Рекомендации для нового правительства

Рекомендации для нового правительства
Из открытых источников

Катерина Одарченко

Политический консультант

Новый состав Кабинета министров утвержден и надо следить за работой новой команды, поддерживать в позитивных начинаниях, критиковать в отрицательных и верить, что Украина изменится.

Большинство состава новой команды не стало неожиданностью, кандидатов обсуждали в прессе и журналисты активно насыщали медийное пространство новыми деталями и инсайдами о них.

Это вынуждало общество обсуждать каждого кандидата и изучать их биографию. Это естественно, ведь запрос на новые лица порождает высокие требования к каждому из кандидатов.

Перед началом структурных изменений и реформ необходимо диагностировать проблемы, которые есть сейчас. Некоторые из реформ, которые были начаты с 2014 года, имеют смысл и перспективу, но они проводятся без взаимосвязи с другими отраслями, из-за этого наблюдается дисбаланс.

Реформа государственного управления

Изменения в парламентской и правительственной структуре государственного аппарата давно назрели, ведь мы часто были свидетелями разбалансированности и отсутствия координации действий между ветвями власти и министерствами.

Индикатором эффективности системы госуправления является индекс глобальной конкурентоспособности. В 2018 году из 140 стран Украина заняла 110 место в номинации "государственные институты" и 82 место в категории "бремя государственного регулирования". Это не приговор государству, это вызов новой команде.

Даже существует большое различие структур парламентских комитетов с министерствами. В результате, законопроекты, которые подает Кабмин, не всегда находит профильный комитет. Идеи новой команды объединить, реструктурировать или ликвидировать некоторые министерства, не особо коррелируются с теми задачами, которые стоят перед страной.

Новости по теме

Идеи "государства в смартфоне" и диджитализации находят положительный отклик у общества, однако целью должно быть не только упрощение коммуникации между гражданином и государственным аппаратом, а еще и в эффективности предоставления административных услуг.

Электронным управлением является процесс осуществления государственного управления с использованием информационных технологий для обеспечения эффективного менеджмента.

Кроме этого, важным является вопрос подотчетности и прозрачности государства обществу. Трансформация бумажной бюрократии на электронные реестры и платформы является положительным намерением, однако есть ли деньги у государства для оснащения цифровыми гаджетами каждого ЖЭКа, учитывая, что во многих министерствах используются устаревшие компьютеры.

Для всестороннего воплощения необходимых преобразований важно, чтобы новая команда заручилась опытом других стран, таких как Сингапур или Эстония. Кроме этого, в условиях военной агрессии важным являются средства защиты информационных систем и лучшего оснащения киберполиции.

Рынок земли

Полноценное экономическое развитие страны почти невозможно без рынка земли. О снятии моратория на землю говорят давно, однако о реальной необходимости и целесообразности такой реформы начали активно говорить только последние несколько лет. При том, что земельная реформа является фактором экономического роста.

Сегодня Украина находится в клубе стран наряду с Северной Кореей, Кубой, Венесуэлой и Конго. Цивилизованные страны уже давно разрешили своим гражданам распоряжаться землей как собственностью.

Более того, с 2018 года мораторий на продажу земли сельскохозяйственного назначения Европейским судом признан таким, что нарушает права человека, а именно право на собственность.

Однако и здесь не все так просто. Каждая реформа это изменения, и надо четко осознавать, какая модель изменений подходит именно для Украины. В странах, которые уже прошли данный путь, есть как положительные, так и отрицательные примеры. Изучая международный опыт, можно с уверенностью сказать, что некоторые модели реформы показали свою низкую эффективность в других странах.

В первую очередь необходимо определить цели реформы. Европейский опыт реформирования предусматривает две ключевые ориентиры: развитие сельского хозяйства или социально ориентированное село.

Предложенные Украине законопроекты не имеют полной поддержки у населения, ведь потенциально могут отражать интересы отдельных аграриев.

Существует четыре основных аспекта при изучении иностранного опыта: сформирована ли частная собственность, как осуществлялась земельная реформа, какие ограничения рынка земли там установлены и как функционирует земельный рынок.

