Ryanair

Оригинал на странице Сергея Фурсы в Facebook

Вопрос активной "зрады" по поводу ухода "Райнэйр" – это вопрос не авиации. И не популизма. Это вопрос корпоративного управления.

Ведь в чем проблема? В споре двух субъектов, а он все еще продолжается, даже после того как ирландцы хлопнули дверью и вышли (при этом пристально наблюдают из-за угла, как будут нагибать "Борисполь" с помощью общественного мнения), украинцы встали на сторону не отечественной государственной компании, а на сторону иностранцев. И дело тут даже не в том, что у нас комплекс неполноценности. Дело в доверии. В доверии руководству аэропорта "Борисполь". Будь на месте Борисполя "Нафтогаз", и веди он такие жесткие переговоры, то реакция была бы совсем другая.

А что мы имеет в Борисполе? Сначала скандал на конкурсе. И персона назначенного товарища уже вызывала сомнения. Потом еще ряд скандалов. Последний – с рекламой, которую отдали без конкурса человеку, пришедшему "от Кононенко". И все. Доверия нет. А значит, и нет поддержки. Можно что угодно рассказывать о том, что "Райнэйр" требует нерыночных тарифов, все равно никто не поверит, что ты руководствуешься интересами компании и государства, а не лоббируешь интересы МАУ. И обвинять в этом других очень трудно. Потому что кредит доверия уже потерян. Репутация стоит дорого. И теряется быстро.

Новости по теме: Хотим жить по-новому, но работаем по-старому: Какие выводы следует сделать из скандала вокруг Ryanair

И да, экономически для аэропорта приход "Райнэйр" может быть не таким интересным. Тем более, для полноты картины, необходимо отметить, что "Борисполь" в последние годы демонстрирует хорошие показатели. И реально превращается в международный хаб. Но вопрос прихода такого лоукостера как "Райнэйр" – это вопрос не только прибыльности аэропорта "Борисполь". Это вопрос появления Украины на туристической карте Европы. Это имиджевый проект. Зайдут они, вслед за ними массово начнут заходить другие. И это не только позволит украинцам путешествовать в Европу. Это позволит европейцам приезжать в Украину и тратить тут свои деньги. Если мы где-то и конкуренты в настоящий момент (и будем конкурентные в ближайшем будущем), то в сфере услуг. Потому что у нас дешево. А сфера услуг – это самое перспективное направление в настоящее время, потому что люди будут работать все меньше, а свободного времени у них будет все больше. И его надо будет где-то проводить. И поэтому так важно, чтобы в Украину было попасть просто, а главное дешево. И первым должен зайти флагман, после которого побегут игроки поменьше. Это как с приватизацией. Мы должны продать первый объект красиво и прозрачно. Но совершенно не важно, по какой цене. Главное, чтобы покупатель был чистый и прозрачный иностранец, который приобрел объект на конкурсе с понятными условиями. И тогда второй-третий-четвертый объекты мы продадим дороже. И после захода топ-инвестора, прибежит косяк из мелочи.

И да, условия "Райнэйр" не интересны частным компаниям. Таким как "Жуляны". Потому что их интересует только прибыль. И в этом их право. Хоть тут можно было бы рассмотреть вопрос и дотаций со стороны города Киева, который больше других заинтересован в том, чтобы пьяные британцы тратили свои деньги тут. А "Жуляны" – это очень удобно. Так, кстати, поступил город Львов. Но если руководство Киева тупит, то остается только вариант государственной компании. И тут мы приходим снова к вопросу корпоративного управления. Потому что будь на месте Рябикина управленец с репутацией, который бы вышел и не нес ахинею про неприятие британского права, а сказал бы, "что государственная компания должна приносить прибыль, и я работаю день и ночь, чтобы это так и было. Вы это видите. Поэтому я понимаю необходимость прихода лоукостера, но я понимаю, что это крайне важно для государства Украина, но моя задача другая, и я готов на компромиссы, но только если наблюдательный совет и министерство готовы принять наши убытки от запуска нового терминала или готовы покрыть эти убытки за счет денег налогоплательщиков". Но в Борисполе другой менеджмент.

Новости по теме: Мы расстались, не встретившись: Реакция соцсетей на уход Ryanair

В Украине есть успешные примеры реформирования государственных компаний. Когда на честном конкурсе под присмотром иностранных партнеров выбирали менеджмент, который кардинально менял ситуацию. Это и "Нафтогаз", и "Укргазвидобування", и "Укрпочта" и аэропорт "Львов". Но на этом все. После того, как ушел Айварас, политическая воля закончилась. И с тех пор ничего не было сделано. А реформа корпоративного управления максимально саботируется. Как в вопросе назначения независимого менеджмента, так и в вопросе формирования наблюдательных советов. И пока не произойдет изменения тут, мы обречены и на коррупцию в государственных компаниях и на тотальное недоверие к руководству госкомпаний. И иногда это становится даже политической проблемой.

Сергей Фурса

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.