механизмов всего 19% ВВП.

Новости по теме

Все это говорит о том, что в нашем правительстве так и не пришли к осознанию того факта, что национальная экономика не заработает без снятия бюджетной удавки с ее горла. Не по Сеньке шапка – мы не можем тратить в год почти треть ВВП. С таким показателем макроэкономического перераспределения мы никогда не выйдем на устойчивую динамику роста в 7-8%. Та же Япония, которая в 1950 году по показателю ВВП на душу населения в шесть раз отставала от США, к 1980-м годам практически нивелировала отставание и только после достижения качественных показателей ключевых экономик мира начала постепенно повышать уровень бюджетных расходов – до 32% в 1990 году.

Оптимальный уровень бюджетной нагрузки для Украины – не более 25% ВВП, то есть при планируемом на будущий год размере валового продукта в 3,9 трлн грн расходы бюджета нужно установить на уровне не более 975 млрд грн. С учетом планового дефицита доходы сводного бюджета не могут превышать 900 млрд грн. Таким образом, в будущем году из экономики чрезмерно изымут почти 400 млрд грн, которые могли дать примерно 1-2% дополнительного прироста ВВП. Это те драгоценные проценты в динамике развития, которых нам так не хватает для выхода на более динамичный уровень роста (от 5% в год). Отсутствие пакета экономических реформ, особенно в части структурной перестройки экономики, заставляет правительство все время откладывать очевидное – сокращение монетизации государства (распределение ВВП через бюджет).

Новости по теме

Правительство в погоне за сыром в виде нового миллиарда "на социальные программы и дороги" с удовольствием зашло в простую "бюджетную ловушку": можно увеличивать абсолютное значение дефицита (в 2019-м он запланирован на уровне 90 млрд грн) и при этом декларировать его относительное сокращение (по отношению к ВВП). В следующем году бюджетный дефицит составит не более 2,3% валового продукта. Выглядит все это весьма презентабельно, вот только за красивой ширмой - инфляционный механизм раздувания ВВП, который позволяет одновременно повышать бюджетные доходы и выполнять требование МВФ относительно показателя бюджетного дефицита. Очевидно, что данный сценарий никак не сочетается с жесткой монетарной политикой НБУ в виде высокой учетной ставки и низких темпов наращивания денежной базы. Значит, НБУ и дальше будет выполнять роль "инструмента принуждения правительства к послушанию" в руках президента. "А если не будут слушаться – отключим кэш". Можно наращивать бюджет с помощью инфляции или реального роста экономики, можно совмещать первое и второе, что успешно делали практически все украинские правительства. Но в 2014-м году в Кабмине явно утратили меру и чувство баланса. С тех пор министры так вошли во вкус, выплачивая обесцененные зарплаты и пенсии за счет инфляции, что уже не могут остановиться и требуют новую "дозу". В следующем году номинальный прирост доходов бюджета составит 11% и значит вновь три из четырех гривен поступлений в бюджет будут обеспечены за счет роста цен, а не реальной экономики.

Хотя нынешнему правительству в следующем году достаточно втиснуть в девятимесячный бюджет всю его годовую норму по доходам, используя авансовую уплату налогов и другие механизмы, например, форсированное перечисление прибыли НБУ. А дальше выборы и песня "семь-сорок", почти как и запланированная инфляция: "Семь-сорок наступило. Часами всё отбило, а поезд не приехал. Нет его и всё, но вот: мы всё равно дождёмся, мы всё равно дождёмся, даже если он опоздает и на целый год".

Алексей Кущ

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров