"Рокетмен". Байопик, который мы заслужили (на самом деле да)

Сравнение фильма с "Богемской рапсодией" было просто неизбежным

"Рокетмен". Байопик, который мы заслужили (на самом деле да)
Кадр из фильма "Рокетмен" Paramount Pictures

Юлия Потерянко

Журналист, 112.ua

Сравнение фильма с "Богемской рапсодией" было просто неизбежным

После того, как драма о фронтмене группы Queen Фредди Меркьюри стала самым популярным музыкальным байопиком в истории кино, близко подобравшись по сборам к отметке в миллиард долларов, сомнений не осталось – нас ждет целая волна экранизированных жизнеописаний популярных музыкантов. И вот в мировой прокат выходит яркая музыкальная картина о еще одной суперзвезде рока 70-80-х гг., самом успешном сольном артисте Великобритании, сэре Элтоне Джоне. И "Рокетмен" получился фильмом, который можно назвать "Богемской рапсодией" здорового человека.

Объединяет оба байопика очень схожая фабула – мальчик из глубокой провинции, рано проснувшийся талант, непростые отношения с семьей, не сразу осознанная героем гомосексуальность, внезапная мировая слава, не самые чистые на руку люди в окружении, страсть к эпатажу и даже смена имени. А также режиссер Декстер Флетчер, который во время съемок "Рапсодии" экстренно заменил уволенного студией Брайана Сингера и, по словам актеров, привнес в итоговый монтаж много веселья. За что, к слову, был упомянут в титрах только как продюсер. Байопик Элтона Джона он режиссировал полностью.

"Рокетмен" рассказывает историю Элтона Джона от ранних детских лет, через первые успехи, знакомство, работу и дружбу с поэтом Берни Топином (Джейми Белл), бегство в наркотический и алкогольный дурман и до момента, когда певец поборол всех своих демонов и наконец принял себя таким, как есть. Хронологически – примерно до начала девяностых. При этом картина не пытается воссоздать события жизни сэра Элтона, как в документальном кино. Жанр "Рокетмена" его авторы определили как фантазийный байопик, раскрыв события из жизни музыканта с помощью приемов классического киномюзикла и через его собственные песни. Так одним из первых в антураже 1950-х гг. звучит сингл аж 2001 года I Want Love. В оригинальной интерпретации баллада рассказывает о переживаниях одинокого мужчины среднего возраста в поисках любви, а в фильме же раскрывает семейную драму, бушевавшую вокруг маленького Реджинальда Дуайта – такое имя получил Элтон Джон при рождении.

По словам самого музыканта, впервые он увидел этот отрывок во время просмотра "Рокетмена" в кинотеатре, и сцена заставила его расплакаться. Тут стоит отметить, что сам сэр Элтон трудился над картиной в качестве исполнительного продюсера, однако, как он объяснил в большой колонке для издания The Guardian, минимально вмешивался в творческий процесс и до конца не знал, что в итоге получилось у Флетчера и продюсера картины, супруга музыканта Дэвида Ферниша. "До этого момента я держался на определенном расстоянии от процесса создания фильма о моей жизни. Я внес несколько предложений, провел пару дней на площадке, сказал "да" или "нет" некоторым важным решениям и два или три раза встретился с Тэроном Эджертоном, который меня играет", – так Элтон Джон описал свой вклад в создание картины. К слову, долгостроя – проект пролежал на полке добрых два десятка лет, прежде чем уйти в работу. Музыкант не хотел давать делу ход. Стеснялся.

Тем не менее, "Рокетмен" обходится с жизнеописанием Элтона Джона довольно аккуратно, не впадая в грех придания событиям излишнего драматизма на потеху публике, как то было с "Рапсодией" (достаточно вспомнить притянутую за уши клишированную, а вдобавок еще и вымышленную сцену под дождем). Естественно, неточности, в том числе хронологические, есть, но они некритичны и зачастую вписаны в сценарий для того, чтобы неподготовленному зрителю было легче понять контекст. Так в фильме имя Элтон юный Реджи Дуайт принимает в честь Элтона Дина, с которым играл в группе Bluesology (факт), а фамилию Джон – в честь Джона Леннона (вымысел). Битлом юный музыкант действительно восхищался, а позднее дружил с ним и стал крестным его сыну Шону. Вторую же часть псевдонима он взял еще до знакомства с Ленноном в честь куда менее известного британского блюзмена Джона Болтри. Объяснение этого факта рядовому зрителю сильно перегрузило бы повествование, что в фантазийном фильме смотрелось бы по меньшей мере нелепо.

