Проведение референдума относительно мира с Россией: Демократия или перекладывание ответственности?

Проведение референдума относительно мира с Россией: Демократия или перекладывание ответственности?
Пресс-служба президента Украины

Максим Скрипченко

Политолог-международник

На что готов пойти новый президент ради мира на Донбассе? Согласно результатам последних социологических исследований, проведенных различными компаниями, важнейшей для решения проблемой сегодня является вопрос российской агрессии на Донбассе (более 60%), и это не тайна.

Собственно, сам Зеленский, еще будучи кандидатом в президенты, активно выступал на тему мира на востоке Украины. Однако он уже приступил к выполнению обязанностей гаранта, а на главные вопросы до сих пор нет ответа: Как мы вернем оккупированный Донбасс? Как вернем аннексированный Крым? На что готовы пойти президент и Администрация для прекращения огня? Что из перечисленного является важнейшим и чем можно пожертвовать ради другого?

Справедливости ради ответов на эти вопросы не было и раньше. Каждый из них прячет под собой огромный пласт сомнений, жертв, страха и мечтаний, а потому любой ответ сразу будет бить по уровню поддержки новоизбранного президента, который заинтересован в его сохранении для получения большего количества мест в парламенте на внеочередных выборах. По этой причине спешить с ответом Администрации президента и действительно не стоит, ведь он пошатнет рейтинг.

Новости по теме

В любых переговорах надо чем-то жертвовать, исключением бывают ситуации, когда большая сила диктует свои условия, скрывая их под вывеской "переговоры". Предположим, что наш случай – классические переговоры, где стороны слушают друг друга, высказывают позиции и ищут компромисс. У каждой стороны есть свои "красные линии" (то, на что они не согласятся ни при каких обстоятельствах), все остальное – обсуждается, иногда долго и трудно, но обсуждается.

Мастером в этом деле был Андрей Громыко, министр иностранных дел СССР, которого еще называли "Мистер Нет". Он умел очерчивать "красные линии" там, где их на самом деле нет, таким образом заставляя другую сторону приходить к "компромиссу", который был более выгоден для СССР. Сейчас этот метод взяли на вооружение дипломаты РФ.

В своей инаугурационной речи Владимир Зеленский отметил, что "готов на все, чтобы наши герои не погибали". Сразу затем он дополнил: "Не теряя территории. Никогда". Позже глава Администрации президента Андрей Богдан дополнил, что Украина также не готова терять людей.

Итак, есть первые "красные линии" – территории и люди. Недавно Зеленский также отмечал, что курс на ЕС и НАТО закреплен в Конституции, а значит его надо продолжать. При этом он говорит о референдуме по этому поводу, а поэтому мы не можем назвать его "красной линией". На этом моменте мы закрываем перечень наших критических исходных переговорных точек, ведь о других новая Администрация еще не заявляла.

Нам трудно говорить обо всех "красных линиях" России, ведь, имея большие ресурсы и используя подход Громыко, Москва может вводить в заблуждение относительно важных для нее вещей. Мы можем назвать очевидные интересы для Кремля: автономия Донбасса в составе федерализованной Украины, примирение Украины и Запада с потерей Крыма, поддержка русского языка, невозможность членства Украины в НАТО, широкое экономическое сотрудничество Украины с РФ (привязка рынков), однако не знаем, что именно из перечисленного является для Путина самым главным.

Каждый из этих пунктов является болезненным для Украины, ведь знаменует потерю субъектности и вредит национальным интересам. Самой простой разменной монетой может быть вопрос языка. Для русскоязычного Зеленского он решен: он считает, что языковой вопрос только разъединяет людей и что он всегда был способом манипуляции.

Россия, в то же время, хотела собрать заседание в Совете Безопасности ООН по поводу принятия Верховной Радой закона о языке. То есть вопрос языка может стать первым элементом компромисса в переговорах, ведь для самого Зеленского и его команды он не является принципиальным: ранее он говорил, что языковые квоты – плохая идея, ведь язык нужно распространять методом "пряника", а не "кнута".

Предоставить русскому языку особый статус – первое, что могут согласовать две стороны. Между прочим, сценарий ослабления языкового законодательства новая Администрация уже использует в отношениях с Венгрией.

Однако каким будет уровень поддержки такого решения среди населения? И это мы говорим о наиболее очевидном способе начать разговор относительно мирных переговоров. Чем дальше – тем тяжелее, другие решения будут приводить к еще большему сопротивлению внутри Украины. Из этого следует план президента относительно проведения референдума, через который народ сам решит, на что он готов пойти.

Конечно, это в определенной степени снятие политической ответственности правящей верхушки, ведь мандат президента и депутата позволяет подписать соглашение, исходя из того, что их для этого и избрали. Проведение референдума покажет, что это решение принял не президент или Верховная Рада, а ваши соседи по подъезду, поэтому власть здесь ни при чем. Демократия или перенос ответственности – думайте сами.

Особенно учтите влияние России на внутреннюю ситуацию в нашем государстве и медиакампании, которые развернутся при подготовке к волеизъявлению. И дело в том, что РФ не так хочет реальных переговоров, как диктует свои условия, а мы, как более слабая держава, должны искать что-то взамен. Частой практикой является расширение списка объектов переговоров.

Например, в 1962 году США разместили в Турции ядерное оружие, которое могло за 5-10 минут достичь территории СССР, тогда как Москва могла ответить лишь через 25 минут и через весь континент, то есть это давало Вашингтону стратегическое преимущество. СССР не пошел на переговоры, пока не разместил ядерное оружие на Кубе и не уравнял ситуацию.

Только тогда начались переговоры. Конечно, потенциалы России и Украины невозможно сравнить, однако Украина тоже может кое-что предложить России во время переговоров. Речь идет не только об отмене санкций, которые ударили по российской экономике, но и об отмене новых неординарных мер, которые Украина может создать с помощью международных партнеров.

Возможно, это будут меры, которые будут вредить и нам, но России они будут вредить больше. Список таких мер длинный - от предотвращения работы шахт, работающих на оккупированной территории (разумеется, без человеческих жертв), и до полной блокады территорий. Это примеры самых радикальных решений, которые, очевидно, не будут по нраву новой власти.

Пока что Зеленский вполне продолжает внешнюю политику своего предшественника, акцентируя на усилении санкций против РФ, Киев не выходит за пределы Минска и нормандского формата.

Однако когда пройдут выборы и мы получим новый парламент, в котором новый президент будет иметь собственную политическую силу, начнется активная стадия мирных переговоров по новым сценариям. Тогда придет время обрисовать наши "красные линии". И, если таки будет референдум, то сам народ, каждый из нас будет определять, на что он готов пойти ради прекращения войны на Донбассе.

Сколько и что мы отдадим – все будет зависеть только от нас. А это только первый этап, за ним идет возврат Донбасса и Крыма. На фоне этого становится понятным тезис Зеленского, что “каждый из нас - президент”. Но готов ли каждый из нас быть президентом?

Максим Скрипченко

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

Источник: 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>