Пять плюсов и пять минусов новой энергетической стратегии Украины

Эксперты отрасли и предприниматели неоднократно отмечали, что несовершенство украинского энергетического законодательства выступает существенным, если не основным, "тормозом" проводимых реформ отрасли. Однако в Стратегии эта проблема лишь констатируется, а не определяет пути ее решения

Пять плюсов и пять минусов новой энергетической стратегии Украины
Фото из открытых источников

Тимур Чмерук

Предприниматель

Эксперты отрасли и предприниматели неоднократно отмечали, что несовершенство украинского энергетического законодательства выступает существенным, если не основным, "тормозом" проводимых реформ отрасли. Однако в Стратегии эта проблема лишь констатируется, а не определяет пути ее решения

18 августа постановлением № 605-р Кабмин утвердил "Новую энергетическую стратегию Украины до 2035 года: Безопасность, энергоэффективность, конкурентоспособность" (далее – ЭСУ), принятие которой является важным шагом в развитии отрасли. Но даже первоначальное ознакомление с текстом показало, что он подготовлен в лучших традициях аппаратного документотворчества.

Новости по теме

По моему мнению, важно, что в разработке документа при поддержке европейских структур и экспертов приняли участие ведущие украинские неправительственные организации и госучреждения. На одном из этапов разработки Стратегии были проведены публичные обсуждения с участием представителей ведущих научно-исследовательских институтов, отраслевых компаний, международных и национальных общественных организаций, отечественных и иностранных экспертов. Это свидетельство того, что наши министерства все-таки предпринимают попытки отойти от стандартных подходов к решению стратегических вопросов.

В своих идеях ЭСУ отталкивается от очевидных фактов экономического положения страны, состояния энергетики, в т. ч. в Евросоюзе в целом.

При этом следует обратить внимание как на положительные, так и на отрицательные моменты новой стратегии.  

Итак, о положительных моментах.

Во-первых, Стратегия фиксирует на нормативном уровне тенденцию возрастания роли в энергетическом балансе страны ядерной энергетики, гидроэнергетики, ветровой и других возобновляемых источников энергии (далее – ВИЭ) с наименьшим уровнем выбросов парниковых газов.

Во-вторых, в Стратегии отмечается, что избавлению страны от углеводородной зависимости будет способствовать рациональное и обоснованное развитие ядерной энергетики. Авторы Стратегии признают ее одним из наиболее экономически выгодных источников энергии, а повышение доли "атома" в общем объеме генерации - трендом развития отрасли.

В-третьих, авторы Стратегии признают, что перед украинской энергетикой стоят новые экономические и технологические вызовы, требующие поиска и внедрения разработок в области добычи, переработки ископаемых видов топлива, производства, трансформации, поставки и потребления энергии.

В-четвертых, в Стратегии делается правомерный вывод о необходимости формирования новой энергетической политики государства.

В-пятых, считаю достижением Стратегии введение в официальный оборот такого понятия, как "сознательное энергоэффективное общество", позволяющее наиболее емко охарактеризовать конечную цель всех мероприятий, предусмотренных Стратегией.

Новости по теме

К числу процессуальных характеристик "сознательного энергоэффективного общества" Стратегия относит: снижение энергоемкости ВВП; внедрение и постоянное совершенствование системы энергетического менеджмента; формирование и регулярный мониторинг энергетического баланса Украины, его оценка по критериям эффективности; стимулирование энергосбережения на уровне потребителей, формирование энергоэффективного сознания у граждан; стимулирование повышения энергоэффективности путем адресной монетизации субсидий конечному потребителю, минимизация объемов субсидирования в перспективе; повышение энергоэффективности на этапе генерации электро- и теплоэнергии, снижение потерь энергии в дальнейшем при ее передаче и распределении; обеспечение полноты и прозрачности учета всех форм энергии и энергетических ресурсов.

 И наконец, о том, с чем нельзя согласиться. 

Так, при наличии указанных и ряда других положительных моментов и новаторских положений Стратегия, все-таки имеет существенные недостатки.

Во-первых, хотелось бы видеть все-таки не просто Стратегию, а Национальную энергетическую доктрину, в которой бы отражались исходные теоретические предпосылки развития отрасли, подробный анализ ее состояния и причин, сформировавших его.

Во-вторых, Стратегия построена в традиционных тонах "истины в последней инстанции". В ней, к сожалению, ничего не говорится о возможных сценариях развития, альтернативных проектах виденья развития отрасли, об их оценке и ее критериях.

В-третьих, при ознакомлении со Стратегией остается непонятным, чем обосновываются те или иные конкретные показатели, заложенные в ней, и сроки, определяемые для их достижения. Думаю, что указания на то, что при разработке ЭСУ использовались методы экономико-математического моделирования и прогнозирования, явно недостаточно.

В-четвертых, текст Стратегии содержит очень странное, на мой взгляд, положение о том, что "в отличие от предыдущих энергетических стратегий, метод прогнозирования будущего состояния энергетической системы заменяется на составление алгоритмов для достижения желаемых результатов". Если я верно понял авторов Стратегии, речь идет о переходе регулирования отрасли и ее развития на "ручной режим"? В таком случае, зачем нужна сама Стратегия?

В-пятых, в Стратегии указано, что "реализация ЭСУ также потребует разработки новых и изменения существующих законодательных и подзаконных актов, ряда отраслевых норм, регламентирующих деятельность в энергетической сфере". Однако далее по тексту это абсолютно правильное положение нигде и никак не развивается. Многие же эксперты отрасли и предприниматели неоднократно отмечали, что несовершенство украинского энергетического законодательства выступает существенным, если не основным, "тормозом" проводимых реформ отрасли.

В завершение еще раз подчеркну, что принятие Новой энергетической стратегии Украины является важным историческим событием для всей отрасли, которое будет иметь многочисленные последствия, надеюсь, что в большинстве -  положительного характера. И очень сожалею, что непродуманные и невыраженные в Стратегии перспективные идеи развития энергетики не только не нашли отражения в ней, но и могут вызвать негативные последствия. 

Тимур Чмерук

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров