banner banner banner banner

"Ричард Джуэлл": обыкновенный герой глазами Клинта Иствуда

Режиссер снова исследует судьбу маленького человека в большом историческом событии, при этом ловко освещая актуальную тему фейковых новостей

"Ричард Джуэлл": обыкновенный герой глазами Клинта Иствуда
Кадр из фильма "Ричард Джуэлл" Kinomania/Warner Bros.

Юлия Потерянко

Журналистка, 112.ua

Режиссер снова исследует судьбу маленького человека в большом историческом событии, при этом ловко освещая актуальную тему фейковых новостей

Клинт Иствуд в мае этого года отпразднует 90-летие. Возраст по любым меркам глубоко пенсионный, да и за плечами громадная карьера актера и режиссера. Тем не менее, патриарх Голливуда и не планирует снижать темп. На этой неделе в украинский прокат выходит его 38-я (!) режиссерская работа – биографическая драма "Ричард Джуэлл".

В основе картины – история теракта, случившегося во время Олимпиады 1996 года в американской Атланте (Джорджия). Тогда в Олимпийском парке под башней с техническим оборудованием, обслуживавшим концерт, неизвестный заложил бомбу. Рюкзак с самодельным взрывным устройством нашел рядовой охранник мероприятия Ричард Джуэлл. Он же поднял тревогу и отвел от опасного места людей. В результате от взрыва погибло всего двое, хотя жертв могло быть значительно больше, ведь бомба была начинена шурупами и гвоздями, которые разлетелись вокруг эпицентра взрыва, ранив более сотни человек. Сначала Джуэлла чествовали как национального героя, спасшего множество жизней. А затем в местной газете вышел скандальный материал со слитой из ФБР информацией о том, что охранник является главным подозреваемым в этом деле, поскольку идеально подходит под стандартный психологический портрет жаждущего внимания террориста-одиночки. Общественность, как обычно, не стала разбираться в деталях, приняла напечатанное в газете как данность и тут же навесила на Джуэлла ярлык негодяя, а журналисты начали следить за ним в круглосуточном режиме, превратив его жизнь в ад.  

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Ричард Джуэлл" Kinomania/Warner Bros.
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Ричард Джуэлл" Kinomania/Warner Bros.
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Ричард Джуэлл" Kinomania/Warner Bros.
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Ричард Джуэлл" Kinomania/Warner Bros.

Казалось бы, на такой фактуре можно построить неслабый драматургический конфликт, нагнав саспенса: виновен все же Джуэлл или невиновен? Ошибаются его мама Боби (Кэти Бейтс) и адвокат Уотсон Брайант (Сэм Рокуэлл) или их доверие к Ричарду полностью обосновано? Но режиссерский стиль Иствуда исключает подобные спекуляции. Он предпочитает рассказывать истории прямолинейно, изначально доверяя своим героям. Вообще, пожалуй, сложно найти среди современных голливудских режиссеров более человечного отношения к персонажам, чем у Иствуда.

Поэтому же злодей из ФБР и негодяйка-журналистка в "Ричарде Джуэлле" получились не демоничными антигероями, а обыденными персонажами, жертвами собственных страстей и недостатков. Агент Том Шоу (Джон Хэмм) ленится расследовать дело, пропускает важные доказательства и с удовольствием хватается за нежизнеспособную версию, лишь бы побыстрее свалить вину на первого попавшегося обвиняемого и отправить это дело в суд – пусть там разбираются. В свою очередь амбициозная репортерка Кэти Скраггс (Оливия Уайлд), мечтающая побыстрее свалить из местечковой газеты на какой-нибудь телеканал, готова на что угодно, лишь бы раскопать любую сенсацию, прогреметь и отправиться вверх по карьерной лестнице. Оба не прочь немножечко нарушить установленные процедуры и закон, чтобы побыстрее добиться своего и почить на лаврах. Оба же – персонажи вымышленные, символическое олицетворение неповоротливой государственной машины и ушлых СМИ, соответственно, для которых зачастую жизнь простого человека особо ничего не значит.

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Ричард Джуэлл" Kinomania/Warner Bros.
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Ричард Джуэлл" Kinomania/Warner Bros.
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Ричард Джуэлл" Kinomania/Warner Bros.
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Ричард Джуэлл" Kinomania/Warner Bros.
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Ричард Джуэлл" Kinomania/Warner Bros.

Противостоят им сам Ричард Джуэлл, блестяще сыгранный комиком Полом Уолтером Хаузером, его адвокат и мама – символические воплощения благородства, справедливости и доброты, соответственно. Причем образ Джуэлла в чем-то перекликается с образом Артура Флека из нашумевшего "Джокера" – он такой же простодушный недотепа, мечтающий нести людям пользу (в данном случае, оберегать их безопасность), живущий с мамой и плохо принимаемый обществом из-за своей наивности и нелепости. Впрочем, ключевое отличие в том, что его мать – женщина безусловно любящая и бесконечно поддерживающая, верящая в своего сына, несмотря ни на что. Поэтому Ричарду удается сохранить уверенность в себе, проигнорировав чужие насмешки и собственные неудачи. Позднее ему на помощь приходит еще и друг в лице независимого адвоката. Иронично, что Ричард при этом верит в могущество правоохранительной системы, ее способность защитить простого гражданина, а его защитник относится к ней скептически, поэтому предпочитает работать один, без партнеров, и следовать только за своим чутьем.

Основная троица актеров играет под руководством Иствуда просто блестяще. Пол Уолтер Хаузер и вовсе находка команды фильма. Ранее актер светился во второстепенных ролях и как правило не самых крупных проектах, а роль в "Ричарде Джуэлле" получил благодаря поразительному внешнему сходству с историческим прототипом и любви режиссера к принятию быстрых решений. Иствуд в интервью рассказывал, как они с кастинг-директором сопоставили две фотографии и поняли, что мужчины могли бы быть родными братьями. Поведение Хаузера на экране выглядит даже более органичным, чем у оскароносных Кэти Бейтс и Сэма Рокуэлла. Вот он представляет себя настоящим супергероем, охраняя студгородок местного университета; вот – старается делать вид, что не замечает журналистской осады, выгуливая собаку; вот – по простоте душевной поступает так, как считает нужным, а не так, как велит ему адвокат; а вот пытается нежно утешить свою горюющую маму.

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Ричард Джуэлл" Kinomania/Warner Bros.
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Ричард Джуэлл" Kinomania/Warner Bros.
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Ричард Джуэлл" Kinomania/Warner Bros.
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Ричард Джуэлл" Kinomania/Warner Bros.

В контексте современного кино, которое пытается во что бы то ни стало спровоцировать зрителя на все более сильные эмоции и впечатления, новая работа Клинта Иствуда может показаться немного скучноватой. Но опять же, это особенность его режиссерского почерка – не создавать аттракцион и впечатлять резкими сюжетными поворотами, а планомерно и убедительно рассказывать историю. За основным повествованием режиссер предпочитает ненавязчиво скрывать и важные социальные вопросы, которые время от времени затрагивает. Например, в "Ричарде Джуэлле" вдумчивый зритель рассмотрит месседж об опасности фейковых новостей и слепого доверия печатному слову. Впрочем, у Иствуда этот месседж не обретает характер манифеста, как и его стариковская сентиментальность не превращается в излишний мелодраматизм. В итоге "Ричард Джуэлл" оказывается картиной о добре и зле, о правде и кривде и о том, что хорошие все равно в конце концов побеждают. А современному кино так не хватает таких обнадеживающих сюжетов без излишнего надрыва.

Источник: 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>