Новости по теме

Основное, что должны понимать реформаторы это то, что открытие рынка не должно быть самоцелью, важным является то, в каком формате он функционирует, кто получит преимущества и как сбалансировать компромисс между всеми участниками отношений.

Например в Венгрии, Польше и Румынии существуют ограничения количества площади у одного владельца. В то время, как в других странах – Хорватия, Болгария или страны Прибалтики, нет таких ограничений. В Чехии, Польше и Болгарии нет налоговой нагрузки, что способствует развитию предпринимательства в этом секторе.

В то время как в Германии, Нидерландах, Дании или Швеции высокие налоги и экологические требования. В Западной Европе земельный рынок является более либерализованным и нет ограничения в отношении иностранных покупателей, в отличие от европейских стран постсоветского блока, где такие ограничения есть.

Однако в таких странах как Австрия, Бельгия и Франция сделки купли-продажи земли отдельно рассматриваются и утверждаются местными госорганами, что обуславливает невысокую стоимость гектара земли. В скандинавских странах нет ограничений на доступ иностранцев к земле, однако они устанавливают строгие экологические требования и даже специальное образование для фермера.

Например в Ирландии и Великобритании наиболее либерализована политика в этом отношении и это приводит к большему повышению цен на землю, чем в странах Европы, но негативно отражается на динамике рынка, ведь не каждый может себе позволить дорогостоящую землю.

Показательным для Украины может служить опыт Греции, где рынок земли существует, но нет земельного кадастра, нечеткое законодательство и значительный уровень бюрократии, что в результате приводит к тому, что рынок земли малоразвитый. Это четко указывает на то, что реформы связаны между собой и должны дополнять друг друга.

Для того, чтобы подобрать оптимальную модель земельной реформы для Украины, необходимо не только учесть опыт других стран, а также учесть собственные особенности, влияющие на индикатор цен, инвестиционной привлекательности и защищенности крестьян.

Для этого следует разработать несколько вариантов пилотных программ реформы и организовать широкое обсуждение, привлекая экспертов, фермеров и иностранных представителей.

Децентрализация

Уже прошлый состав Кабинета министров отмечает реформу местного самоуправления как одну из самых успешных за всю каденцию. Действительно, создание объединенных территориальных общин способствует сосредоточению средств местных налогов на местах и лучшему развитию отдельной общины.

Однако в этом случае ярко замечается контраст между другими реформами, когда отдельная ОТО все еще остается несамостоятельной и зависимой от центральной власти. Социальная сфера ярко это демонстрирует.

Несмотря на наличие более широких полномочий на местах, не каждая община может обеспечить создание социальной инфраструктуры вроде детских садов, школ, медицинских учреждений или районных отделов полиции. Здесь реформа децентрализации упирается в реформу медицины, образования или правоохранительных органов.

Новости по теме

При этом наблюдается массовый отток человеческого ресурса за границу, а это является признаком, что не каждый может найти рабочие места с достойной оплатой труда, иметь социальную защиту и с перспективой самореализации.

Эти факторы не могут быть отделены от реформы децентрализации. Должны быть разработаны экономические программы и модели для общин, предусматривающие комплексное развитие как столицы, так и каждого отдельного села.

Новая команда должна сосредоточиться на создании единовекторной стратегии реформирования страны, чтобы реформа каждой отдельной отрасли не была отделена, а создавала гармоничную систему ориентирования на модернизацию, быстрое развитие государства и благосостояние каждого украинца.

Конечно, это далеко не все направления, которые требуют улучшения, но это те, без которых говорить о реформировании страны невозможно.

Новые, технократические кадры в правительстве это прекрасная идея и то, чего требует общество. Однако, понимая украинские политические реалии, прогнозировать им абсолютную и беспрепятственную эффективность довольно сложно. Люди, которые не были в политике раньше, довольно туманно представляют себе систему государственного управления и ее реформирования.

Считаю, им необходимо заручиться поддержкой опытных людей, которые имеют опыт и знакомы с историческими факторами и спецификой украинского государства.

Екатерина Одарченко

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>