banner banner banner

Реалии антикоррупционной реформы в Украине

Сложилась парадоксальная ситуация: в МВД подразделения для борьбы с коррупцией ликвидированы, а СБУ для антикоррупционной деятельности не имеет законодательной базы

Реалии антикоррупционной реформы в Украине
Фото из открытых источников

Алексей Зубов

Финансист

Сложилась парадоксальная ситуация: в МВД подразделения для борьбы с коррупцией ликвидированы, а СБУ для антикоррупционной деятельности не имеет законодательной базы

После визита в Киев главы внешнеполитического комитета Бундестага Норберта Реттгена снова на повестке дня встал вопрос антикоррупционной реформы. Экономика Украины показывает значительный спад. Как воздух, государству нужны инвестиционные поступления из крупнейших экономик Европы, в частности Германии. Катастрофически высокий уровень коррупции разъедает государственный аппарат изнутри и блокирует поступление внешних инвестиций.

Задекларированные властью антикоррупционные реформы сильно растянулись во времени и существуют только на бумаге. Какой-либо внятной формы все еще приобрести не могут. Отсутствует воля принимать политические решения для борьбы с коррупцией.

С момента обретения независимости, борьбу с коррупцией декларировали практически все силовые структуры. Главными "игроками" были ГПУ, ГУБКОП СБУ, ГУБОП МВД. В 2012 году после принятия нового Криминально-процессуального кодекса, окончательно не решен вопрос лишения СБУ полномочий борьбы с коррупцией, и до сих пор этот вопрос остается открытым. В новом КПК ст. 368, 369 не являются подследственностью СБУ.

В апреле 2015 г. на тот момент глава СБУ Валентин Наливайченко открыто заявлял: "Мы очень надеемся, что дальше парламент будет поддерживать изменения в закон, которые с одной стороны позволят оптимизировать число сотрудников СБУ и сконцентрировать на ключевых направлениях… Это контрразведка и борьба с терроризмом. Другие функции, не присущие европейской спецслужбе, должен законодатель от нас забирать и передавать в другие органы".

Новости по теме

Сложилась парадоксальная ситуация: в МВД подразделения для борьбы с коррупцией ликвидированы, а СБУ для антикоррупционной деятельности не имеет законодательной базы. В новом Криминально-процессуальном кодексе ст. 368, 369 не являются подследственностью СБУ. Более того, с 2012 года после принятия нового КПК шло планомерное сокращение штатов в Управлении "К" и перераспределение кадров по другим направлениям работы ведомства. Де-факто СБУ ведет борьбу с коррупцией "нелегально".

Весной 2015 года на 26-м году своего существования был ликвидирован ГУБОП МВД, т.е. орган, обладавший серьезными оперативными наработками, техническими возможностями, способными вести борьбу с коррупцией.

Для обывателя ГУБКОП СБУ и ГУБОП МВД – это примерно одно и то же, но это не так. СБУ, как и любая спецслужба, ведет длительные разработки, в основном, анализирует и изучает процессы в обществе. Операции подразделений центрального аппарата ГУБКОП СБУ, или как их еще называют Управление "К", всегда были эффектными и громкими (например, дело экс-главы Госфинуслуг Василия Волги или еще более яркий пример, который потускнел на фоне нынешних громких задержаний, - дело судьи Львовского апелляционного суда Игоря Зварыча, прозванного "колядныком"). Основным направлением их работы были разоблачение коррумпированных чиновников в правоохранительных органах, судах, таможне, прочих структурах государственной власти. УБОП МВД по своему предназначению дублировал "старших братьев".

С момента основания этих подразделений между ними не прекращалась конкуренция. Бывали случаи, когда сотрудники становились фигурантами оперативных разработок друг друга. Например "Кашники" во время совершения преступления задерживали офицера МВД, а через две недели уже кто-то из "сбушников" попадал в жернова УБОПа. Антикоррупционые органы собирали взаимный компромат для его реализации в кризисный момент столкновения интересов.

Новости по теме

Логично было бы предположить, что причиной таких конфликтов стало "крышевание" и "теневые бизнес-схемы" (в покрывании наркобизнеса обвиняли СБУ и УБОП). Присматривая друг за другом, удерживался статус-кво не только между силовыми ведомствами, но и баланс между находящимися у власти различными политическими группировками. Да, они регулярно в каждый отчетный период показывали результат в виде громких разоблачений в высоких (но не высших) эшелонах власти, но подобные мероприятия без санкции первых лиц государства никогда не проводились.

На самом деле, это не борьба с коррупцией, а вынужденные жертвоприношения на алтарь "богов коррупции". За годы независимости проблема никуда не делась, наоборот, приобрела системный, всесторонний характер. Коррупция в Украине пронизывает все сферы жизни и сопровождает нас, начиная с рождения (рожать бесплатно можно, но небезопасно) и до смерти (попробуйте, получить место на кладбище). Органы прокуратуры можно лишь номинально отнести к борцам с коррупцией, поскольку согласно Криминально-процессуального кодекса самостоятельно добывать оперативную информацию они не могут, да не нет у них специального аппарата. Прокуратура - это орган, через который проходит реализация уже готовых разработок, проведение досудебного следствия и собственно поддержание обвинения в суде либо закрытие дела. В октябре 2014 был принят закон "О Национальном антикоррупционном бюро Украины" (НАБУ), а с апреля 2015 года это Бюро уже физически существует. Организационно-штатная структура в общих чертах известна: состоит из семи межобластных управлений, численность личного состава 700 человек. Основное направление работы – борьба с коррупцией высших должностных лиц. Полноценно Бюро заработает в 2016 году, как предполагается. Но уже отметились скандалом.

Новости по теме

В итоге, на сегодняшний день в Украине нет четкой понятной и действующей антикоррупционной системы, ее еще предстоит создать и настроить.

Явление коррупции в Украине нужно рассматривать с двух точек зрения: с точки зрения низов и с точки зрения верхов. Коррупция в низах – это способ выжить и оплатить минимальные жизненные потребности (например, как иначе выжить "бюджетнику" с зарплатой 2400 грн). Коррупция в верхах – это система перераспределения государственных благ в теневой частный сектор в интересах олигархических групп и организованной преступности.

Ведь в наших реалиях всем понятно, что высокопоставленный чиновник просто так не занимает должность, он должен быть членом "команды". Второй вызов - разорвать порочный круг "низов" и "верхов". Низам обеспечить достойную оплату труда и контроль, верхам - отделение государства от олигархических групп. Третий вызов - перестроить всю систему государственного аппарата в некоторых отраслях, возможно, даже с нуля.

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>