Кадр из фильма "Счастливый день смерти"
bhfilms.com.ua

Очередная студенческая пирушка закончилась для Три Гелбман не лучшим образом. Утром она проснулась с неслабой головной болью, да еще и в постели какого-то университетского зубрилы-неудачника. Попытка сбежать незамеченной не увенчалась успехом, усугубившись к тому же не самой приятной беседой с подругами.

Продолжение дня также не принесло главной героине ничего хорошего. Желание снять стресс с женатым любовником-преподавателем едва не привело к поимке с поличным, а дорога на вечеринку-сюрприз по случаю своего же дня рождения и вовсе побила все рекорды невезения: девушка стала жертвой маньяка, скрывающего лицо за нелепой однозубой маской.

Хуже того, весь этот странный водоворот неизменно повторяется изо дня в день. Чтобы прервать порочный круг, Три придется найти и обезвредить собственного убийцу.

"Счастливый день смерти" – прекрасный пример того, как не хватая звезд с неба можно сделать неплохой фильм, вдобавок превратив изъезженный жанр в нечто свежее и забавное. При бюджете 4,8 млн долл. (что более чем скромно по голливудским стандартам) лента собрала в США 26,5 млн в первый же уикенд, а по состоянию на конец ноября общие мировые сборы перемахнули за отметку в 100 млн долл. Однако об итоговом доходе фильма говорить пока рано, тем более что международный прокат в некоторых странах, включая Украину, только начался. Но уже сейчас очевидно, что финансовые инвестиции более чем окупятся.  

Режиссер Кристофер Лэндон на съемках фильма "Счастливый день смерти"
bhfilms.com.ua

Для создателей картины, американской компании Blumhouse Productions, такой результат приятен, но не удивителен. Именно из их кинокухни не так давно вышли нашумевшие "Сплит" и "Прочь". Последний фильм вообще стал сенсацией – ничем не примечательный на первый взгляд ужастик оказался мощной социальной драмой, высоко оцененной и киноведами (главный приз Кинофестиваля независимого кино и телевидения Gotham Awards), и зрителями (более 250 млн долл. прибыли при бюджете в 4,5 млн).

Шансы, что "Счастливый день смерти" постигнет такой же оглушительный успех, конечно, малы, но своего зрителя картина уже собирает. Тем более что рейтинг у фильма очень щадящий – PG-13 (просмотр с 13 лет). А это значит, что несмотря на заявленный жанр хоррора, вы не увидите в фильме кровавых фонтанов и багровых ручьев. Убийства в нем обыграны таким образом, чтобы лишь слегка шокировать зрителей (а может, даже и насмешить), но никак не травмировать их психику.

Режиссером фильма выступил Кристофер Лэндон, на счету которого всего три полнометражных игровых фильма, но зато в подходящих жанрах ужасов и пародий. Актерский состав достался автору опытный, но пока не успевший приесться. Исполнительница главной роли Джессика Рот ранее успела мелькнуть в триумфальном "Ла-Ла Ленде", а ее партнер Израэль Бруссар – в "Элитном обществе" Софии Копполы.

Такое сочетание сработало на отлично – актеры умело воплотили на экране все режиссерские задумки, а постановщик, в свою очередь, мастерски скомпоновал не самую примитивную пародию (всего одна туалетная шутка), постмодернистский ужастик и напряженный триллер.

К слову, тема скрещения комедии со страшилкой в кино уже не свежа. Еще в далеком 1975 году мир увидел "Шоу ужасов Рокки Хоррора" – экранизацию популярного мюзикла-пародии на всю на тот момент существующую фантастику и хорроры. В свою очередь вышедшее в самом начале нулевых "Очень страшное кино" напомнило кинодеятелям об этом перспективном направлении, которое они не преминули реанимировать. С тех пор жанр испытал небывалый подъем, и среди успешных его представителей можно выделить картины "Зомби по имени Шон" (2004) и "Хижина в лесу" (2011).

Поэтому учитывая заезженность жанра за последние полтора десятка лет, стремление авторов продолжать в нем творить можно назвать весьма похвальным. И, конечно, еще больше радует тот факт, что некоторые попытки (к которым "Счастливый день смерти" определенно относится) становятся успешными.

В целом фильм получился в достаточной мере ироничным и детективным, но, пожалуй, недостаточно страшным. Хотя последнее можно ему простить за умело воплощенную нетривиальную идею помеси "Дня сурка" с "Криком", помещающую героиню во временную петлю бесконечного умирания. Ну и, конечно, отдельно стоит отметить отличную игру и обаяние Джессики Рот, которые добавляют "Счастливому дню смерти" несколько баллов сверху.

Татьяна Ахапкина