"Сирота Бруклин": Эдвард Нортон возвращается в большое кино

Выступив одновременно актером, режиссером, продюсером и сценаристом, Нортон смог создать красивое и атмосферное кино с неплохими шансами в предстоящий сезон кинонаград

"Сирота Бруклин": Эдвард Нортон возвращается в большое кино
Кадр из фильма "Сирота Бруклин" Warner Bros.

Юлия Потерянко

Журналист, 112.ua

Выступив одновременно актером, режиссером, продюсером и сценаристом, Нортон смог создать красивое и атмосферное кино с неплохими шансами в предстоящий сезон кинонаград

Прошло 20 лет с тех пор, как Эдвард Нортон сыграл в культовых "Американской истории Икс" Тони Кэя (1998) и "Бойцовском клубе" Дэвида Финчера (1999). После выхода этих картин за Нортоном закрепилось звание голливудского интеллектуала и звезды первой величины. С последним у актера в последнее время были проблемы – после съемок в роли супергероя Халка громких проектов и больших ролей у него не было. Но на память о карьерном взлете конца девяностых у Нортона осталось еще кое-что – впечатления от прочитанного тогда романа американского писателя Джоната Летема "Сирота Бруклин" (1999). Права на экранизацию он приобрел сразу после выхода книги и с тех пор не прекращал работать над проектом. Нортон сам написал сценарий, перенеся действие из девяностых в пятидесятые годы; долго размышлял над кандидатурой режиссера и в итоге взял эту работу на себя. А также исполнил в фильме главную роль, тем самым явственно дав понять, что он не только хочет, но и может по-настоящему громко вернуться в большое кино. Причем именно как интеллектуал, создающий качественный оригинальный продукт.

Стилистика, которую Нортон выбрал для своего фильма, – это неонуар с его наклонными ракурсами, медитативными длинными кадрами, красивой музыкой, незримой опасностью в каждой сцене и причудливой игрой светотени. Располагает к такому решению и детективный жанр литературного первоисточника, сюжет которого мастерски размывает границы между добром и злом, преступлением и наказанием, содержит, кроме истории с расследованием, красивую любовную линию. Роман Летема даже получил несколько литературных наград.

Переработав книжную историю для экранизации и добавив в нее от себя злодея Мозеса Рэндолфа, созданного на основе реально существовавшего "главного строителя" Нью-Йорка Роберта Мозеса, Нортон позвал в картину настоящих мастодонтов Голливуда. Например, того самого Рэндолфа исполнил Алек Болдуин (номинация на "Оскар" и по три "Золотых глобуса" и "Эмми"). Кроме него в картине заняты Брюс Уиллис (две "Эмми" и "Золотой глобус"), Уиллем Дефо (четыре номинации на "Оскар"), Бобби Каннавале (две "Эмми"), а также Черри Джонс (две "Эмми"). Себе Нортон отвел в этом ансамбле самую большую и сложную роль – страдающего синдромом Туретта детектива Лайонела Эссрога.

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Сирота Бруклин" Warner Bros.
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Сирота Бруклин" Warner Bros.
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Сирота Бруклин" Warner Bros.
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Сирота Бруклин" Warner Bros.
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Сирота Бруклин" Warner Bros.

Лайонелл, он же Бруклин, он же Притрушенный – сирота, которого с несколькими другими парнями, вытащил из приюта владелец детективного агентства Фрэнк Мина (Уиллис), дав им кров и работу. Герой Нортона, что не совсем типично для неонуара, хороший парень, благодарный и искренне преданный своему наставнику. Терзающий его синдром Туретта с характерными тиками в виде непроизвольных движений и выкрикивания ругательств сильно осложняет Лайонеллу-Бруклину жизнь. Вместе с тем у него есть и "суперсилы" – феноменальная память и способность к максимальной концентрации внимания. Все эти психические особенности Нортон отыгрывает блестяще, причиняя своим поведением дискомфорт не только экранным партнерам, но и зрителям. И если первым достаются навязчивые извинения, то вторые, раз за разом вздрагивая от все новых тиков, плотнее вжимаются в кресло кинозала, вроде бы и резко отвлекаясь на эти особенности, но вместе с тем все глубже погружаясь в насыщенный сюжет.

А что касается сюжета, то в "Сироте Бруклине" есть все, чтобы увлечь даже довольно искушенного зрителя – мастерски закрученная детективная линия с убийством, харизматичный беспринципный злодей, страшная семейная тайна (и не одна), подмена личности, а также любовная история между добросердечной красавицей Лорой (Гугу Мбата-Роу) и потрепанным странным Лайонеллом. Не чужды фильму и важные социальные темы, как то расизм, коррупция, несправедливость и бедность, что недвусмысленно намекает – при работе над своим проектом Нортон нацеливался на крупные награды вплоть до "Золотого глобуса" и "Оскара".

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Сирота Бруклин" Warner Bros.
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Сирота Бруклин" Warner Bros.
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Сирота Бруклин" Warner Bros.

Вместе с тем, актер и режиссер не носится со своим травмированным персонажем, который, по собственным словам, ощущает себя "словно у него откололся кусок мозга и живет своей жизнью". Жалеть Лайонелла совершенно некогда – несмотря на личную трагедию в виде убийства Фрэнка Мины и сложности, вызванные синдромом Туретта, он сразу же берется за поиск убийц своего наставника, попутно работая над начатым им делом. Он проходит большой путь от джаз-клубов Гарлема до трущоб Бруклина и, наконец, роскошных залов политической элиты Нью-Йорка, добираясь до Мозеса Рэндолфа (Болдуин), перед которым не испытывает никакого пиетета, несмотря на то, что тот – один из самых влиятельных людей Нью-Йорка, жадный до денег и ни во что не ставящий городских бедняков.

К слову, об интерьерах, костюмах и в целом антураже "Сироты Бруклина" – это одна из сильнейших сторон картины. Каждый предмет, каждый статист, каждая тень в кадре находятся на своем месте, работая на более глубокое раскрытие эмоционального фона сцен и объяснение сюжетных поворотов. Главный пример – шляпа Фрэнка, которую он перед смертью требует сберечь во что бы то ни стало.

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Сирота Бруклин" Warner Bros.
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Сирота Бруклин" Warner Bros.
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Сирота Бруклин" Warner Bros.

Так же тщательно подобран и саундтрек, над которым вместе с композитором Даниэлем Пембертоном трудились вокалист Radiohead Том Йорк и его напарник по супергруппе Atoms for Peace – Фли (Red Hot Chili Peppers). Рокеры написали для фильма песню Daily Battles, а к созданию аранжировки заглавной песни в стилистике Майлза Девиса и пятидесятых привлекли джазового трубача и композитора Уинтона Марсалиса. Музыку, которая получилась в итоге, выпустили не только на стримингах, но и издали на виниле.

Единственное, что может расстроить киноманов в "Сироте Бруклине" – это несколько шаблонный хэппи-энд с легким привкусом карамельного попкорна. Тем не менее в эпоху бесконечных франшиз и бездумного развлекательного кино, у Нортона получилось написать, поставить и сыграть удивительно цельную историю со смыслом, с великолепными персонажами, отличной актерской игрой и потрясающе красивой визуальной и музыкальной составляющей. Было бы неплохо отметить его весьма удачный камбек в большое кино парочкой номинаций на "Оскар". Если не в категории "Лучшая мужская роль", где триумф пророчат Хоакину Фениксу в образе Джокера, то в "Лучшем адаптированном сценарии" наверняка.

Юлия Потерянко

Ксения Борчевская

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>