Не менее нелепым музыкант счел и буквальное копирование своего образа. Тем более, что, по правде говоря, это все равно невозможно, особенно когда речь идет о таких ярких личностях, как Элтон Джон или тот же Фредди Меркьюри – где-то обязательно вылезут какие-нибудь "уши Безрукова" или накладные зубы Малека. Поэтому он и настоял на том, чтобы на главную роль выбрали не максимально похожего внешне, а именно поющего актера, который не просто открывал бы рот под фонограмму. Остальное должны были сделать (и сделали) очки, костюмы и прически Элтона Джона, а также его музыка.

К слову, с вокальной частью Эджертон справился блестяще. По настоянию Элтона Джона, он не только спел практически все песни сам, но еще и не стал копировать тембр музыканта. "Элтон сказал не пытаться звучать, как он, что сложно, когда ты его играешь", – поделился актер с изданием The Hollywood Reporter. И вдобавок рассказал, что лишь часть песен для фильма была записана в студии. Многие писали живьем прямо на съемочной площадке во время дублей. В итоге цель музыканта была достигнута – при просмотре "Рокетмена" не возникает неприятного ощущения, будто главный герой просто открывает рот под фонограмму, а сам имеет о вокале лишь отдаленное представление.

Как не остается от "Рокетмена" и ощущения, что историю специально выхолостили для того, чтобы привлечь внимание максимально широкой аудитории, не шокировав ее. Как в "Богемской рапсодии", где из-за чрезмерной осторожности Брайана Мэя от возмутительного, вызывающе прекрасного и блестящего Фредди Меркьюри, который сам себя звал великим лицедеем, осталась одна манерность и немножечко невроза. В "Рокетмене" этой осторожности нет. Более того, сам сэр Элтон настоял на том, чтобы не снижать рейтинг картины с R (только для взрослых зрителей) до PG-13 (просмотр не желателен детям до 13 лет), как предлагали продюсеры. "Моя жизнь не подпадает под этот рейтинг. Нет, я не планировал фаршировать фильм наркотиками и сексом, однако все в курсе, что и того, и другого было в моей жизни довольно много в семидесятые и восьмидесятые, поэтому не было смысла снимать картину, в которой я бы после концерта тихо возвращался в гостиничный номер, выпивал стакан теплого молока и листал Библию", – написал все в той же колонке музыкант. Так что в итоговый монтаж вошли и сцены употребления наркотиков, и блэкауты, когда под действием веществ герой выпадал из жизни на дни, а то и на недели, а также несколько сцен однополого секса. Особенно горячим получилось первое свидание Элтона Джона с его будущим менеджером Джоном Ридом (Ричард Мэдден).

В итоге у Элтона Джона, как бы ни принижал он свое влияние на картину, получилась по-хорошему эгоистичная история, в которой все второстепенные персонажи, включая постоянного соавтора и ближайшего друга Элтона Берни Топина, с которым они работают с середины 1960-х и по сей день, именно что второстепенные. Они деликатно обрамляют рассказанную от первого лица (как и в давшей название фильму песне Rocketman) историю. Местами гротескную, местами фантасмагоричную историю о внутренних переживаниях главного героя – его застенчивости, инаковости, глубоком одиночестве, детских травмах и принятии себя таким, как есть.

Собственно, на этом моменте повествование и обрывается. Всю ту часть жизни, где Элтон находит любовь, заводит семью, обретает счастье и даже с гордостью пересаживает на лысеющую голову волосы, вынесли на финальные титры. Потому что счастье любит тишину. Вместо натужной музыкальной драмы для всей семьи у авторов "Рокетмена" получился сверкающий и переливающийся яркими огнями одновременно веселый и грустный, предельно откровенный мюзикл с живым центральным персонажем, увлекательным сюжетом и прекрасной музыкой. Ради которого стоит даже преодолеть свои предрассудки и посмотреть его весь от начала до конца.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>