banner banner banner

Пятиуровневая пенсионная система для обеспечения достойных пенсий

В Украине основную нагрузку по выплатам пенсий выполняет государственный Пенсионный фонд. Но и размер средней пенсии (2646 грн), и хронический дефицит ПФ, связанный с демографическими диспропорциями и нерациональной системой налогообложения, свидетельствуют о необходимости поиска оптимального решения по реформированию системы пенсионного обеспечения нетрудоспособных граждан.

Пятиуровневая пенсионная система для обеспечения достойных пенсий
Из открытых источников

Катерина Одарченко

Политический консультант

В Украине основную нагрузку по выплатам пенсий выполняет государственный Пенсионный фонд. Но и размер средней пенсии (2646 грн), и хронический дефицит ПФ, связанный с демографическими диспропорциями и нерациональной системой налогообложения, свидетельствуют о необходимости поиска оптимального решения по реформированию системы пенсионного обеспечения нетрудоспособных граждан.

Пенсионный фонд Украины является краеугольным камнем солидарной системы, который обеспечивает средствами к существованию 11,5 млн украинских пенсионеров. Это первый уровень, который имеет преимущества и ограничения.

Преимуществом является возможность оперативного обеспечения пенсионеров средствами, которые взимаются с доходов застрахованных работников в форме единого социального взноса. 

Солидарная система может быть эффективной, если соотношение застрахованных плательщиков социального взноса и пенсионеров, которым ПФ выплачивает пенсии, составляет 5/1.

Предел устойчивости солидарной системы заканчивается в случае, если пропорциональное соотношение плательщиков и пенсионеров выравнивается. В Украине оно составляет 1/1. 

По данным Пенсионного фонда, в 2018 году общая сумма пенсионных выплат составляла 352,7 млрд грн. Численность застрахованных лиц, которые платят взносы в ПФУ, в начале 2019 года составила 13,1 млн человек.

Новости по теме

В результате такого соотношения Пенсионный фонд имеет хронический дефицит, который покрывается за счет государственных трансфертов в различных формах.

Как можно реформировать пенсионную систему без ограничения прав и законных интересов застрахованных лиц и пенсионеров?

В действующем законе “О пенсионном обеспечении” предусмотрено, что солидарная часть Пенсионного фонда наполняется не из всех видов доходов и застрахованных граждан, и даже не со всех работников.

Таким образом, первое задание для уменьшения дефицита ПФ - решить проблему неофициального трудоустройства и увеличения поступления средств от трудоустроенных граждан. 

Пенсионный фонд из года в год имеет дефицит. Вследствие этого он не может обеспечить не только достойный материальный уровень обеспечения нетрудоспособных граждан, но и необходимый и достаточный уровень, предусмотренный Конвенцией Международной организации труда № 102 “О минимальных нормах социального обеспечения”, - то есть не меньше 40% от средней заработной платы.

В Украине было несколько этапов реформирования пенсионной системы с целью ее модернизации и уменьшения уровня дефицита ПФ. В 2003 году правительство пыталось создать трехуровневую систему пенсионного обеспечения:

1) обязательная солидарная;

2) обязательная государственная накопительная; 

3) частные пенсионные фонды.

Несмотря на все попытки, сейчас в Украине полноценно действует только солидарная система. Обязательной накопительной нет, и очень ограниченно функционирует система частных пенсионных фондов.

Проблема заключается в том, что для развития и функционирования следующих уровней необходим развитый финансовый рынок, как инструмент для сохранения и приумножения пенсионных вложений.

Накопительная система может полноценно функционировать лишь при условии соблюдения трех важных условий:

  • уровень минимальной пенсии должен быть не меньше прожиточного минимума (это условие соблюдается от сентября 2004 года);
  • бюджет Пенсионного фонда несколько лет подряд должен быть бездефицитным;
  • рост экономики два года подряд быть положительным.

Но все три условия в Украине никогда одновременно не придерживались. Не было экономических предпосылок для полноценного функционирования второго и третьего уровней.

При этом значительным преимуществом обязательной накопительной системы является то, что даже в случае преждевременной смерти владельца пенсионного счета до его выхода на пенсию все аккумулированные средства получают в наследство потомки.

Но эта система не будет эффективно работать, поскольку накопленные средства невозможно с гарантией их сохранения и приумножения разместить на фондовом рынке Украины или вложить их в другие высоколиквидные активы.

В Украине, в отличие от других стран, например, Болгарии и Казахстана, налоговыми агентами для застрахованных лиц являются работодатели. Взносы в ПФ взимаются с фонда оплаты труда.

Вследствие этого никто из наемных работников этих денег не видит и не осознает их значения для своего будущего. В упомянутых выше странах права наемных работников защищают профсоюзы, и одним из инструментов такой защиты является обязательное легальное трудоустройство и пенсионное страхование.  

Во время следующих этапов пенсионной реформы в 2011 и 2017 годах положение застрахованных лиц было существенно ухудшено - выросли нормативы пенсионного возраста как для мужчин, так и для женщин, а также число необходимых лет страхового стажа - до 35 лет.

Пенсионный возраст приблизился к средней продолжительности жизни, особенно это касается мужчин. Возникла парадоксальная ситуация - застрахованные лица могут просто не дожить до выхода на пенсию и никогда не воспользуются уплаченным взносам в ПФ.

Новости по теме

Вследствие этого растет количество граждан, которые теряют мотивацию для участия в системе государственного пенсионного страхования и уплаты взносов в Пенсионный фонд. В результате увеличивается уровень тенизации оплаты труда наемных работников. 

Для обеспечения стабильности пенсионной системы необходимо создать два дополнительных уровня:

- страховой уровень для оказания паллиативного ухода для людей пенсионного возраста (финансирование медицинских учреждений не обеспечивает минимально необходимый пакет медикаментов и ухода, предоставляя только пакет услуг проживания и питания, который ежемесячно составляет 7-12 тысяч грн);

- система корпоративных пенсионных фондов. Этот уровень может стать новой составляющей корпоративной культуры, который будет мотивировать работников к длительным трудовым отношениям и лояльности.

Таким образом, структурированная пенсионная система Украины должна состоять из 5 уровней. В среднесрочной перспективе это позволит равномерно распределить по ключевым направлениям финансовые ресурсы, обеспечит достойный уровень жизни для людей нетрудоспособного возраста.

Ключевым фактором для успешного проведения реформы структуризации системы пенсионного обеспечения является устойчивое экономическое развитие страны на протяжении нескольких лет - для генерации и аккумулирования необходимых финансовых ресурсов.

Екатерина Одарченко

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

 

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>